Автор: Эскиев Муса Абубакарович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Библиографическое описание:

Эскиев М. А. Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 607-610.



Общая характеристика местного самоуправления.

Исторически существовали разные теории местного самоуправления.

Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер) считали, что право общины на заведывание своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее»! Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы; управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления суть органы не государства, а общины. В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть — местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представителями были Р. Моль, А. Васильчиков. Сторонники этой теории сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Обе теории являются разновидностями общественной теории, которая видит «сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов — политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы»3. В России эта теория с ее разновидностями была наиболее популярна в 60-е годы XIX столетия.

Существовала также государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популярности этой теории в России приходится на середину 1970-х годов. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера, с этой точки зрения, есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям. Сущность самоуправления сформулировал Н. И. Лазаревский». Согласно его взглядам, она должна определяться четырьмя пунктами: «самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства; самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления; самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством; органы самоуправления являются органами и представителями самого государства.

Следует отметить, что при некоторых отличиях приведенные выше определения местного самоуправления базируются на следующих общих элементах:

  1. местное самоуправление — форма народовластия, то есть разновидность принадлежащей народу власти. В частях 1-2 ст.3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  2. местное самоуправление есть деятельность. Эта деятельность носит преимущественно публично-правовой (властный) характер, хотя и не исключает возможности использования частноправовых методов;
  3. субъектом этой деятельности выступает население, в том числе через представляющие его органы (должностных лиц). Правом на осуществление местного самоуправления наделяются граждане. Однако граждане — это сначала жители, а лишь потом участники правовых и политических отношений, поэтому выделяется особый субъект — население городских, сельских поселений и других территорий, границы которых определяются с учетом географических условий, исторических и иных местных традиций;
  4. сферой интересов этой деятельности является круг проблем, охватываемый понятием «местные дела» или «вопросы местного значения»;
  5. деятельность эта осуществляется относительно самостоятельно, но в рамках закона;
  6. местное самоуправление-деятельность под свою ответственность. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами по вопросам, отнесённым к их компетенции;
  7. местное самоуправление связано с правом граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами.

Кроме того, местное самоуправление-одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление-это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (неправовых) характеристиках как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.

Право на осуществление местного самоуправления.

Хотя право граждан на осуществление местного самоуправления и не названо в числе прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, данное право является конституционным по смыслу ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 130-133 Конституции РФ и реализуется гражданами путем референдумов, выборов, иных форм прямого волеизъявления. Кроме того, в ст.133 Конституции речь идет о запрете на ограничение прав местного самоуправления. Таким образом, в самой Конституции РФ фактически предусмотрены комплексные права местного самоуправления.

Право на осуществление местного самоуправления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных прав.

Коллективные права можно определить, как права, обладателями которых является местное сообщество (население), осуществляющее самостоятельную деятельность в пределах муниципального образования. Территориальная «привязка» коллективных прав позволяет говорить о сообществе жителей, наделенных правом: а) принимать решения самостоятельно, б) участвовать в принятии решений и в) осуществлять самоуправленческую деятельность через избираемых представителей.

К коллективным правам относятся:

  1. право населения на самоорганизацию и на признание городских, сельских поселений, других территорий в качестве муниципальных образования (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ). Но при этом нужно иметь в виду, что муниципальное образование нельзя самоучредить — все равно решение о создании муниципального образования относится к компетенции субъекта РФ;
  2. право на самостоятельное осуществление населением власти через органы местного самоуправления (ч. 2 ст.3 Конституции, ст.3, 35-39 Федерального закона № 131-ФЗ);
  3. право на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции; ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ). Данное право реализуется через органы местного самоуправления;
  4. право на проведение местного референдума как формы непосредственного осуществления местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);
  5. право на муниципальные выборы, включая выборы депутатов, членов иных выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 Конституции, ст.23 Федерального закона № 131-ФЗ);
  6. право на осуществление иных институтов непосредственной демократии в рамках местного самоуправления;
  7. право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции; п. 3 ч. 1 ст.15, п. 3 Ч. 1 ст. 16, ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ);
  8. право на финансовую самостоятельность, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (ч. 1 ст. 132 Конституции, ст. 52, 53, 55 Федерального закона № 131-ФЗ), включая право на установление местных налогов и сборов;
  9. право на судебную и иные формы государственной защиты местного самоуправления (ст. 133 Конституции, ч. 3 и 4 ст. 3, ст. 19, ч. 2 ст. 20, ч. 3 ст. 21, ч. 7 ст. 44, ч. 3 ст. 73, ч. 3 ст. 74, ч. 6 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ.

К индивидуальным правам относятся:

  1. право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции, ч. 1 ст. 3, ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ);
  2. право граждан быть инициаторами местного референдума, участвовать в его проведении (ч.2 ст.32 Конституции, ч.1 ст. 3, ст. 22 Федерального закона № 131-ФЗ);
  3. право участвовать в иных институтах непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления, в том числе право на индивидуальные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, право на получение полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 28, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ) и право на ознакомление с документами и материалами органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24 Конституции, п. 7 ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ);
  4. право граждан на равный доступ к муниципальной службе (ч. 2 ст. 3, ст. 42 Федерального закона № 131-ФЗ);
  5. право на объединение по месту жительства, включая создание органов территориального общественного самоуправления, инициативное участие в их деятельности (ст. 30 Конституции; ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ);
  6. право членов местного сообщества на обжалование в суде решений и действий (или бездействий) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих индивидуальные или коллективные права местного самоуправления (ст. 46 Конституции, ч. 9 ст. 22, ст. 78 Федерального закона № 131-ФЗ).

Литература:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 10 2003 г.
  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  4. Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г.
  5. Система государственного и муниципального управления: Учебник для ВУЗов. — М.: Издательство РДЛ, 2005. — 592 с. Т. В. Грицюк (132).
Основные термины (генерируются автоматически): местного самоуправления, Федерального закона, органы местного самоуправления, осуществление местного самоуправления, органов местного самоуправления, лиц местного самоуправления, должностных лиц местного, права местного самоуправления, местного сообщества, местное самоуправление, сущность местного самоуправления, определения местного самоуправления, прав местного самоуправления, лица местного самоуправления, рамках местного самоуправления, осуществления местного самоуправления, местного референдума, защиты местного самоуправления, организации местного самоуправления, осуществлении местного самоуправления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос