В настоящей статье рассматривается проблемы адвокатского представительства в гражданском и уголовном процессе и особенности защиты по уголовным делам.
Ключевые слова: адвокатура, права обвиняемого, судебная защита, качественное судопроизводство, представитель в суде, адвокат-защитник.
Общеправовой принцип законности, предполагающий строгое и неуклонное соблюдение государственными органами и должностными лицами, осуществляющими контроль участия граждан в охране общественного порядка, норм закона об участии граждан в охране общественного порядка, при производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений, а также реализации иных полномочий, закрепляет, прежде всего, Конституция Российской Федерации, и далее свое отраслевое развитие он получает в отраслевом законодательстве, в том числе регламентирующем участие граждан в охране общественного порядка. Такое понимание сущности принципа законности было сформулировано в период разработки советского законодательства и не претерпело существенных изменений.
В науке принцип законности относится к числу наиболее изученных, несмотря на то, что до принятия Конституции Российской Федерации он не был оформлен как самостоятельная норма-принцип.
В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Определение законности как юридического, социального, так и философского правового значения показывает множественность различных понятий. Нет единства в понимании сущности законности и среди ученых-процессуалистов. Так, С. С. Алексеев, М. С. Строгович, И. С. Самищенко, Л. С. Явис рассматривают законность как всеобщую задачу, принцип, присущий различным отраслям права, как общеправовой принцип, требование, метод, политико-правовой режим». В свою очередь, В. С. Афанасьев раскрывает сущность законности как принцип, метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права, установленных законами и основанными на них другими нормативными актами. Не соглашаясь с подходом В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат в определении сущности законности, вместе с признанием его односторонности, говорила о законности как о характеристике состояния законодательства (режиме), отвечающего потребности и интересам совершенствования общества, его реализации (претворению в жизнь) [2, C. 243].
Законность должна рассматриваться неотрывно от адвокатской деятельности с целью разработки оптимальных нормативных стандартов для регулирования вопросов участия защитников в уголовном процессе, да и не только уголовном. Закон является универсальным и необходимым условием справедливости уголовного судопроизводства, поскольку строго соблюдаются не только предписанные законом стандарты, но и их справедливое применение при условии, что их применение основано на толковании.
С независимостью адвокатов тесно связаны и вопросы отношений между адвокатурой и государством, являющиеся достаточно дискуссионным как в науке, так и в практике. В юридической литературе высказывалось мнение о том, что государственное руководство адвокатурой является излишним. И. Д. Перлов наоборот, считает, что с помощью Министерства юстиции «необходимо всячески усиливать роль государственного руководства адвокатурой, поскольку последняя, выполняя свои функции, имеет государственное значение».
В то же время Н. А. Чельцов пишет: «адвокат осуществляет функцию государственного представительства прав и законных интересов отдельных граждан, выступающих в качестве подсудимых, истцов и ответчиков в уголовном и гражданском процессах». Учитывая данные позиции, А. Д. Святоцкий и В. В. Медведчук указывают, что тесное взаимодействие адвокатуры с государственными органами, государственный или публично-правовой характер ее деятельности не может в целом характеризовать правовую природу адвокатуры [3, С. 263].
По своей сути, она является свободной профессией. Относительно адвокатской деятельности Ю. И. Стецовский подчеркивает, что ее можно рассматривать как свободную профессию только с определенными ограничениями [4, С. 58]. Она является таковой, поскольку доступ к ней открыт любому желающему, имеющему достаточный уровень подготовки, и поэтому при выполнении профессиональных обязанностей адвокат должен пользоваться как можно большей независимостью.
Ведь главная задача адвоката — защищать частных лиц в правовом споре с государством. Необходимость для гражданина иметь в споре с государством помощника — автономного, профессионального юриста — требует формирования адвокатуры как добровольного, самоуправляющегося и независимого объединения. Представляя обвиняемого или иное лицо, адвокат осуществляет публично-правовые функции. Поэтому суть проблемы заключается не в том, следует ли отказаться от государственного руководства адвокатурой, а в том, каковы границы и формы этого руководства. Порядок отношений адвокатуры с государством определен Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»4, статья 3 которого провозглашает ее независимость и самостоятельность. В частности, часть 3 статьи 3 содержит положение о том, что: «В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи» [1].
При угрозе безопасности адвокатов в связи с выполнением профессионального долга, они должны быть адекватно защищены властями. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права практикующего адвоката представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным законодательством и практикой его применения.
Следующей основой деятельности защитников по уголовным делам является гуманизм. Эта основа отражается в конституционном признании человека высшей социальной ценностью, что означает заботу о человеке, о развитии его духовных и физических качеств, материальных условий жизни. Исходя из этого, защитник, осуществляя свою деятельность, не должен унижать честь и достоинство своего подзащитного, обязан уважать клиента и его правовые проблемы. С принципами законности и гуманизма тесно переплетается принцип соблюдения адвокатами норм профессиональной этики.
Литература:
- Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
- Панько Н. К. Присяжные поверенные и адвокаты: история развития, сравнительный анализ их правового статуса и полномочий по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года и законодательству Российской Федерации // Судебная власть и уголовный процесс. — 2019. — № 3. — С. 240–245.
- Сибирцев Г. И. Институт адвокатского расследования как необходимый элемент независимости адвоката // Судебная власть и уголовный процесс. — 2019. — № 3. — С. 262–268.
- Стецовский Ю. И. Советская адвокатура. — М., 1989. — 475 с.