Воспоминание как основа создания мира детства в произведениях И. А. Бунина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 11.11.2018

Статья просмотрена: 3471 раз

Библиографическое описание:

Баранова, Н. А. Воспоминание как основа создания мира детства в произведениях И. А. Бунина / Н. А. Баранова, А. С. Семерез. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53716/ (дата обращения: 25.04.2024).



Образ детства в творчестве писателя в значительной степени является образ-памятью. Аспект воспоминаний доминирует в художественном мире творческой личности писателя. Центральное положение памяти в его образе детства связано с концентрацией эмоционального мира, который порождает воспоминания о детстве и юности через объективный, душевный и духовный мир взрослого и ребенка. Печаль прошлого детства появляется в поэтических образах Бунина уже в его ранних работах. Он вспоминает детские радости, веселья и печалей, муки одиночества. В «памяти сердца» детства есть образы родителей, наставников, отношение писателя к ним. Бунин передает настроения и чувства прошлых лет через воспоминания героев. Важную роль в раскрытии образа детства играет память. На страницах его рассказов мы видим героев разного возраста — от мальчиков и девочек до стариков, которые живут в своем возрасте. Поэтому, по-видимому, и была оригинальная структура историй, посвященных замечательным натурам от людей. Писатель, как правило, обращает внимание на два состояния героев: яркие мечты о молодежи и умирающую память о них. В работах Бунина многие изображения природы, местной и крестьянской жизни, религиозные мотивы, социальные и гражданские суждения даются через восприятие ребенка, точнее, через воспоминание о видении и восприятии их ребенка. Проблема формирования личности (восприятие Бога, природы, родины, семьи), соотношение природных задатков с воспитанием, образованием, домашним и социальным окружением волновали писателя еще в раннем творчестве [Пращерук 2012: 93].

Изоляция и идеальность бунинского мира детства стали основой его эстетической «экскреции» в памяти. Герои-дети также являются одним из аспектов образа детства в наследии Ивана Бунина. Судьба, внешность, взгляды на жизнь крестьянских детей в бунинских рассказах представлены как концентрированное выражение мыслей писателя о специфике русской жизни в целом. Страдания детей, лишенных детства, можно назвать одним из важных аспектов образа детства, а также счастливым детством счастливых родителей и восхищением героя ребенка в разы, о чем помнит Бунин. Герои-дети показаны как достаточно сильные и стабильные натуры, способные выжить в самых суровых условиях (рассказы «Танька», «Клаша», Аглая), приспосабливаются к ним и видят красоту мира, его уникальность и наслаждаются им. Изображая героев-детей из низких сословий, Бунин также подчеркивает, неосмысленность (рассказ «Слон»), отчасти «первобытность» или «животность» их существования с единственной заботой о еде (рассказ «Танька»), и все же сохраняющих в глубинах сердца духовную составляющую человека [Благасова 2001: 74].

Воспоминание стало одним из ведущих способов авторского самовыражения и необходимой гранью в создании образа детства. В своем творчестве художник стремился сохранить «память детства» как память сердца, придавая ей доминирующее значение и в прозе, и в стихах. Об этом, например, строки из стихотворения «При свече» (1908 г.): «Сердцем помню только детство: все другое — не мое» (Бунин 2002: 36).

Образ детства раскрывается (в неразрывной связи с темами семьи, дома, в провинциальной русской жизни) в элегических воспоминаниях: Ту звезду, что качалася в темной воде.».., «Мать», «В первый раз», «Матери», «Детская» — и другие произведения, созданные писателем на протяжении большей части его карьеры (с начала 1890-х годов). По мнению исследователей, образ «домашней колыбели», в которой прошло детство, для поэзии Бунина, определяет «концепцию человеческой жизни лирического героя». В стихах «И снилося мне, что осенней порой.».. (1893 г.) форма сна-воспоминания усиливает мотивы грусти и утраты: «Искал я отцом посаженную ель, тех комнат искал, где сбиралась семья, Где мама качала мою колыбель и с нежною грустью ласкала меня, с безумной тоскою кого-то я звал, и сад обнаженный гудел и стонал» (Бунин 2002: 46).

В стихотворении «Детская» (1903–1906 гг.) детство воспринимается как навсегда оставшаяся в прошлом часть помещичьей культуры:

И грустны, грустны сумерки зимой в заброшенных помещичьих покоях!

Сидишь и смотришь в окна из угла и думаешь о жизни старосветской...

Увы! Ведь эта горница была когда-то нашей детской! (Бунин 2002: 59).

Бунину не суждено было увидеть, как растет и взрослеет его маленький Коля. Сыну посвящено лишь небольшое стихотворение-колыбельная «На глазки синие, прелестные…» (1901 г.), в котором образ ребенка создается традиционными поэтическими средствами, но, окрашенный лирическим чувством, становится ярким и трогательным:

«Усни, усни, дитя любимое,

Цветок, свернувший лепестки,

Лампадка, бережно хранимая

Заботой Божеской руки» (Бунин 2002: 71).

Возможно, именно поэтому в творчестве Бунина акцент сделан на ощущениях собственного детства. Они навсегда остались с поэтом, помнящим блеск и яркий свет летнего леса, сухой, смолистый аромат сосен:

«Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый» (Бунин 2002: 72).

Для читателя важно не только факт общения мальчика с русской природой, но и восприятие его как взрослого человека как части Родины. Автор дает картину «вечной» природы, в которой за несколько десятилетий ничего не изменилось: бор, солнце, воздух и сосновая кора одинаковы. Стоит прикоснуться к щеке к сосне, закрыть глаза — что бы почувствовать себя ребенком. Именно через приписывание ощущений в поле прошлого проявляется непосредственность радости детей в восприятии красоты мира.

Детально и пластично воссоздано поэтом детство, навеки ушедшее и навеки прекрасное, в стихотворении «Матери»:

«Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-Хранитель над тобой!» (Бунин 2002: 112).

Во многих рассказах Бунина часть изображений персонажей с самого раннего возраста — это воспоминания о прошлом, которые имеют яркий эмоциональный цвет, радостный или трагический.

Капитон Иванович («На хуторе», 1892) вспоминая детство, думает о школьных годах с радостью, как о нечто священном. Ассоциация с молодежью, годами учебы заставляет героя истории вечерней тишины «Полонез Огинского», которая, как мы понимаем, останется, а сам герой исчезнет.

В рассказе («Вести с родины», 1893), взрослый читает телеграмму и узнает, что от голода умер друг детства Мишка Шмыренок. В памяти Волкова, естественно, вся история его общения с Мишкой возникает: от близкой дружбы («как с родным братом») в детстве до эмоционального и социального отчуждения последних встреч. Но особую роль в создании имиджевых воспоминаний в работе играет психологизированная детализация прошлого: взгляд Волкова на старые учебники, в которых еще есть детские рисунки Мишки. «Путешествие» в детстве становится для героя одновременно «путешествием» в мир его собственной души.

Во многих ранних рассказах Ивана Бунина воспоминания не связаны с печальным настроением, так как образы детства сочетаются с пониманием красоты и гармонии мира, а также с молодыми надеждами на будущее.

История («В деревне», 1897) начинается со слов, типичных для писателя: «Когда я был молод, мне казалось, что с рождественскими праздниками начинается весна». Образ-память детства создает эмоциональный тон всей работы, наполненной «весенним» нарастанием, чувством «удовлетворения и покоя».

Рассказ «Антоновские яблоки» (1900 г.) стал известный апологией воспоминаний, через который лирическим рефреном проходят авторские «помню» и «вижу». Несмотря на то, что традиции и радости жизни помещика исчезли, что имело много общего с крестьянской судьбой, несмотря на то, что детство и юность уходят — мир для Бунина полон красоты.

Размышления о смысле жизни, надежды на новых людей и новую жизнь объединены с воспоминаниями детства в рассказе «Эпитафия» (1900 г.): «Жизнь не стоит на месте, старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении? Детство миновало. Потянуло нас заглянуть дальше того, что мы видели за околицей деревни» [Роговер 2004: 16].

Герой истории «Последний день» (1913), попрощавшись с проданным имением, приказывает очистить стены, убить собак, чтобы не достались новому владельцу. Как и многие другие герои писателя, Воейков вспоминает дедов и прадедов, которые жили и умирали в этом пустом имении, но его мысли вызывают новое разрушение: «Вспоминая детство, проведенное здесь, Воейков ударил костылем в одно окно, в другое... Стекла со звоном посыпались на гнилые подоконники, на желтые восьмиугольники рассохшегося паркета». Вместе с имением он должен уничтожить память о прошлом. Не случайно писатель называет заброшенный дом «мертвым» и подчеркивает, что новый владелец, готовый все привести в порядок, мужественно не провел ночь в разрушенной усадьбе, где яблони в саду не пахнут, и в ельнике висят повешенные собаки.

Изображения-воспоминания о детстве в рассказах 1890–1910-х годов, разработанные Буниным в последующих работах, где они дополняются чувством утраты не только детства, дома, но и России, теряются навсегда. Это, например, истории раннего эмигрантского периода, такие как «Косцы» (1921 г.), «Именины» (1924 г.).

В центре рассказа «День имени» (1924), традиционный для писателя образ воспоминаний о мечтах: детство, лето, радостный мир усадьбы, гости, смех. Но радостные детские впечатления сливаются с чувством надвигающейся беды, вызванной глубокой и неисчерпаемой печалью лишенного Родины человека (не только «территориально», но и навсегда, поскольку Россия для Бунина осталась только в памяти, а не в Советском Союзе). Оппозиция прошлого и настоящего трагически звучит в лаконичной последней фразе: «Глубокая зимняя ночь, Париж». Навсегда ушло не только детство, но и Россия, с которой герой чувствует неразрывную связь-память.

Это доминирующее положение образа-воспоминаний детства и юности, которое формирует уникальную идеологическую и жанровую особенность романа «Жизнь Арсеньева», что вполне может быть темой отдельного исследования и обсуждения. Монолог — воспоминание Арсеньева адресовано его прошлому, настоящему и общему для всех людей. В то же время яркие выразительные детали вызывают серьезные размышления о жизни и месте человека в ней.

Итак, тема детство как одна из центральных ценностей категории мирового искусства И. A. Бунина воплощена в работах писателя в образах воспоминаний.

Ребенок для писателя — это семантический центр философских, моральных, эстетических проблем. В художественных работах Бунина его дневники и письма отражают взгляды писателя на процесс формирования и воспитания человека: с детства автор пытается понять динамику формирования личности и перспективы ее дальнейшего духовного развития под влиянием воспитания и окружающей «живой жизни».

Конечно, образ детства в поэзии и прозаических произведениях Бунина является одним из идеологических, тематических и моральных центров творчества писателя. Он присутствует во всех жанрах работы Бунина: стихах, рассказах и романе «Жизнь Арсеньева».

В лирике этот образ имеет духовное устремление и объединяет образы Богородицы, Иисуса Христа, России, матери, воспоминания о детстве и мотив сиротства. В маленькой прозе писателя образ детства, сохраняя одни и те же грани, наполнен новым содержанием (герои, дети, дом и семья, взрослые и дети), приобретает социальную окраску.

Специфика мира детства, представленная в работе Бунина, связана с тем, что писатель беспокоился о вечных, «первеневых» проблемах, касающихся социального и морального порядка, взаимоотношений между людьми, отцами и детьми, тайной красоты, жизнь смерти, творения.

Литература:

  1. Благасова, Г. М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Г. М. Благасова. — Москва; Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 232 с.
  2. Бунин, И. А. Стихотворения. Повести. Рассказы [Текст] / И. А. Бунин. — М.: Дрофа: Вече, 2002. — 432 с.
  3. Пращерук, Н. В. Проза И. А. Бунина как художественно-философский феномен [Текст] / Н. В. Пращерук. — Екатеринбург, 2012. — 232 с.
  4. Роговер, Е. С. Русская литература XX века [Текст] / Е. С. Роговер // Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004. — 496 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детство, образ детства, рассказ, Россия, воспоминание, писатель, ребенок, аспект образа детства, герой истории, яркий свет.


Похожие статьи

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Всем известно, А. Н. Толстой является одним из самых известных писателей 20 века. Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1920 году. Повесть по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей.

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

Ключевые слова: фантастика,новелла, тема детства, образ ребенка, амбивалентность образа. Проза американского писателя Р. Д

Характеристики детства в данном произведении имеют в целом положительную коннотативную окраску: это мир веселья и эмоций, игр и развлечений...

Образ ребенка в прозе и поэзии И. А. Бунина | Статья в журнале...

Анализируя образ детства в художественном мире И. Бунина, исследователи говорят о его присутствии во всех жанрах произведения писателя. Идеологическая и художественная оригинальность и наполнение образа детства различными аспектами зависит от жанровой...

Все мы родом из детства: Иван Тургенев | Автор

Дом детства Ивана Тургенева, сгоревший в 1839 году, маленькому мальчику казался

После этой болезни родители взяли Ваню в длительное путешествие: сначала по России, а потом за границу.

Писатель Иван Сергеевич Тургенев в детстве был самым обыкновенным мальчиком.

Пнинианский Набоков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Образы России и Детства соединены в романе образом Дома.

Также примечателен выбор автором главных персонажей. Самое занимательное в этом моменте — это признание всеми героями полнейшего права немца на подобное поведение.

Языковые средства создания образа ребенка в повести...

Художественный образ — эторезультат творчества писателя, отбирающего языковые средства и организующего их в тексте для выражения авторской мысли. Поэт или писатель словамиизображают картину жизни, как художник рисует красками на полотне.

Воспоминания детства как источник педагогического знания

Книги детства помогают ребенку понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Эта повесть вдохновлена воспоминаниями детства, состоит из небольших историй, она удивляет

Наверное, под впечатлением от маминых рассказов маленькая девочка стала мечтать о войне...

Языковая структура художественного образа (на материале...)

Этот рассказвоспоминание о детстве: «Детство я помню едва-едва...» Вот это «едва-едва» направляет читателя по пути отрывочных, наиболее ярких

Детство – это непрекращающееся лето, бескрайние поля, велосипеды, что ездят со скоростью света, но никак не болезнь.

Наполеон II: детство и политическая пропаганда

В статье рассматриваются идеологические и политические аспекты детства Наполеона II, а также на базе иллюстративных источников рассмотрен вопрос использования образа ребёнка в наполеоновской пропаганде. Ключевые слова: Наполеон, Наполеон II, пропаганда, детство...

Похожие статьи

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Всем известно, А. Н. Толстой является одним из самых известных писателей 20 века. Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1920 году. Повесть по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей.

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

Ключевые слова: фантастика,новелла, тема детства, образ ребенка, амбивалентность образа. Проза американского писателя Р. Д

Характеристики детства в данном произведении имеют в целом положительную коннотативную окраску: это мир веселья и эмоций, игр и развлечений...

Образ ребенка в прозе и поэзии И. А. Бунина | Статья в журнале...

Анализируя образ детства в художественном мире И. Бунина, исследователи говорят о его присутствии во всех жанрах произведения писателя. Идеологическая и художественная оригинальность и наполнение образа детства различными аспектами зависит от жанровой...

Все мы родом из детства: Иван Тургенев | Автор

Дом детства Ивана Тургенева, сгоревший в 1839 году, маленькому мальчику казался

После этой болезни родители взяли Ваню в длительное путешествие: сначала по России, а потом за границу.

Писатель Иван Сергеевич Тургенев в детстве был самым обыкновенным мальчиком.

Пнинианский Набоков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Образы России и Детства соединены в романе образом Дома.

Также примечателен выбор автором главных персонажей. Самое занимательное в этом моменте — это признание всеми героями полнейшего права немца на подобное поведение.

Языковые средства создания образа ребенка в повести...

Художественный образ — эторезультат творчества писателя, отбирающего языковые средства и организующего их в тексте для выражения авторской мысли. Поэт или писатель словамиизображают картину жизни, как художник рисует красками на полотне.

Воспоминания детства как источник педагогического знания

Книги детства помогают ребенку понять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Эта повесть вдохновлена воспоминаниями детства, состоит из небольших историй, она удивляет

Наверное, под впечатлением от маминых рассказов маленькая девочка стала мечтать о войне...

Языковая структура художественного образа (на материале...)

Этот рассказвоспоминание о детстве: «Детство я помню едва-едва...» Вот это «едва-едва» направляет читателя по пути отрывочных, наиболее ярких

Детство – это непрекращающееся лето, бескрайние поля, велосипеды, что ездят со скоростью света, но никак не болезнь.

Наполеон II: детство и политическая пропаганда

В статье рассматриваются идеологические и политические аспекты детства Наполеона II, а также на базе иллюстративных источников рассмотрен вопрос использования образа ребёнка в наполеоновской пропаганде. Ключевые слова: Наполеон, Наполеон II, пропаганда, детство...

Задать вопрос