В статье проводится исследование основных проблем законодательного обеспечения независимости адвокатской деятельности. Кроме того, рассматривается деятельность института адвокатуры на международном уровне, проводится анализ международных и отечественных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность правозащитника. В статье анализируются актуальные аспекты нормативно-правового регулирования адвокатской деятельности на международной арене в настоящий период.
Ключевые слова: адвокат, правозащитник, институт адвокатуры, международное правовое регулирование деятельности адвоката, правовые гарантии деятельности адвоката.
Современные законодательные акты об институте адвокатуры и деятельности правозащитника в целом, опираются на Конституцию Российской Федерации, которая определяет абсолютно все положения для адвокатуры России, а также является главнейшим документом в нашей стране. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности — прав и свобод человека [1].
Непосредственно институт адвокатуры гарантирует, помогает отстаивать и защищать сбережения прав и свобод, зафиксированных в главном нормативно-правовом акте государства. Деятельность института адвокатуры можно считать основополагающим средством защиты прав и свобод граждан в суде. Также здесь имеется в виду безвозмездная юридическая помощь, поскольку согласно действующему законодательству РФ, обвиняемый имеет право на квалифицированную помощь защитника [2].
Глобальные преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в социальной, политической и экономической сфер жизни общества, дали толчок масштабным изменениям в структуре государства, сложилась абсолютно инновационная правовая ситуация, которая подразумевала детального пересмотра принципов и законодательных основ деятельности адвокатуры как одного из основных механизмов защиты прав человека [3, с.231].
Таким образом, в последнее время положение института адвокатуры на отечественной и мировой арене претерпело существенные изменения; этому способствовало рассмотрение, принятие и утверждение новых нормативно-правовых актов, которые, в свою очередь, расширили права адвоката в суде. Но не стоит забывать и о существенных недостатках, которые появились вследствие дефицита необходимого правового регулирования института адвокатуры. Стоит отметить, что стали возникать параллельные коллегии, которые в первую очередь были заинтересованы в получении прибыли, а непосредственно квалифицированное оказание юридической помощи коммерческие коллегии отодвигались на второй план.
Рассмотрение и утверждение Закона об адвокатуре стало причиной ее причисления к институтам гражданского общества, а соответственно и возложением на адвокатуру правовых функций. Стоит обратить внимание на то, что адвокатура стала ведущим субъектом осуществления конституционного права на осуществление высоко квалифицированной юридической поддержки, а это, безусловно, влечет за собой научный интерес.
Неотъемлемым элементом управления и контроля над осуществлением адвокатской деятельностью являются законодательные акты, функционирующие в том или ином субъекте РФ, это можно объяснить тем, что согласно Конституции РФ, институт адвокатуры подчиняется как непосредственно самому государству, так и его субъектам. Такая взаимосвязь является благоприятной тенденцией, так как потребность в квалифицированной юридической поддержке в разных регионах существенно отличается, ровно так же, как и сами регионы имеют различия в менталитете, культуре и так далее.
В современных условиях Россия стоит на начальной ступени создания новейшего правового обоснования функционирования адвокатуры, роль и высокую значимость которой сложно отрицать. Кроме того, важно понимать, что также должны присутствовать лица, которые в состоянии грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь, а от этого напрямую зависит существование социума и развитие стран.
В основе правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе.
Доктор юридических наук, известный российский адвокат рассуждает следующим образом: «обозревая российское законодательство в области адвокатской деятельности на предмет его соответствия международным стандартам в области адвокатской деятельности, необходимо заметить, что оно существует в отрыве от международных стандартов в данной области. Многие важнейшие международные документы не ратифицированы Российской Федерацией, что позволяет сделать вывод о функционировании института российской адвокатуры вне связи с международными стандартами и принципами в данной области, о территориальной изолированности исследуемого института [4].
В современных источниках можно встретить устоявшуюся классификацию международных правовых актов, которые регламентируют работу института адвокатуры. Подробнее она отображена на рис.1 [5].
Рис. 1. Международные правовые акты, регулирующие деятельность адвокатуры
Первым утвержденным мировым документом, миссией которого является установление безусловного права человека на получение юридической помощи, стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г [6, с.2].
19 декабря 1966 года был утвержден Международный пакт о гражданских и политических правах; согласно этому документу, любой гражданин имеет неприкосновенное право самостоятельно защищать себя или же привлечь обозначенного защитника [7, с.12]. Также стоит отметить, что в Минимальных стандартных правилах общения с заключенными имеются положения, относящиеся к международному правовому статусу адвокатуры. Согласно данному нормативно-правовому акту, подсудимый может обращаться к государственному защитнику за безвозмездной консультацией, встречаться с ним, вести переговоры, а тот, в свою очередь, будет представлять интересы обвиняемого в судах различной юрисдикции.
Первым международным правовым актом, в котором публично освещена роль адвокатуры, можно по праву назвать Основные положения о роли адвокатов. Вышеназванный документ был принят в 1990 году в Нью-Йорке. Несколькими годами позднее был разработан Кодекс поведения юристов в Европейском обществе, который считает главным принципом адвокатуры создание доверителю благоприятных условий, при которых он предельно откровенен с правозащитником. Безусловно, очень важно уделить должное внимание открытости и честности обвиняемого, ведь от этого напрямую зависит исход судебного заседания; но стоит отметить, что адвокат безусловно должен быть порядочным человеком и сохранять конфиденциальность полученной информации, потому как при отсутствии этого условия исчезает и доверие.
Кроме того, не стоит забывать и о других международных нормативно-правовых актах, в которых содержится информация о регулировании адвокатской деятельности. Так, например, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. зафиксировано право каждого защищать себя лично либо посредством выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия [8].
Одна из статей данного акта гласит, что каждый обвиняемый наделяется твердыми и безоговорочными правами: во-первых, это создание условий для подготовки своей защиты, а во-вторых, иметь право на защиту самолично или воспользоваться услугами государственного адвоката.
Что касается СССР, то там эти международные документы не признавались, а даже отрицались, поскольку, полагалось, что они направлены напрямую против СССР. Но после распада Советского Союза, когда в политической, социальной, экономической сферах общества произошли кардинальные изменения, вновь созданная Российская Федерация стала частью Римской конвенции, но присутствовали различные оговорки. Так, например, согласно статье 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Европейская конвенция не требует принятия специальных законов в развитие своих положений, поэтому действует в России непосредственно [8]. Если обратиться к главному государственному документу — Конституции Российской Федерации, — то там отмечено, что признанные аспекты международного права и переговоры страны считаются неотъемлемым атрибутом ее правовой системы.
Но, между прочим, будет логично согласиться с мнением отдельных ученых-правоведов о том, что «в условиях, когда прямое применение норм Европейской конвенции в России осуществляется довольно редко, без включения положений Европейской конвенции в российское законодательство защита прав и свобод человека, ей гарантированных, видится затруднительной. Поэтому имплементация норм Европейской конвенции — необходимый элемент повышения эффективности ее действия».
В современных условиях демократические государства считают гарантией для обеспечения защиты прав человека, прежде всего независимость адвокатской работы. Безусловно, все страны должны принимать во внимание и уважать стандарты независимости института адвокатуры. Это имеет огромное влияние во время разработки действующего законодательства, а также единые стандарты должны уважаться всеми юристами, судьями, чиновниками и социумом в целом. Что касается демократического общества, где на первом месте стоит сила закона, то там адвокат в первую очередь должен представлять интересы объективного суда и обвиняемых, которым необходима его помощь, чьи права и свободы он защищает. Собственно, именно в этом и заключается миссия адвоката и его статус в демократическом государстве.
Кроме того, необходимо сказать о другом не менее значимом профессиональном стандарте работы адвоката, а именно — ограничении занятия предпринимательством действующего адвоката.
В законодательстве и нормативно-правовых актах адвокатских сообществ демократических государств, отражающих сложившиеся в этих странах обычаи деловых традиций, реализуются различные подходы к этим вопросам. Так, например, в некоторых странах существует строгое табу на побочную деятельность, а в других — законодательно разрешено совмещать адвокатскую службу с некоторыми видами деятельности. Тем не менее, в большинстве европейских государств такое совмещение допускается только при условии соблюдения определенных правил, не нарушающих стандарт независимости адвоката.
Международно-правовые стандарты, регулирующие деятельность адвокатов, утверждают, что необходимо строго соблюдать общепринятые этические нормы и верховенство закона. Что касается профессионального стандарта анонимности, то конфиденциальность — обязательный для исполнения и применению стандарт деятельности правозащитника. Адвокат обязан безоговорочно хранить в тайне всю информацию, полученную от подзащитного, а также и сведения о клиенте, полученные в процессе оказания юридической помощи. Стоит также обратить внимание на профессиональное страхование адвокатов, речь здесь идет о том, что некоторые правозащитники получают в свой адрес иски, связанные с их недостаточно высокой квалификацией и низкой компетенцией.
Организационно-правовые стандарты адвокатской деятельности определяют и закрепляют в национальном законодательстве и организационно-правовую форму осуществления адвокатской деятельности. Во всех государствах адвокат может осуществлять свою деятельность индивидуально, всего лишь создав и оформив адвокатский кабинет. Кроме того, существует большое разнообразие адвокатских образований — профессиональные партнерские фирмы в США или конторы, бюро, коллегии — в европейских странах.
Неоднократно отмеченные международные правовые стандарты деятельности адвокатов можно считать эффективным способом защиты прав всех участников судебного процесса. Данное суждение объясняется укреплением связей международного процесса защиты прав и свобод и регулированием различных форм взаимодействия национальных и международных процессов защиты прав личности.
Таким образом, в заключение следует отметить, что российское законодательство об адвокатуре находится на пути своего становления и лишь отчасти соответствует международным стандартам, поскольку многие мировые положения о деятельности института адвокатуры игнорируется российским законодательством. Для разрешения недочетов, необходимо внести некоторые поправки в Федеральный закон об адвокатской деятельности, а это в свою очередь будет шагом к построению демократического общества и правового государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / в редакции Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 4. — Ст. 445
- Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. № 23. — Ст.2102)Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2017. № 52.- Ст.4921
- Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие/ Под общ. ред. Буробина В. Н..-М.: МИЭПУ.2018.-С. 536
- Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А. Г. Кучерена. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. (СПС «КонсультантПлюс»).
- Грудцына, Л. Ю. Адвокатура в России как институт гражданского общества / Л. Ю. Грудцына // Адвокатская практика. — 2008. — № 1. (СПС «Консультант-Плюс»).
- Права человека: сб. международных договоров. — Нью-Йорк: ООН, 1978. — С. 1–3.
- Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк: ООН, 1992. -С. 118.
- Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2757.
- Особенности международных правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры / Г. В. Синцов, Д. В. Фролов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2017. -№ 3 (27). — С. 12–1