Уровень состояния здоровья населения является наиболее адекватным отражением качества жизни. В то же время любые заметные изменения условий жизни быстро отражаются на качестве здоровья [1]. В связи с переходом России на рыночную экономику произошло изменение благосостояния жизни населения страны как в экономическом, так и в социальном аспекте.
С начала 2006 года в стране стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье», реализация которого предполагает усиление первичной медико-санитарной помощи и. в частности, скорой медицинской помощи[3]. Скорая медицинская помощь, как вид медицинской помощи, имеет свои особенности, к которым относятся: доступность (безотказный характер предоставления), многопрофильность, этапность оказания помощи, преемственность между этапами [2].
Мы проводили исследования удовлетворенности населения работой скорой помощи путем анкетирования сердечно-сосудистых больных за период с 2000 по 2010гг.
Данные мониторинга удовлетворенности населения работой скорой помощи показали, что удовлетворенность больных сердечно-сосудистыми заболеваниями работой скорой медицинской помощи постепенно возрастала в течение периода исследования. Так, в 2000г. работой скорой помощи были удовлетворены 49,1% респондентов. К 2003г. количество респондентов, удовлетворенных работой скорой помощи, увеличилось до 66,1%. К 2010г. количество больных ССЗ, удовлетворенных работой скорой медицинской помощи, достигло 79,1%.
Вместе с тем, остается достаточно большое число респондентов, которых работа скорой медицинской помощи не удовлетворяла. В связи с этим была составлена «Анкета удовлетворенности пациентов работой скорой помощи», куда вошли следующие вопросы.
Анкета удовлетворенности пациентов работой скорой помощи
- Как часто Вы пользуетесь услугами скорой медицинской помощи.
А. часто
Б. постоянно
В.редко
Г. не пользуюсь.
2. Возникали ли у Вас трудности при вызове бригады скорой помощи.
А. часто
Б. постоянно
В.редко
Г. не сталкивался
3. Какие трудности возникали у Вас при вызове бригады скорой помощи?
А. непринятие вызова;
Б. отсутствие свободной бригады на месте;
В. Рекомендации по телефону вместо оказания услуг.
Г. Другие
4. Время прибытия скорой помощи
А. до 15 минут;
Б. до 30 минут;
В. До 1 часа;
Г. Другой вариант.
5.Отношение персонала скорой помощи
А. Вежливое;
Б.Грубое;
В. Равнодушное.
Г. Другой вариант.
6.Наличие лекарственных средств
А. Есть всё необходимое;
Б. Отсутствие лекарств;
В. Нет необходимого оборудования;
Г. Предлагается купить лекарства.
Д. Другой вариант.
7. Санитарно-гигиенические условия в машинах скорой помощи.
А. Удовлетворительные;
Б. Неудовлетворительные.
Г. Другой вариант.
8.Госпитализация
А. Предложена обоснованная госпитализация;
Б. Предложена необоснованная госпитализация;
В. Отказ в госпитализации;
9.Укомплектованность бригады скорой помощи
А. Полностью укомплектована;
Б. Приехал только фельдшер и санитар.
В. Приехал врач, санитаров не было.
Г. Другой вариант.
Анализ полученных данных показал, что с 2000 по 2003гг. больше половины опрошенных респондентов услугами скорой медицинской помощи пользовались редко (данные варьировали от 56,2% в 2002г. до 50,1% в 2003г.). В последующие годы число респондентов, редко пользующихся услугами скорой помощи, уменьшалось и к 2010г. достигло 48,3%. В эту категорию вошли люди работоспособного возраста. Их вызовы скорой помощи входили в категорию несчастных случаев или внезапных заболеваний.
Количество респондентов, не пользующихся услугами скорой помощи, за время исследования сократилось с 12,3% (2000г.) до 2,8% (2010г.). В эту категорию вошли лица молодого возраста (от 18 до 30 лет). Кроме того, а среди лиц, не пользующихся услугами скорой помощи, были респонденты, страдающие хроническими заболеваниями, но доверяющие своему участковому врачу. Эти опрашиваемые предпочитали «подождать до утра» и вызвать «своего доктора».
Число респондентов, постоянно вызывающих скорую помощь, за время исследования существенно возросло. Так, если в 2000г. постоянно вызывали скорую помощь 29,3%, то в 2003 – уже 34,8%; в 2007 – 37,2%, а в 2009 – 37,6%. Среди респондентов, постоянно вызывающих скорую помощь. большинство составляют пенсионеры, страдающие хроническими заболеваниями.
Количество опрашиваемых, часто взывающих скорую помощь, с каждым годом исследований возрастало. Наименьшее количество часто вызывающих СПМ приходилось на 2001г. (4,6%), наибольшее – на 2010г. (11.6%). В эту категорию входили лица с заболеваниями психо-эмоциональной сферы, а также часто и длительно болеющие.
Следующие вопросы анкеты касались трудностей при вызове бригады СМП. На вопрос, возникали ли у Вас трудности при вызове бригады СМП только 23,4% респондентов ответили отрицательно. Постоянно сталкивались с трудностями при вызове 70,1% опрошенных. Редко отмечали трудности вызова СМП 6,1% респондентов, и только 0,4% респондентов не сталкивались с трудностями при вызове СМП.
Среди трудностей при вызове СМП большинство респондентов отмечали отсутствие свободной бригады (78,8%). Рекомендации по телефону вместо оказания услуг получили 8, 9% опрошенных. Непринятие вызова отметили только 2,2%. Ответ «Другие трудности» был получен в 10.1% случаев. Эти респонденты отмечали такие ситуации, как невозможность дозвониться до СМП по телефону, дальнее расстояние до больного, поломка машины скорой помощи по дороге на вызов и т.п.
Один из актуальных вопросов работы СМП – время прибытия бригады на вызов. За время исследования скорость прибытия бригады на вызов изменилась весьма незначительно. Так, прибытие бригады СМП в течение 15 минут с момента получения вызова в 2000г. отмечали 14,7% респондентов, а в 2010г. – 16,7%, то есть в среднем на 2% больше.
Наиболее часто скорая помощь приезжала в течение 30 минут с момента получения вызова. Количество респондентов, указавших время прибытия скорой помощи до 30 минут, увеличилось с 68,9% в 2000г. до 71,5% в 2010г.
С увеличением случаев прибытия бригад СМП в течение 15 и 30 минут соответственно уменьшилось количество задержки приезда СМП до 1 часа. Если в 2000г. это время отмечали 14,3% респондентов, то к 2010году их количество снизилось до 9,6%.
В категорию «Другой вариант» вошли в основном случаи длительной задержки (более 2-3- часов) и немедленного прибытия. Количество «других вариантов» оставалось стабильным на протяжении всего периода исследования и составляло в среднем 2,3%.
Следующий вопрос касался отношения медперсонала СМП к больным и их родственникам. Вежливое отношение прибывшей бригады отмечали 48,7% респондентов. На грубое поведение по отношению к больному и особенно к его родственникам указывали 21,3% респондентов. На откровенное равнодушие приехавших медиков указывали 27,2%. В категорию «Другой вариант» (2,8%) вошли такие случаи, как грубость санитара при доброжелательности врача, истеричность доктора и др.
В работе СМП постоянно актуален вопрос наличия лекарств и необходимой аппаратуры .
Проведенный нами анализ показал, что на протяжении всего периода исследований количество респондентов, указавших на наличие всех необходимых лекарств, было значительно меньше 50%. Так, в период с 2000 по 2002гг. наличие всех лекарств отмечали от 32,8% до 35,6% респондентов. В последующие годы это количество постоянно, но незначительно увеличивалось и к 2010г. достигло 44,2%.
Отсутствие лекарств отмечали более половины опрошенных респондентов в период с 2000г. по 2006г. Самое большое количество отметивших отсутствие лекарств регистрировалось в 2001г.(67,7%). С 2007г. наблюдалось снижение количества респондентов, отметивших отсутствие лекарств (55,5%), которое держалось на данном уровне до 2010г. (52,2%).
В период с 2000г. по 2004г. более 60% респондентов отмечали нехватку оборудования у бригад СМП. В частности, далеко не всегда имелись аппараты для регистрации ЭКГ, пикфлуометрии, острофазовых белков, дефибриллятор. С 2005г. оснащение бригад СМП несколько улучшилось, и отсутствие аппаратуры отмечали 54,7% респондентов. В последующие годы это число сократилось до 43,2% (2010г.).
Отсутствие лекарств в распоряжении бригад СМП привело к такому явлению, как предложение купить лекарства лично у врача СМП или срочно в ближайшей аптеке. Такие предложения получали около 50% всех респондентов на протяжении всего периода исследования.
Следующий вопрос касался санитарно-гигиенических условий в машинах скорой помощи. Как «удовлетворительные» условия в машине СМП на протяжении всего периода исследования оценивали более 70% респондентов. Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в машинах скорой медицинской помощи отмечали 28,3% респондентов. В устном собеседовании они указывали на грязь в машине, отсутствие одеял в холодное время года, отсутствие свежего белья на носилках и т.п.
В работе СМП необычайно важна укомплектованность бригад персоналом. Проведенный анализ укомплектованности медицинским персоналом показал следующее.
Укомплектованность бригад СМП медицинским персоналом, по мнению респондентов, оставляла желать лучшего. Полную укомплектованность бригады СМП отмечали в 2000г. всего 62,1% респондентов. Постепенно положение стало улучшаться, и к 2010г. полную укомплектованность приехавшей бригады СМП отмечали уже 74,4% респондентов.
Основным недостатком в комплектации бригад было отсутствие санитаров. В 2000г. 33.2% опрошенных указали на ситуацию, когда некому было вынести носилки с больным из дома, и пришлось звать соседей на помощь. В процессе исследования количество санитаров на СМП возрастало, и к 2009г. на неукомплектованность бригад санитарами жаловалось 21,5% респондентов.
Достаточно редки были случаи, когда на вызов приезжала бригада без врача, имея в своем составе только фельдшера и санитара. Весь период исследования эти цифры не превышали 5,3% (2003г.).
Крайне редко( до 0,7%) респонденты указывали «другой вариант» укомплектованности бригады СМП. Сюда вошли случаи, когда приезжала только машина с шофером, два фельдшера, бригада, где машину вел врач и др.
На протяжении всего периода исследования обоснованную госпитализацию отмечали 72,3% респондентов. 23,2% респондентов была предложена необоснованная госпитализация, а 4,5% опрошенных в госпитализации было отказано.
Таким образом, всё вышесказанное позволяет говорить о повышении удовлетворенности больных ССЗ г. Старый Оскол работой скорой медицинской помощи за период исследования. Основными причинами неудовлетворенности работой скорой помощи со стороны больных ССЗ являлись долгое время прибытия бригады СМП с момента вызова, а также отсутствие необходимых лекарств и аппаратуры.
Литература:
1. Барашков В.Г. Итоги работы служб качества медицинской помощи амбулаторно-поликлинических учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга в 2008 году / В.Г. Барашков, М.С. Николаевич // Управление качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге, сб. научно-практических работ. – СПб, 2008. – С. 129-133
2. Карачевцева М.А. Экспертный анализ качества экстренной госпитальной помощи пациентам кардиологического профиля / М.А. Карачевцева [и др.] // Скорая медицинская помощь.- 2004.- № 1.- С. 56-63.
3. Харченко В.И. Смертность от болезней системы кровообращения в России и в экономически развитых странах. Необходимость усиления кардиологической службы и модернизации медицинской статистики в российской федерации (Аналитический обзор официальных данных Госкомстата, МЗ и СР России, ВОЗ и экспертных оценок по проблеме) / В.И. Харченко [и др.] // Российский кардиологический журнал. – 2005. - № 2. – С. 5 – 17.