Автор: Рахматова Зарема Абдуганиевна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2017

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Рахматова З. А. Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2811/ (дата обращения: 23.02.2018).



В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необходимость использования различных видов музыкальной деятельности в процессе обучения и воспитания дошкольников. В статье уделено внимание и особенностям подготовки специалистов к работе с дошкольниками, которые имеют разносторонние научно-теоретические знания из различных областей наук, владеют инновационными технологиями обучения и воспитания, способные с первых дней самостоятельной работы увлечь ребенка своей толерантностью, неординарностью, эрудицией и профессиональной компетентностью.

Ключевые слова: музыкальная среда, импровизация, музыкальная деятельность, духовное развитие, личность, дети дошкольного возраста

Одной из основных целей современного общества является развитие личности, в которой заложена развитая духовность, основы которой задаются еще в дошкольном возрасте. Важную роль в духовном становлении личности играет музыка и музыкальная среда.

Термина «среда», трактуется как: совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; группа людей, связанных общностью профессии, интересов [2]. Именно понятие «среда» отражает зависимость и взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие личности, ее взаимодействие с окружающими. Это комплекс внешних явлений, стихийно действующих на человека и в значительной степени влияющих на его развитие.

Ярко и педагогически образно описал сущность, различные типы среды и их влияние на формирование личности воспитанников Я. Корчак в работе «Как любить ребенка». Он определил четыре вида среды: «догматическую», «беззаботное потребление», «внешней карьеры», «идейную среду» [4, с. 78].

Под музыкальной средой нами понимается педагогически организованный воспитательный процесс, в котором формируется личность под влиянием музыки.

Создание соответствующей среды — главный фактор обеспечения подготовки специалистов, имеющих разносторонние научно-теоретические знания из различных областей наук, владение инновационными технологиями обучения и воспитания, способные с первых дней самостоятельной работы увлечь ребенка своей толерантностью, неординарностью, эрудицией, компетентностью. Важными компонентами музыкальной компетентности музыкального руководителя А. Радынова считает творческие умения исполнительской и словесной интерпретации музыки. Профессионализм в работе музыкального руководителя невозможен без постоянной поддержки уровня исполнительского мастерства, который определяет степень восприятия детьми музыкального произведения, а значит и реализацию «триады»: композитор-исполнитель-слушатель.

Современному специалисту дошкольного образования, как воспитателю, так и музыкальному руководителю, недостаточно только самому владеть этими качествами, важно еще уметь их передавать (внушать, демонстрировать) — как детям, так и взрослым.

Постоянное общение с детьми требует особого диалога между педагогом и воспитанником, а сутью его станет сама музыка. Особое значение приобретает сказанное, учитывая развитие музыкально-импровизаторских проявлений детей.

Что же такое импровизация вообще и музыкальная, в частности? Как известно, импровизация — это создание чего-то нового. В словарях импровизация определяется как «словесное или музыкальное произведение, созданное во время выполнения, без предварительной подготовки» [5]. При широком распространении и давности истории импровизация и сегодня остается одним из наименее изученных явлений. Замечательными импровизаторами были В. Сухомлинский, С. Шацкий. В какой бы отрасли она не проявлялась — это всегда был отход от шаблона. Не случайно психологи, например, Б. Рудин, рассматривают импровизацию как первое творчество. Но, связывая это с дошкольниками, мы можем говорить о новом для конкретного ребенка, и то как это новое согласуется с индивидуальным опытом ребенка на музыкальных занятиях, где тесно взаимосвязаны чувства и мысли, достижение единства творческих устремлений воспитателя и воспитанника.

Свобода в суждениях, творческая активность и инициатива детей, а также удовлетворение от занятий появляются именно благодаря музыке. Развитие творческой личности ребенка и его музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении взаимосвязаны. Традиционно в качестве одного из важных познавательных процессов старшего дошкольника необходимо рассмотреть воображение. Воображение — одно из универсальных творческих способностей, а понятие «творческое» определяет для ребенка акцент новизны и оригинальности создаваемых воображением образов.

Творчество — деятельность, которая порождает нечто новое, никогда до этого не существовавшее. Импровизаторские способности ребенка обнаруживаются в различных видах музыкальной деятельности. Поэтому зная личностные характеристики каждого дошкольника, музыкальный руководитель ищет возможности их развития. Свобода в суждениях, творческая активность и инициатива детей, а также удовлетворение от занятий появляются именно благодаря музыке.

Возможности детей в оценке музыки исследовали Н. Ветлугина, А. Шелепенко, Н. Чичерина, Л. Комиссарова. Ими было установлено, что некоторые знания о музыке помогают детям осознать средства музыкальной выразительности, услышать общий характер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотивированной оценке. Музыкальную среду разнообразными средствами воздействия формирует индивидуальный опыт детей, который они проявляют в различных видах деятельности.

Психология рассматривает среду как результат и процесс творческого саморазвития личности, педагогика добавляет понимания среды как показателя профессионализма педагога, который создает и организует ее. Авторы концепции создания развивающей среды в системе дошкольного образования (В. Петровский, Л. Кларин, Л. Стрелкова и др.) определяют условия организации художественно-эстетической среды, которые (при определенной модификации) могут быть использованы в организации музыкальной среды на других начальных уровнях. Музыкальную среду изучают как поле социально-культурной деятельности, образ жизни, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, как музыкальное творчество как сферу культуры. Музыкальная среда включает в себя совокупность музыкальных ценностей, видов музыкальной деятельности, личностных элементов, которые в своей взаимосвязи воздействуют на ребенка.

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста осуществляется через все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Полноценное восприятие является необходимым условием воспитания у детей любви и заинтересованности в музыке, формирования у них музыкального вкуса.

Музыкальное восприятие — сложный чувственный поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучности, опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, наблюдение за развитием музыкальных образов и соответствующие реакции на них.

Данные отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в дошкольном учреждении больше всего детей привлекает музыкальная деятельность. Дети с удовольствием поют, играют, двигаются под музыку. Учеными обнаружены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разносторонней музыкально-импровизаторской деятельности. Собственное пение, ритмические движения под музыку, аккомпанемент самих детей на простых музыкальных инструментах вызывает у них радость, хорошее настроение, создают жизнерадостную атмосферу, столь необходимую для развития именно импровизаторских способностей.

Также для развития импровизаторских способностей детей в практике ДОУ широко используются музыкально-дидактические игры. Важность музыкально-дидактических игр в том, что они помогают ознакомить в доступной форме с такими сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Например, Н. Ветлугина делит игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. Именно в детских хороводных играх усваиваются простые формы сценической деятельности, что является одним из синтетических средств формирования всестороннего творческого потенциала личности. Ознакомление с различными жанрами фольклора способствует проникновению личности в духовную (моральную, эстетическую) сущность народной обрядности, в которой каждый персонаж, каждая песня, игра, действие имеют символическое значение и многомерное содержание. В процессе ознакомления детей с фольклорными музыкальными произведениями, играми, танцами, песнями, традициями и обычаями происходит освоение элементов музыкального языка и использование игровой и двигательной активности, танцевальной пластики, музыкально-ритмических умений и навыков, воспитание культуры слушания и выразительности музыкально-игрового и танцевального исполнительства, способности к музыкально-двигательной и сценической импровизации.

Одним из существенных принципов при развитии импровизации у детей дошкольного возраста является принцип доступности. Музыкально-дидактические игры для дошкольников должны быть простыми и доступными, интересными и привлекательными. Только тогда они становятся своеобразным возбудителем желаний у детей петь, слушать, играть и танцевать [3]. Неоспоримый факт, что именно специалист дошкольного образования может повлиять на творческое развитие и становление личности дошкольника, его интересы, ценности, идеалы. Собственно импровизацией станут мелодии, придуманные детьми в разных образах с использованием различных штрихов: темпа мелодии, силы звука, тембра музыкального инструмента и тому подобное. Воображаемыми могут быть явления природы, животные, люди. Если такую ​​работу проводить систематически, привлекая детей к творчеству и сотворчеству, можно достичь достаточно высоких результатов. Музыкальные руководители ДОУ должны видеть цель музыкального развития ребенка, в основе которой — воспитательная функция музыки. Термин «воспитательная функция музыки» отражает не только процессуально воспитательное воздействие на ребенка, но и предполагает определенный духовно-практический результат этого влияния в структуре личности. В этом контексте считается необходимым осознание будущими специалистами дошкольного образования возможностей музыкального искусства и импровизации в развитии ребенка и собственной роли в приобщении к ней дошкольников.

Таким образом, музыкальное воспитание определяется как процесс целенаправленного воздействия музыки на личность, в связи с чем, у детей формируется чувство и вкус, любовь к музыке, умение импровизировать, слушать и наслаждаться музыкой.

Литература:

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.

2. Ивченко А. Толковый словарь русского языка / А. Ивченко. — М.: Фолио, 2006. — 540 с.

3. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. — М.:1982. — 360 с.

4. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 352 с.

5. Словарь иностранных слов. — 16-ое изд., сспр. — М.: Рус. яз. 1988. — 624 с.

6. Тарасова К. В. Формирование восприятия музыкального ритма у детей дошкольного возраста. — Автореф. дис.... канд. пед. Наук: 13.00.01 — теория и история педагогики / К. В. Тарасова. — Москва, 1974. — 18 с.

7. Усова А. П. Обучение в детском саду. — второй изд. / А. П. Усова.- М.: Просвещение, 1970. — 207 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, музыкальной деятельности, дошкольного образования, музыкальной среды, видов музыкальной деятельности, разносторонние научно-теоретические знания, развитие личности, инновационными технологиями обучения, музыкальной выразительности, первых дней самостоятельной, инициатива детей, различных областей наук, дней самостоятельной работы, музыкального руководителя, музыкальной компетентности музыкального, музыкального произведения, музыкального развития ребенка, творческой личности ребенка, создания музыкальной среды, музыкальная среда.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос