Понятие и признаки наследственного фонда в правовой системе России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 1093 раза

Библиографическое описание:

Турбина, Е. В. Понятие и признаки наследственного фонда в правовой системе России / Е. В. Турбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53745/ (дата обращения: 16.12.2024).



Институт наследственного фонда появился в гражданском праве Российской Федерации всего несколько месяцев назад — соответствующие изменения Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее по тексту — ГК Ф) вступили в силу 01 сентября 2018 года. Поправки внесены в первую часть нормативного акта, в статьях 123.20–1-123.20–3 отражены все особенности учреждения, управления и ликвидации введенного института.

Согласно статье 123.20–1 ГК РФ под наследственным фондом понимается создаваемый в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

Следует особо подчеркнуть, что появление в гражданском законодательстве наследственного фонда расширило перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, поскольку институт закреплен в параграфе 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 «Юридические лица» первой части ГК РФ. В связи с этим можно говорить не только и не столько о реформе наследственного законодательства, сколько об очередной реформе законодательства о юридических лицах.

Таким образом, первым признаком наследственного фонда является его принадлежность к юридическим лицам, создаваемым в организационно-правовой форме унитарных некоммерческих организаций. Выделение данного признака позволяет сделать вывод о том, что наследственный фонд по общему правилу не вправе извлекать прибыль при осуществлении своей деятельности. Но если в уставе фонда предусмотрено право на осуществление приносящей доход деятельности, то это допускается законом лишь постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых создан фонд, и если такая коммерческая деятельность соответствует этим целям.

Кроме того, определение организационно-правовой формы наследственного фонда позволяет очертить круг правовых норм, так или иначе регулирующих данный институт: помимо специальных норм (ст. 123.20–1-123.20–3 ГК РФ), возможно применение общих нормативных положений о юридических лицах (ст. 48–65.1 ГК РФ) и о фондах (ст. 123.17–123.20 ГК РФ).

Отдельный федеральный закон, посвященный наследственному фонду (как, например, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», посвященный, соответственно, обществам с ограниченной ответственностью) в настоящее время отсутствует. Впрочем, и целесообразность его принятия пока под сомнением — институт функционирует настолько малый срок, что круг нормативных проблем еще окончательно не очерчен.

При этом важной проблемой, на которую стоит обратить, является отсутствие соответствующих норм о наследственном фонде в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — ФЗ О некоммерческих организациях). Причем в данном случае можно говорить о спланированном невнесении соответствующих поправок в указанные нормативные акты. Согласно Пояснительной записке к законопроекту, которым и были утверждены изменения ГК РФ: «… В случае принятия Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» внесение изменений в акты федерального законодательства не потребуется» [2].

Таким образом, остается открытым вопрос — как регулировать деятельность такого фонда с учетом обязательств, которые накладываются на работу НКО специальным федеральным законодательством. По этому поводу юрист Б. Марченков отмечает, что: «… объем нормативного регулирования обсуждаемого правового института крайне ограничен. Законодателю стоило бы отрегулировать вопрос о применении по аналогии других правовых норм к отношениям, которые связаны с деятельностью наследственных фондов» [3].

Полагаем, что некоторые уточнения, в частности, в указанный ФЗ О некоммерческих организациях внести действительно необходимо: как минимум важно определить, какие из норм указанного федерального закона распространяются, а какие не распространяются на наследственный фонд. При решении данной проблемы важно учитывать и то обстоятельство, что в силу своей специфики при возникновении нового субъекта права, каким является наследственный фонд, вещные правоотношения наследования трансформируются в обязательственные правоотношения по участию в управлении наследственным фондом или приобретению имущества от фонда.

Следует отметить, что законодательство о нотариате (речь идет об Основах законодательства РФ о нотариате) в связи с введением наследственных фондов было отредактировано весной 2018 года (поправки вступили в силу с 01.09.2018 г.). В частности, был уточнен порядок действий нотариуса при создании наследственного фонда.

Не вдаваясь в подробности процедуры создания наследственного фонда, отметим лишь, что подобные уточнения во всех иных нормативных актах, тесно связанных с организацией и деятельностью наследственных фондов, существенно облегчили бы жизнь юридического сообщества и позволили бы сделать реализацию последней воли наследодателя максимально прозрачной.

Все остальные признаки наследственного фонда прямо следуют из установленного законодателем определения.

Во-первых, наследственный фонд создается только по завещанию наследодателя, то есть по прямому его волеизъявлению, выраженному в соответствующим образом оформленном документе.

Кроме того, как верно отмечают исследователи, в частности, М. А. Карташов: «Завещание с распоряжением наследодателя о создании фонда порождает права и обязанности только в совокупности с другим юридическим фактом — смертью завещателя (открытием наследства) и представляет собой одностороннюю сделку с отлагательным сроком действия» [4, с. 84].

Таким образом, в действующей правовой системе России не представляется возможным создание наследственного фонда «по закону», то есть при отсутствии завещания, и до момента открытия наследства.

Во-вторых, имущественную основу наследственного фонда по большей части составляет наследственная масса (другая часть имущества — это активы, появившиеся в ходе осуществления фондом своей деятельности, а также доходы от управления имуществом фонда). При этом объем этого имущественного вложения определяется наследодателем самостоятельно. По этому вопросу старший партнер крупной юридической компании «Интеллект-С» Р. Речкин отмечает, что: «… новый институт будет востребован богатыми россиянами» [5]. Это же косвенно подтверждает и сам Павел Владимирович Крашенинников, являющийся автором законодательной реформы и главой думского Комитета по государственному строительству и законодательству. Так, доктор юридических наук отмечает, что: «Фонд создается теми людьми, которые думают о том, как сохранить свой бизнес и кто впоследствии будет управлять их активами» [6]. Полагаем, что не каждый среднестатистический россиянин попадает под это описание, а, следовательно, создаваться наследственные фонды в нашей стране будут не часто. Эту позицию разделяет также адвокат А. Бачинская, утверждая, что целевая аудитория обсуждаемой инициативы — это бизнесмены и другие люди со значительными активами: «… в иных случаях использовать такой фонд просто не имеет особого смысла» [7]. Поддерживает ее позицию и член Исполкома Гильдии российских адвокатов Ю. Платонов, который отмечает, что «Новый институт поможет состоятельным людям обрести уверенность, что их отпрыски не пойдут по миру после смерти родителей и останутся обеспеченными до конца своих дней. Фонд позволит сохранить благосостояние наследников, чтобы они не растратили имущество, которым они, по мысли наследодателя, не смогут достойно управлять» [8].

В-третьих, наследственный фонд нацелен на непосредственное осуществление деятельности по управлению полученным в порядке наследования имуществом наследодателя. То есть данное юридическое лицо уже при создании имеет четко обозначенные цели своей деятельности. При этом эти цели, как уже отмечалось ранее, должны носить некоммерческий характер.

В-четвертых, создание наследственного фонда может иметь как срочный, так и бессрочный характер. Всё снова зависит от конкретных указаний наследодателя в завещании.

На еще одну особенность, как нельзя лучше подчеркивающую специфику рассматриваемого института, указывает в своей работе М. А. Карташов. Он пишет, что: «Уникальность формы наследственного фонда состоит в его раздельном существовании от учредителя — уже умершего наследодателя. В таком учреждении отсутствует лицо, которое является учредителем и собственником переданного фонду имущества и формирует волю фонда» [9, с. 85]. Таким образом, именно в наследственном фонде в полной мере воплотилась идея фикции юридического лица, о которой писал еще папа римский Иннокентий VI (вторая половина XIII века). Наследственный фонд, являясь искусственной конструкцией, порождением правопорядка высокой ступени развития, самостоятельно существует в обществе вне принадлежности и вне зависимости от воли определенного физического лица (воля наследодателя связана с его созданием, но не функционированием). При этом особую значимость для данной унитарной организации приобретают отношения управления, свойственные для корпоративной организации.

Таким образом, наследственный фонд представляет собой унитарную некоммерческую организацию, создаваемую по распоряжению наследодателя после его смерти с целью осуществления деятельности по управлению его имуществом в течение определенного срока или бессрочно. Имущественную основу наследственного фонда составляет часть наследственной массы, отведенная для этого распоряжением наследодателя. При этом сам фонд функционирует без лица, которое является учредителем и собственником переданного фонду имущества и формирует волю фонда (наследодателя), он сам, по сути, является одним из наследников наследодателя. Сама процедура учреждения такого фонда представляет собой одностороннюю сделку с отлагательным сроком действия.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238–239, 08.12.1994.
  2. О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования наследственного права): пояснительная записка к проекту федер. закона № 801269–6 // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Наследственный фонд: зачем он нужен и как будет работать в России // ПРАВО.RU. URL: https://pravo.ru/review/view/143523/ (дата обращения: 15.07.2018).
  4. Карташов М. А. Наследственный фонд: новое российское законодательство и иностранный опыт // Современное право, 2017, № 10, С. 83–90.
  5. Наследственный фонд: зачем он нужен и как будет работать в России // ПРАВО.RU. URL: https://pravo.ru/review/view/143523/ (дата обращения: 15.07.2018).
  6. Что такое наследственный фонд? // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/social/chto-takoe-nasledstvennyy-fond.html (дата обращения: 15.07.2018).
  7. Наследственный фонд: зачем он нужен и как будет работать в России // ПРАВО.RU. URL: https://pravo.ru/review/view/143523/ (дата обращения: 15.07.2018).
  8. Что такое наследственный фонд? // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/social/chto-takoe-nasledstvennyy-fond.html (дата обращения: 17.08.2018).
  9. Карташов М. А. Наследственный фонд: новое российское законодательство и иностранный опыт // Современное право, 2017, N 10, С. 83–90.
Основные термины (генерируются автоматически): наследственный фонд, фонд, ГК РФ, Российская Федерация, Гражданский кодекс, гражданское законодательство, имущественная основа, наследственная масса, односторонняя сделка, организационно-правовая форма.


Задать вопрос