Музыкальное образование ребенка в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Грозных П. А. Музыкальное образование ребенка в семье // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 108-110. — URL https://moluch.ru/archive/23/2481/ (дата обращения: 21.09.2018).

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе в целом. Семья является тем зеркалом, в котором отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Какую же роль музыка играет в воспитании детей? Как доказано многими учеными психологами музыкальное воспитание детей влияет не только на умственное развитие, но и на их формирование мировоззрения [3].Очень важно, чтобы любовь к музыке и знание ее основ была и у родителей, таким образом, пример в музыкальном воспитании детей будет идти от самых близких людей, а это очень важно. Музыкальное воспитание детей – это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода развития ребенка, что формирует его культурный и интеллектуальный уровень. Психологи всего мира считают универсальным способом повышения интеллекта регулярные занятия музыкой. Исследования последних лет показывают, что музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга. Занятия музыкой развивают пространственное мышление у ребёнка, а также активно развивают математические и лингвистические способности. Выдающийся физиолог В.М.Бехтерев подчёркивал, что музыка оказывает активное влияние и на процессы физического совершенствования ребёнка [2].

Ученые утверждают, что наибольшую способность понимать и переживать музыку разных жанров, обнаруживают обычно те, кто с детства окружен ею, участвует в бытовом музицировании, любительском исполнении и слушании музыки (А.Н. Сохор). Современные концепции музыкального воспитания, общего и дополнительного музыкального образования базируются на гуманистических идеях признания права каждого ребенка заниматься музыкой «для себя» или с отдаленной перспективой профессионального самоопределения, развивающего воздействия педагогически целесообразной музыкальной среды, учета интересов и потребностей ребенка при выборе содержания и способов получения музыкального образования. Успешность реализации данных идей в массовой педагогической практике определяется, во-первых, позицией семьи, перед которой ставятся задачи своевременного определения в сфере основного и дополнительного музыкального образования ребенка, во-вторых, умением педагога организовать процесс взаимодействия участников музыкально-образовательного процесса с учетом условий воспитания ребенка в конкретных семьях. Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено» [1].

Для того, чтобы развить творческое начало, заложенное в каждом ребёнке, занятиям необходимо придавать разноплановый характер. Деятельность маленького ребёнка синкретична, так как предметы окружающего мира для него ещё полифункциональны и многовариантны. Именно поэтому ему необходимы такие методики обучения, в которых занятия сочетаются с игрой, танцем, когда ребёнок вместе с родителем или педагогом двигается, поёт, импровизирует. Маленькому ребёнку необходимо, чтобы музыка была «зримой» и в буквальном и переносном смысле слова. Дети должны чувствовать музыку на языке пластики, в мышечно-двигательных ощущениях. Учитывая физиологию детей раннего возраста и их высокую двигательную активность – основной вид деятельности в раннем возрасте – это игра. В мировой практике стало общепринятым начинать развитие маленького ребёнка на основе детских игр, которые практически и психологически готовят ребёнка к самостоятельному творчеству. Игровая деятельность обладает огромным потенциалом: активизирует мыслительные процессы, развивает детский интеллект, расширяет сенсорную сферу ребёнка. В народных играх очень часто необходимо проявить творческую фантазию, уметь войти в определённый образ, проявить мгновенную реакцию, связанную с изменением игровой ситуации, проявить сообразительность и ловкость. В игровой ситуации ребёнок учится выстраивать свои взаимоотношения с партнёром, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, быстро принимать решения, проявлять инициативу, игровые формы вызывают у него желание экспериментировать. В игре ребёнок знакомится также и с культурными традициями и обычаями своего народа, приобретая, таким образом, качества, необходимые ему в будущей жизни.

Лучший материал для занятий с маленькими детьми – детский фольклор. Народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки – это не просто развлечение для ребёнка – в этих жанрах – веками накопленная народная мудрость, такой материал оказывает огромное психоэмоциональное воздействие на ребёнка и во многом определяет способность малыша к дальнейшему обучению. Детский фольклор – удивительный универсальный развивающий материал, не только не утративший своей актуальности за многовековую практику, но и предоставляющий возможности эффективного комплексного решения проблем физического, социального, нравственного становления ребёнка. Это целостная объёмная педагогическая система, основанная на нерасторжимой связи пользы и красоты, учения и развлечения, личного и коллективного. Кроме того, произведения детского фольклора хранят в себе национальный музыкально-генетический интонационный код, определяющий речевое интонирование и влияющий на формирование психофизиологического благополучия ребёнка.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк». Приобщение к музыке, по мнению К.Орфа, должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда «элементарное музицирование» – состоящее из элементов). Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Основной целью занятия является не столько развитие техники игры на орф-инструментах, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности («для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)» [4].

Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:

·                     для организации музыкальных занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования;

·                     система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;

·                     «элементарное музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями.

·                     создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности как детей, так и родителей и педагогов.

Прогрессивные идеи К.Орфа:

·                     всеобщее музыкально-творческое развитие;

·                     детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности;

·                     связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

Условиями успешной реализации в воспитании ребенка музыкально-образовательного направления являются: единство позиции ребенка и взрослых членов семьи в отношении музыкального искусства и музыкального образования, адекватность оценки уровня музыкальной одаренности ребенка, баланс желаемого и реального образов ребенка; учет музыкально-образовательных потребностей ребенка и семьи со стороны образовательного учреждения, наличие психологического контакта между участниками музыкально-образовательного процесса, единство требований.

 

Литература:

1.                  Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,1993.

2.                  Матвеева Л.В. Отечественные традиции семейного воспитания и музыкальное образование детей: Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург , 2006.

3.                  Петрушин В.И. Музыкальная психология.– М., 1997.

4.                  Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа. – М., Астрель, 2000г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский фольклор, маленький ребенок, музыкальное воспитание, музыкальное воспитание детей, музыка, семья, детское музыкальное творчество, дополнительное музыкальное образование, игровая ситуация.


Похожие статьи

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный фольклор, детский сад, русский народ, русский, песнь, народное творчество, русское народное творчество

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование ребенка в семье. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

В Словаре музыкальных терминов музыкальный фольклор (народная музыка) определяется как вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное коллективное творчество народа...

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста субъективность ребенка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух. музыкальная игра, музыкально-ритмические...

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

музыкальная школа, раннее музыкальное развитие, группа, слушание музыки, развитие детей, музыкальное искусство, коллективное музицирование, детский сад, детская музыкальная школа, педагог.

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка, музыкальный руководитель

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Изучение музыкального фольклора как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыкальный фольклор, детский сад, русский народ, русский, песнь, народное творчество, русское народное творчество

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Музыкальное образование ребенка в семье. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

В Словаре музыкальных терминов музыкальный фольклор (народная музыка) определяется как вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное коллективное творчество народа...

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

В педагогике музыкального воспитания детей дошкольного возраста субъективность ребенка старшего дошкольного возраста принято рассматривать в контексте перехода от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух. музыкальная игра, музыкально-ритмические...

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми...

музыкальная школа, раннее музыкальное развитие, группа, слушание музыки, развитие детей, музыкальное искусство, коллективное музицирование, детский сад, детская музыкальная школа, педагог.

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная среда, ребенок, музыкальная деятельность, дошкольный возраст, музыка, музыкальный руководитель

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности.

Оздоровительная функция музыки как соответствующая система...

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей. Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.

Задать вопрос