Гарантии принципа самостоятельности местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.11.2018

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Беляева, О. А. Гарантии принципа самостоятельности местного самоуправления / О. А. Беляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53814/ (дата обращения: 05.07.2020).



Ключевые слова: местная власть, гарантия, муниципальная собственность, бюджетное законодательство, местное самоуправление, традиция, деятельность органов, принцип, публичная власть, местная традиция.

В традиционном понимании гарантии деятельности органов местной власти учеными в области муниципального права разделяются на общие гарантии, такие как политические гарантии, экономические гарантии, социальные гарантии, духовные гарантии) и специальные гарантии (организационные гарантии, финансово-материальные гарантии, территориальные гарантии, отраслевые, судебные, контрольные, институциональные и другие).

Отметим, что вышеперечисленные виды гарантий деятельности местной власти являются взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга, взаимодействуют с конституционными нормами с учетом разности их объема. Политические гарантии осуществления местной власти в науке связывают с реализацией и осуществлением такого политико-правового режима в государстве, который бы обеспечил функционирование и деятельности органов местной власти в самом обществе [1].

Например, к таким условиям можно отнести особенности и осуществление стабильной деятельности любых институтов органов государственной власти и самих должностных лиц, таких как Президент РФ, Федеральное Собрание РФ как представительный законодательный орган, Правительство РФ как орган исполнительной власти, органы судебной системы и прокуратуры и т. д. [2].

Кроме того, к политическим гарантиям самостоятельности органов местной власти следует отнести право населения на обеспечение защиты своих прав, в том числе и права на создание и участие в деятельности органов местной власти. Также важнейшей политической гарантией местной власти можно назвать обеспечение правового режима законности и правового порядка в деятельности органов местной власти.

Так как политические гарантии деятельности местной власти очень тесно взаимосвязаны с конституционными нормами и правовым режимом, именно они формируют общий каркас и основу деятельности органов местной власти на конкретной территории, определяя особенности деятельности органов местной власти как смежного института власти с иными органами публичной власти.

Как известно, нормы Основного закона нашего государства наполнены социально-юридическими особенностями и, соответственно, обеспечивают стабильность и последующее развитие любых иных политических, экономических, духовных и социальных гарантий органов местной власти, так как именно в условиях развития финансовой нестабильности местной власти необходима стимуляция развития и роли деятельности местной власти по решению вопросов местного значения, в том числе необходимо развитие экономической самостоятельности органов местной власти.

Муниципальная гарантия представляет собой непоименованный в правовой системе один из способов обеспечения исполнения с участием публично-правового образования гражданско-правовых обязательств.

Отдельным аспектом системы гарантированности местной власти является юридическая ответственность как особый правовой институт в системе муниципальных правоотношений. Юридическая ответственность применяется по отношению к различного рода должностным лицам органов местной власти и может быть выражена в различных формам в зависимости от существа и объекта совершенного правонарушения.

Гарантии деятельности местной власти можно классифицировать на международные и внутригосударственные средства и условия, способы защиты права на осуществление местного самоуправления населением.

В зависимости от особенностей предмета правового регулирования деятельности местной власти ее гарантии могут быть как общемуниципальными, так и материально-правовыми, организационными гарантиями и компетенционными гарантиями.

В зависимости от особенностей субъектов местной власти, обеспечивающие конституционные гарантии местной власти, подразделяются на:

– на осуществляющие организацию местной власти субъекты (органы и должностные лица местной власти);

– на осуществляющие надзор и контроль за осуществлением полномочий органами местной власти субъекты;

– на обеспечивающие судебную защиту, конституционный нормоконтроль в сфере осуществления местной власти субъекты;

– на содействующие защите прав местной власти субъекты;

– на обеспечивающие нормативно-правовую основу осуществления местной власти субъекты.

В зависимости от особенностей объектовой направленности правового регулирования деятельности местной власти можно выделить:

– конституционные властно-управленческие гарантии местной власти, которые подразделяются, в свою очередь, на федеральные гарантии, региональные гарантии и собственно-муниципальные.

В муниципальном праве и науке также выделяют финансовые гарантии самостоятельности местной власти. Основные финансовые гарантии закреплены в бюджетном законодательстве и представляют собой экономическую основу деятельности муниципальной власти, так как без соответствующего финансового обеспечения невозможно выполнение возложенных на местную власть полномочий.

В целом гарантии финансово-экономической самостоятельности местной власти выражаются в следующем:

1) органы местной власти самостоятельно и под свою ответственность управляют муниципальной собственностью. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены особенности порядка распоряжения и управления муниципальной собственностью муниципальным образованием. Так, в части 1 этой статьи законодателем было установлено, что органы местной власти в самостоятельном порядке осуществляют владение, пользование и распоряжение принадлежащим им имуществом на основаниях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными правовыми нормами.

При этом муниципальная собственность наряду с иными формами собственности имеет равную правовую защиту от государства.

2) органы местной власти вправе осуществлять передачу во временное или постоянное пользование муниципального имущества физическим лицам и юридическим лицам, федеральным и иным публичным органам государственной власти, органам местной власти, отчуждать либо в соответствии с федеральными законами совершать иные сделки. Дополним, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются правовыми нормативными актами органов местной власти в соответствии с порядком, установленным федеральным законодателем.

В результате пользования муниципальным имуществом доходы поступают в муниципальную казну.

3) органы местной власти могут создавать и участвовать в создании хозяйственных обществ, учреждать муниципальные предприятия и учреждения, которые необходимы для осуществления полномочий по решению вопросов местного назначения.

4) в обязательном порядке наличие муниципального бюджета, так как органы местной власти в самостоятельном порядке осуществляют его формирование, исполнение и утверждение в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

Остановимся на судебных гарантиях деятельности органов местного самоуправления и муниципальных образований. Такие гарантии представляют собой эффективное условие развития местной власти [3].

Рассмотрев систему гарантированности деятельности органов местной власти, мы можем отметить, что гарантии местной власти характеризует определенная системность, которая отражается в следующем:

а) сочетание целостности и разделения в правовом статусе органов местной власти, которое следует одновременно рассматривать как субъектно направленные нормы и конституционные нормы, действующие в системе норм конституционного права, объединенные определенной целостностью;

б) проведение структуризации системы конституционных правовых норм, обеспечивающих их непосредственное единство и взаимосвязанность внутри самой правовой системы;

в) выделение многочисленных гарантий, предполагающих выбор субъектами права из специально-нормативной фактуры подходящих им гарантий защиты своих прав либо свобод, либо охраняемых законом интересов субъекта;

г) функционирование и реализация конституционных норм, которые обеспечивают общие гарантии стабилизации правовой системы в случаях несистемного перестроения либо возникновения либо действия либо реализации правовых норм, которые создают «системный эффект», при котором правовые конституционные нормы становятся объемнее системы норм текущего законодательства в целом;

д) комбинация аксиологических норм Основного закона государства и праксиологических конституционных средств правового воздействия на развитие местной власти.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что гарантии самостоятельности местной власти представляют собой правовые средства и правовые условия, которые позволяют местному населению на территории конкретного муниципального образования быть защищенным от нарушения прав либо свобод либо законных интересов, какого-либо произвола деятельности органов государственной власти и местной власти и их должностных лиц, а также других субъектов муниципальных правовых отношений. Гарантии самостоятельности местной власти являются непосредственно предпосылками для развития всех элементов муниципальных правоотношений с участием местной власти. Эти гарантии, в свою очередь, в объективной форме выражаются как набор правовых условие и средств условий, обеспечивающих беспрепятственное осуществление права на осуществление местной власти населением, функционирование призванных действовать в режиме свободы и демократии муниципальных институтов власти в целом.

Литература:

  1. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О. Е. Кутафин– М.: Юристъ, 2004. — С. 529.Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. — М., 2013. — С. 461.
  2. Самигуллин В. К. Местное самоуправление в контексте его гарантий / В. К. Самигуллин // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 1. — С. 68.
  3. Шайхуллин М. С. Понятие и система конституционно-правовых гарантий местного самоуправления в Российской Федерации / М. С. Шайхуллин// Российская юстиция. — 2018. –№ 1. –С. 16–19.
Основные термины (генерируются автоматически): местная власть, гарантия, деятельность органов, местное самоуправление, муниципальная собственность, орган, норма, бюджетное законодательство, государственная власть, муниципальное имущество.


Похожие статьи

Федеральное законодательство в механизме реализации...

Федеральное законодательство в механизме реализации полномочий органов местного

В практической деятельности органов местного самоуправления вопросы местного

Полномочия органов местного самоуправления определены не только в Федеральном...

Муниципальная собственность как ключевой компонент...

Учитывая, что именно муниципальная собственность деятельности органов местного самоуправления, то можно констатировать, что ее

3. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели.

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Следует указать, что муниципальное законодательство не только обеспечивает правовую защиту органов и должностных лиц местного самоуправления от незаконного вмешательства органов государственной власти в деятельность муниципалитета, но закрепляет основные...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной. Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности — собственником...

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления.

местное самоуправление-деятельность под свою ответственность. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Принципы местного самоуправления-это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса...

Улучшение регулирования деятельности органов местного...

Для улучшения организации деятельности органов местного самоуправления предлагается разработать и принять ряд проектов федеральных и

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное...

Система управления муниципальной собственностью в РФ

Важной задачей органов местной власти является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения...

Похожие статьи

Федеральное законодательство в механизме реализации...

Федеральное законодательство в механизме реализации полномочий органов местного

В практической деятельности органов местного самоуправления вопросы местного

Полномочия органов местного самоуправления определены не только в Федеральном...

Муниципальная собственность как ключевой компонент...

Учитывая, что именно муниципальная собственность деятельности органов местного самоуправления, то можно констатировать, что ее

3. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели.

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Следует указать, что муниципальное законодательство не только обеспечивает правовую защиту органов и должностных лиц местного самоуправления от незаконного вмешательства органов государственной власти в деятельность муниципалитета, но закрепляет основные...

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

Поскольку органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ), то и государственная собственность отлична от муниципальной. Как можно понять из названия, субъектом государственной собственности — собственником...

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления.

местное самоуправление-деятельность под свою ответственность. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Принципы местного самоуправления-это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

Муниципальная собственность как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса...

Улучшение регулирования деятельности органов местного...

Для улучшения организации деятельности органов местного самоуправления предлагается разработать и принять ряд проектов федеральных и

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное...

Система управления муниципальной собственностью в РФ

Важной задачей органов местной власти является управление объектами муниципальной собственности, включающей местные финансы, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения...

Задать вопрос