Статья посвящена вопросу поиска путей повышения эффективности и доступности адвокатских услуг. Актуальность статьи обусловлена дискуссией в российском обществе и в профессиональном адвокатском сообществе о перспективах реформы адвокатуры в Российской Федерации. Автором проведена работа по исследованию законодательного регулирования адвокатской деятельности в РФ и возможных направлений совершенствования организационно-правовых форм адвокатских образований и совершенствования налогового регулирования в этой сфере. Предложен ряд практических шагов, способных, по мнению автора, усилить эффект от проводимой реформы в интересах государства и общества.
Ключевые слова: адвокатура, адвокатская деятельность, бизнес адвокатура, правовая помощь, юридические услуги, налоговое регулирование.
Необходимость реформирования отечественной адвокатуры и законодательства об адвокатской деятельности в Российской Федерации назрела давно, однако поводом для острых дискуссий в профессиональной среде стал подготовленный в Правительстве РФ проект «Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи».
Документ в случае его принятия предусматривает фундаментальные изменения в адвокатуре. Многие практикующие адвокаты выступают категорически против обозначенной в проекте идеи умножить адвокатские ряды за счет юристов, не обладающих соответствующим статусом.
В то же время большинство региональных палат, а также Федеральная палата адвокатов считают реформы необходимыми, однако до сих пор в адвокатском сообществе нет консолидированного мнения о том, каково должно быть содержание реформ, и на что реформа должна быть направлена в первую очередь.
Мы считаем, что адвокатура, как и любой другой правовой институт, должна быть адаптирована к тем реалиям, в которых существует общество в каждый отдельный период времени, учитывать их и развиваться в соответствии с этими реалиями. Важно отметить, что деятельность адвоката осуществляется не только в интересах граждан или организаций, но и в интересах государства и общества.
Адвокатская деятельность не может быть чем-то статичным и, достигнув определенных успехов, остановиться в развитии. Наоборот, поскольку адвокатская деятельность предполагает оказание существенного влияния на жизнь людей и общества, в целом, она должна периодически подвергаться изменениям, направленным на повышение эффективности оказания услуг и улучшение их качества.
Между тем, на наш взгляд, классическая адвокатура переживает несомненный кризис. В последнее десятилетие наблюдается стойкая тенденция к переформатированию сферы оказания юридической помощи, в которой адвокатура хотя и выполняет функцию признанного субъекта ее предоставления, но наряду с иными субъектами, все более активно продвигающимися в сугубо адвокатскую сферу деятельности.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» [1] и Кодекс профессиональной этики адвоката [2] закрепляют положение о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью, поэтому любая адвокатская организация в настоящее время существует как некоммерческая организация.
Однако, те же нормы не запрещают адвокату заниматься бизнесом вообще. Наличие запрета для адвокатов на осуществление предпринимательской деятельности распространяется только на область оказания юридических услуг. Указанная особенность является одной из ключевых характеристик профессии адвоката в России, поскольку в понимании законодателя и части адвокатского сообщества адвокатская деятельность не должна преследовать цель извлечения прибыли.
На наш взгляд это не отвечает современным реалиям и требованиям. Адвокатура должна быть органично встроена и приспособлена к этим новым правовым реалиям, именно потому проблема развития законодательства об адвокатуре в сторону сближения адвокатской и предпринимательской деятельности на сегодняшний день приобретает особую актуальность.
Другой значимой особенностью отечественной адвокатуры является отсутствие организационно-правовой самостоятельности адвокатских образований [3]. Перечень форм адвокатских образований строго определен в законе. Учреждаемые коллегии, бюро, адвокатские кабинеты и юридические консультации являются исключительно некоммерческими организациями, которые не вправе формировать и распределять прибыль [4].
Однако сегодня, на наших глазах происходят существенные изменения организационных форм адвокатской практики: наряду с индивидуально практикующими адвокатами и традиционными адвокатскими образованиями демонстрируют высокие результаты и квазиадвокатские образования, отличительными чертами которых является направленность на получение прибыли с участием юристов-практиков, не являющихся адвокатами. Кроме того, медиация и внесудебные способы разрешения споров все больше конкурируют с защитой и представительством клиентов в судах [5].
Ускоренное развитие технологий и глобализация радикально изменили юридическую практику. Общие знания по юридическим вопросам стали гораздо более доступными. Активные маркетинговые и рекламные мероприятия приводят к тому, что клиент обращается к более активно рекламируемым субъектам рынка, исчезает территориальный фактор выбора адвоката. При этом юридические фирмы, которые действуют параллельно с адвокатскими образованиями, не уступают последним в уровне профессиональной подготовки и качестве предоставления юридической помощи, объединяя при этом в своем составе адвокатов и юристов, не являющихся адвокатами [6].
Все это говорит о том, что адвокаты отныне находятся на высоко конкурентном рынке и адвокатское сообщество должно найти баланс между требованиями рынка юридических услуг и сохранением специфики адвокатской профессии.
В целом, на наш взгляд, именно принятие новых условий, а не попытки отгородиться от них, должны определить стратегию дальнейшего развития института адвокатуры.
Нельзя не согласиться с мнением, что суть реформирования института адвокатуры состоит в повышении ответственности и компетентности адвокатов в обмен на предоставление им гарантированной экономически привлекательной части рынка юридических услуг [7].
Однако очевидно, что реформа российской адвокатуры должна соответствовать не только интересам адвокатского сообщества, но и интересам государства.
Особенностью организации работы и ценообразования адвокатских и юридических услуг в России является работа адвоката и юриста «напрямую» с клиентом — частным лицом, а также низкий объем затрат. В этом смысле работа адвоката идентична работе иных самозанятых граждан. Идентичны и проблемы, с которыми сталкивается государство при регулировании таких рынков.
Расширение числа организационно-правовых форм (ОПФ) ведения адвокатской деятельности, легализация коммерческих ОПФ в адвокатуре с уравниванием систем налогообложения адвокатских образований с бизнесом, на наш взгляд, является наиболее перспективным вариантом развития законодательства в этой сфере. Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) с объектом налогообложения в виде доходов была бы наиболее эффективным вариантом для адвокатов. Целесообразно рассмотреть и возможность налогообложения указанных услуг посредством приобретения патентов в разных формах.
Не стоит также игнорировать возможность введения одинаковых подходов к налогообложению адвокатов, работающих по трудовому договору, и самостоятельных (участников НКО и учредивших кабинет) членов адвокатского сообщества.
На наш взгляд, данные реформы вполне оправданы, полезны с точки зрения повышения эффективности и качества услуг, оказываемых адвокатами, могут быть применены в практической деятельности и являются чрезвычайно полезными как для адвокатского сообщества, так и для государства и общества в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017 N 269-ФЗ) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
- «Кодекс профессиональной этики адвоката» (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 20.04.2017)// «Российская газета от 5 октября 2005 г. N 222
- Ивакин В. Полномочия адвоката — представителя в гражданском и арбитражном процессе и их оформление // Арбитражный и гражданский процесс, 2013. N 1. С 45
- Квач И. В. Применение международных стандартов адвокатской деятельности в правовом регулировании деятельности адвокатуры / И. В. Квач // Концепции фундаментальных и правовых научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 105–107.
- Казун А. Адвокатское сообщество и качество правоприменения в России / А. Казун // Экономическая политика. — 2015. — Т. 10. — № 5. — С. 7–37.
- Пилипенко Ю. Адвокатская монополия не ограничивает рынок правовой помощи / Ю. Пилипенко // Российская газета. –11 марта 2015. — № 6620 (49). — С.4–5.
- Мирзоев Г. Б. Проблемы совершенствования законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре: нужны ли изменения в адвокатском законе? / Г. Б. Мирозоев // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2015. — № 3 (38). — С. 5–7.