В русской армии рассматриваемого периода помимо общевойсковых учебных заведений, готовивших офицерские кадры в основном для пехоты и кавалерии, существовали специальные военные училища, выпускавшие офицеров артиллерии, инженерных войск и специальных родов службы (топографической, юридической). Эти учебные заведения стояли несколько особняком и не входили, как правило, в систему Главного управления военно-учебных заведений военного министерства. В России система специальных военных училищ окончательно оформилась лишь в 20-х годах XIX в. В XVIII в. артиллерийских и инженерных офицеров готовил особый кадетский корпус, но впоследствии он, хотя и продолжал выпускать офицеров этих родов войск, как специальное учебное заведение перестал существовать. Однако потребность в специализации объективно ощущалась, и это показали те войны, которые вела Россия в означенное время. Поэтому в конце второго десятилетия XIX в. были образованы специальные военные училища, которые со временем сосредоточили подготовку офицеров соответствующих родов войск в своих стенах.
Артиллерийские училища
Самые востребованные специальные офицерские кадры выпускали артиллерийские училища. И в начале XIX столетия их продолжал готовить Артиллерийский и инженерный корпус. Даже когда он был преобразован во Второй кадетский, всё равно продолжал выпускать некоторое количество артиллерийских офицеров, равно как и Первый Московский корпус. Артиллерийских офицеров готовили также юнкерские классы при учебных гвардейских артиллерийских ротах. Самостоятельное Артиллерийское училище было открыто 25 ноября 1820 г. при сформированной в том же году учебной артиллерийской бригаде. Инициатором его создания был великий князь Михаил Павлович – начальник военно-учебных заведений. Оно было рассчитано на 120 штатных и 28 сверхштатных учащихся и предусматривало пятилетний курс обучения. (Практически оно должно было давать высшее образование). В училище принимались дети потомственных дворян в возрасте 14–18 лет (смотря по тому, в какой класс поступал абитуриент) по экзамену. Выпуск осуществлялся по 4 разрядам. Окончившие по 1-му разряду производились в прапорщики и переводились в офицерские классы училища, по 2-му разряду – производились в прапорщики и направлялись в войска, по 3-му разряду – оставались в училище еще на один год, а выпускники 4-го разряда направлялись в войска юнкерами и должны были прослужить до производства в офицеры не менее двух лет [1, с.1-11,25]. За первые 35 лет своего существования училище выпустило 375 офицеров (в т. ч. в 1826–1855 гг. – 300). С 19 сентября 1849 г. оно стало именоваться Михайловским артиллерийским училищем в память о своём создателе [1, с.61] [2, с.215-216].
Курс обучения в училище был сложен. Поэтому в первой половине XIX в. многие воспитанники не смогли должным образом окончить курс. Из поступивших в 1825–1857 гг. 1 197 человек в офицерские классы переведены лишь 597 (50 %), а не достигли офицерского звания 327 (28 %). Поэтому в конце 50-х гг. училище было реорганизовано, преподавание было облегчено [3, с.151]. В 1856 г. закрыт младший класс (для детей 14–15 лет), а в 1859 г. - еще два. С 1859 г. изменен и порядок комплектования: в оставшиеся два класса принимались юнкера и унтер-офицеры (фейерверкеры) со средним и высшим образованием (последние – прямо в старший класс) независимо от происхождения, причем все они принимались экстернами, оставаясь в подчинении командиров своих частей. Начиная с 1861 г. в училище стали поступать кадеты артиллерийских отделений кадетских корпусов (военных училищ) (в 1862 г. таковых было 89 человек, в 1863 г. – 109, в 1864 г. – 53), составившие специальный старший класс с курсом обучения в один год. С 1864 г. этот класс комплектовался только за счет перевода из общевойсковых военных училищ, а с 1863 г. прием экстернов был прекращен. И так как в том же году был сделан последний выпуск поступивших до 1859 г. дворянских детей по экзамену, училище превратилось в одногодичное – только для переведенных из общевойсковых училищ.
Долгое время Михайловское артиллерийское училище обеспечивало артиллерийские части офицерским составом, а также являлось подготовительным заведением для подготовки к поступлению в Михайловскую артиллерийскую академию [4, с.713]. В зависимости от потребностей армии артиллерийское училище неоднократно преобразовывалось. В частности, с 1865 г., после образования военных гимназий, оно стало трехгодичным. В младший класс принимались выпускники военных гимназий или достигшие 16 лет выпускники гражданских учебных заведений по экзамену (последних было 6–8 %). Старший (3-й) класс делился на два отделения: математическое (для своих воспитанников, готовящее в академию) и строевое (для переведенных из общевойсковых училищ и готовящее в войска). Тогда же штат училища был увеличен со 120 до 160 человек. В 1871–1879 гг. в него поступило 684 человека, из них выпускников военных гимназий – 418 (61 %), переведено из других военных училищ – 212 (31 %) и поступило по экзамену – 54 (8 %) [5, с.147].
За тот же период из училища убыло 675 человек, из которых 567 (85 %) выпущено офицерами и гражданскими классными чинами, переведено в другие – 16 (2 %), уволено до окончания курса – 24 (3%), выпущено в войска нижними чинами до окончания курса 60 (9 %) и умерло – 8 (1 %) [5, с.159]. Выпуск из училища в 1857–1879 гг. колебался от 11 до 84 человек в год.
Но и в 70-х гг. артиллерийское училище не обеспечивало своими выпускниками потребность в артиллеристах, и большая часть офицеров артиллерии выходили из общевойсковых училищ. Из поступивших служить в артиллерию в 1857–1877 гг. 3135 офицеров оно дало лишь 1151, т. е. менее трети. В том числе из поступивших в армию в 1870-1877 гг. училище дало 514 чел. (37 %), а другие училища – 1332 офицера [3, с.159,161].
В училище изучались как общеобразовательные (всего 10), так и специальные предметы (6). Учебный план училища предусматривал изучение: Закона Божьего, иностранных языков, истории, военного законоведения, алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, аналитической геометрии, механики, физики, химии, артиллерии, общей тактики, тактики артиллерии, артиллерийского черчения, артиллерийской администрации, фортификации и топографии. То есть, учебный план был достаточно напряжённым и при нормальной организации учебного процесса в нём можно было получить хорошее образование.
Потребность в квалифицированных артиллеристах заставило военные власти и правительство открыть новые артиллерийские офицерские училища. Поэтому в 1894 г. 2-е Константиновское военное училище было преобразовано в артиллерийское с той же организацией, что и Михайловское, и штатом в 400 юнкеров (штат Михайловского училища также был увеличен). В начале XX в. штат каждого из названных училищ составлял 420 человек. Если на 1 января 1881 г. в Михайловском артиллерийском училище было 163 юнкера, то на 1 января 1904 г. в обоих артиллерийских училищах находилось 797 юнкеров [6, с.50] [7, с.53,56]. Количество обучавшихся и окончивших училища, в общем, было стабильным, несмотря на возраставшие требования полевых войск. Предложения об открытии новых училищ отклонялись в основном по причинам нехватки средств. (Официальная версия). Только после начала мировой войны были открыты Сергиевское (в Одессе) и Николаевское (в Киеве) училища со штатом 300 юнкеров каждое. Сергиевское училище дало первый выпуск в 1915 г., Николаевское – в 1916 г. [8, с.175]. Но это были уже ускоренные выпуски.
С началом мировой войны был произведён ускоренный выпуск учащихся, а с 1915 г. на базе Михайловского и Константиновского училищ стали действовать школы прапорщиков артиллерии. По данным военного министра они выпускали в год свыше четырех тыс. прапорщиков [9, с.34].
В последней четверти XIX в. – начале XX в. артиллерийские училища комплектовались в основном выходцами из кадетских корпусов. В частности, в 1903 г. из 337 чел., поступивших в эти училища, кадетов было 279 чел [10, с.53,56].
Сословный состав артиллерийских училищ был более аристократическим, чем общевойсковых, хотя никаких сословных ограничений на поступление в артиллерийские училища с 1859 г. не существовало. Но в этих училищах была наиболее значительная доля выпускников военных гимназий и кадетских корпусов, что и обусловило их дворянский состав. Со временем социальный состав артиллерийских училищ постепенно изменялся, становясь более демократическим. Так, на 1 января 1904 г. в двух артиллерийских училищах потомственных дворян было 47 %, детей офицеров и чиновников – 50 %, прочих – 3%. В 1906 г. в них училось 263 потомственных дворянина, 416 детей личных дворян, офицеров и чиновников и 121 представитель других сословий; в 1908 г. – соответственно 336, 401 и 154. Сравнительный анализ социального состава указанных военных училищ позволяет сделать таблица 1 [11, с.25].
Таблица 1
Социальный состав учащихся артиллерийских училищ
в 1906 и 1908 гг.
Категория |
1906 |
1908 |
|||
Михайловское |
Константиновское |
Михайловское |
Константиновское |
||
Потомственные дворяне |
108 |
155 |
150 |
186 |
|
Личные дворяне |
253 |
163 |
229 |
172 |
|
Другие сословия |
61 |
57 |
67 |
77 |
|
Иностранцы (абиссинцы, болгары) |
3 |
- |
7 |
3 |
|
До 1861 г. Михайловское училище выпустило примерно 500 офицеров, в дальнейшем же выпуск из артиллерийских училищ выглядел так: 1861-1865 гг. – 285 человек, 1866-1870 – 390, 1871-1875 – 390, 1876-1880 – 363, 1881-1885 – 386, 1886-1890 – 378, 1891-1895 – 526, 1896-1900 – 1 529. Всего за это время выпущено 4 247 офицеров, а за весь XIX век было выпущено примерно 4,8 тыс. офицеров [11, с.34].
Инженерное училище
В связи с усложнением вооружения в российской армии выявилась потребность в подготовленных инженерах. После преобразования Артиллерийского и инженерного корпуса во Второй кадетский он продолжал готовить инженерных офицеров, но уже в 1804 г. в Петербурге была открыта специальная Инженерная школа для юнкеров-кондукторов на 25 человек, которая в 1810 г. преобразована в Инженерное училище со штатом уже в 50 человек (с 1816 г. оно именовалось Главным училищем инженеров).
На базе этого училища в сентябре 1819 г. было создано Главное инженерное училище, состоявшее из кондукторских и офицерских классов (на 96 и 48 человек соответственно) с четырехлетним курсом обучения. Аттестация выпускников проводилась примерно по тому же принципу, что и в артиллерийских училищах. Выпускники 1-го разряда по успеваемости переводились в офицерские классы с производством в прапорщики, 2-го разряда – оставлялись еще на год, а 3-го – направлялись юнкерами в армию, где служили не менее двух лет до производства в офицеры (по экзамену и по представлению начальства).
В кондукторском отделении изучались арифметика, алгебра, геометрия, русский и французский языки, история, география, рисование, аналитическая геометрия, дифференциальное исчисление, а также полевая фортификация и артиллерия; в инженерном – фортификация, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, физика, химия, гражданская архитектура, практическая тригонометрия, начертательная геометрия, механика и строительное искусство. В 1854 г. из кондукторских классов инженерного училища было выпущено 32 человека, в 1855 г. – 24 человека.
Всего за период с 1819 по 1855 г. училище выпустило 1 036 офицеров. С 21 февраля 1855 г. оно стало именоваться Николаевским инженерным училищем [5, с.216,217].
В 1865 г. данное училище было преобразовано по образцу артиллерийского в трехгодичное с теми же правилами приема и выпуска, что и в Михайловском артиллерийском. Но штат его был меньше – 126 юнкеров (рота). Главное отличие инженерного училища от аналогичного артиллерийского состояло только в том, что оно подчинялось Главному инженерному управлению. Структура его и порядок перевода воспитанников в академию также были идентичными с артиллерийским училищем. Однако, в отличие от последнего, инженерное училище в большей степени комплектовалось за счет лиц, поступивших по аттестатам гражданских учебных заведений. Например, из принятых в 1871–1879 гг. 423 человек выпускников военных гимназий было 187 (44 %), переведенных из других военных училищ - 55 (13 %) и выпускников гражданских учебных заведений – 181 (43 %).
Как и артиллерийское, инженерное училище не только выпускало инженеров в офицерские части, но и должно было «служить подготовительным заведением для поступления в Инженерную академию» [12, с.721]. Из 451 человека, вышедшего из училища за 1871–1879 гг., с офицерскими и гражданскими чинами выпущено 373 человека (83 %), переведен в другое училище один, уволено до окончания курса – 63 (14 %), выпущено до окончания курса нижними чинами – 11 (2 %) и умерло три чел. (1 %). То есть картина примерно та же, что и в артиллерийском училище. Выпуск из училища в 1862-1879 гг. колебался от 22 до 53 человек в год [13, с.116-119].
Инженерное училище в большей мере обеспечивало потребности армии в офицерах своей специальности, чем артиллерийское, но в конце XIX в. и его штат был увеличен со 140 до 250 человек [14, с.23,74]. В целом это был меньший рост, чем в артиллерийских училищах. Социальный состав училища за счет большого числа поступавших «со стороны» (не из военных гимназий и кадетских корпусов) был менее дворянским, чем артиллерийского училища. Среди поступавших до 30 % составляли лица недворянского происхождения. Но качество учащихся (в смысле знаний и прилежания к учёбе) в инженерном училище было гораздо выше, чем в строевых и кавалерийских училищах. Это вполне объясняется тем, что многим учащимся инженерного училища нужно было самим пробиваться в жизни, у них не было дворянских привилегий и собственности. Они могли надеяться только на себя.
Николаевское инженерное училище за время с 1866 до 1880 гг. подготовило 791 офицера, в 1881–1895 гг. – 847, в 1896-1900 гг. – 540, а всего за вторую половину XIX в. – 2 338 чел.. В 1901-1914 гг. было выпущено 1 360 офицеров, в том числе по годам [15, с.34]:
Таблица 2
Выпуск офицеров из Николаевского инженерного училища в 1901-1911 г.
Год |
Окончило |
Год |
Окончило |
1901 |
89 |
1908 |
91 |
1902 |
92 |
1909 |
92 |
1903 |
88 |
1910 |
63 |
1904 |
91 |
1911 |
61 |
1905 |
103 |
1912 |
29 |
1906 |
86 |
1913 |
80 |
1907 |
46 |
1914 |
Ускоренный выпуск 295 чел. по 1 разряду, 4 по 2 разряду |
|
|
1915 |
Выпуска не было |
В начале XX в. в стране было только одно училище с трёхлетним сроком обучения, готовившее кадры для инженерных частей - это Николаевское инженерное училище. Его штат составлял 250 юнкеров, что позволяло производить ежегодные выпуски в пределах даже около 100 человек. (См. таблицу).Следовательно, за весь период своего существования училище дало примерно 4,4 тыс. офицеров.
Начавшаяся мировая война и увеличение количества военной техники, требующей инженерного знания, потребовало открытия ещё одного инженерного училища. В 1915 г. было открыто Киевское Алексеевское инженерное училище. При обоих училищах началась подготовка прапорщиков инженерных войск [9, с.34].
Топографическое училище
Знание топографии, умение "читать" карту - важнейшее профессиональное условие всякого офицера, особенно в достаточно высоких чинах. Но осознание этого пришло к руководству нашей страны (в том числе и военному) только в первой четверти XIX в. Первоначально топографов готовил Финляндский топографический корпус, учрежденный в 1812 г. в городе Гаапаньеми и рассчитанный всего на 6 человек. Через четыре года штат его был расширен в 10 раз - до 60 человек. Корпус был превращен в общевойсковой, но продолжал готовить и топографов. Прием осуществлялся на основании экзаменов. В течение четырехлетнего курса в корпусе изучали: Закон Божий, русский, шведский, французский и немецкий языки, историю, географию, арифметику, алгебру, геометрию, прямолинейную и сферическую тригонометрию, дифференциальное и интегральное исчисление, фортификацию, артиллерию, тактику, топографию, черчение. То есть курс обучения был достаточно насыщенным и при хорошей учёбе выпускники могли получить хорошее образования. До 1825 г. корпус выпустил 92 топографа.
В связи с тем, что в 1819 г. Финляндский корпус окончательно стал общевойсковым учебным заведением, при Главном штабе в 1822 г. была открыта Школа топографов. Она стала практически приемником топографического корпуса. Ее первое отделение (на 40 человек) готовило офицеров, а второе – граверов и литографов. В первое отделение принимались лучшие воспитанники топографических классов, учрежденных при батальонах военных кантонистов, и вольноопределяющиеся. Выпуск осуществлялся по результатам экзамена. Выдержавшие его и прослужившие затем определенный срок в нижних чинах производились в офицеры корпуса топографов, а при недостатке вакансий шли подпоручиками в армию. Те, кто выслужил топографом положенный срок в унтер-офицерском звании, но не имел достаточных познаний для службы офицером-топографом, направлялись в армию прапорщиками [5, с.217-218]. Все топографы разделялись на три класса: к первому принадлежали только унтер-офицеры; ко второму – унтер-офицеры и рядовые, к третьему – только рядовые [5, с.218].
В 1863 г. Школа топографов была преобразована в Училище топографов или Военно-топографическое училище. По положению 1866 г. для Военно-топографического училища был установлен двухлетний курс обучения и штат в тех же 40 человек. В него принимались топографы унтер-офицерского звания и воспитанники средних учебных заведений. Выпущенные по 1-му разряду получали чин подпоручика, по 2-му – прапорщика и по 3-му – гражданский чин XII класса [16, с.59-67]. В 1877 г. училище было переведено на трехлетний курс обучения. Выпуск был небольшим – в 1862–1879 гг. от 6 до 19 человек в год. Судя по всему военные власти считали, что число подготавливаемых специалистов этого профиля вполне достаточно.
В 1886 г. Военно-топографическое училище было объединено с учебной командой военных топографов и перешло опять на двухлетний курс обучения. Поскольку в училище принимались люди со средним образованием, то общеобразовательные предметы были исключены. Выпускники шли подпоручиками в корпус топографов (до преобразования в 1886 г. выпущено 69 офицеров и 62 унтер-офицера, после преобразования и до 1894 г. – 129 офицеров). С 1870 по 1900 г. училище подготовило 599 офицеров-топографов. В 1910 г. штат училища был увеличен с 40 до 50 человек. Это военно-учебное заведение не подчинялось ГУВУЗу, а находилось в ведомстве Военно-топографического отдела Главного штаба. Ежегодные выпуски не превышали 20 офицеров. В общей сложности за всю свою историю Военно-топографическое училище выпустило более тысячи офицеров [9, с.36,37].
Военно-юридическое училище
В 30-х годах в российской армии появились узкие специалисты формально не военные, но обслуживающие армию. Таковыми, в частности, были юристы (или "правоведы" по терминологии того времени). Их стали готовить в Аудиторском училище Военного министерства, которое было учреждено в 1832 г. В него принимались дети дворян и других свободных сословий, а также кантонисты имевшие образование. До 1850 г. оно выпустило в общей сложности 201 офицера. В 1868 г. в период реформ оно было преобразовано в Военно-юридическое училище, но в 1878 г. упразднено и заменено Военно-юридической академией. Это было связано с тем, что армии понадобились более высококвалифицированные специалисты юристы. Их и стала готовить означенная академия. За время с 1861 по 1878 г. Военно-юридическое училище дало армии 1 298 выпускников [9, с.38].
Офицерские школы
В середине 50-х годов XIX в, явно под влиянием поражения в Крымской войне, стали создаваться своеобразные курсы повышения квалификации для офицеров. Это офицерские школы, которые были краткосрочными учебными заведениями, предназначенными для повышения квалификации офицеров и подготовки их к занятию строевых командных должностей. Они, как правило, были специализированными.
В 1857 г. в Царском Селе была учреждена Стрелковая школа с одногодичным курсом на 114 человек (в неё принимались также вольнослушатели). По положению 1859 г. она должна была готовить офицеров для занятия должностей командира роты и заведующего оружием полка. Выпущенные по 1-му разряду получали следующий чин. В 1859 г. создана Кавказская стрелковая школа в Тифлисе (вместо упраздненного Кавказского сводного учебного батальона) на 30 офицеров. В 1861 г. она была преобразована по типу Царскосельской. В том же году образована Финляндская стрелковая школа (вместо упраздненного Финляндского учебного стрелкового батальона, который был сформирован в 1856 г.), но уже в следующем году она была закрыта.
Для офицеров гвардейской пехоты в том же 1857 г. был создан двухгодичный Учебный фехтовально-гимнастический класс, рассчитанный на 146 человек. Тогда же для офицеров инженерных войск открыто Техническо-гальваническое заведение и гальваническая учебная рота со сроком обучения 1 год, рассчитанные на 14 офицеров. В 1858 г. для специального образования офицеров в Елисаветграде создано двухгодичное Кавалерийское училище.
В начале 60-х годов в связи с проведением военной реформы было решено уменьшить разнобой в учебных заведениях повышения квалификации и унифицировать (объединить) различные школы и курсы. Для этого в 1863 г. Царскосельская офицерская стрелковая школа, фехтовальный класс и Образцовый пехотный батальон были слиты в Учебный пехотный батальон, а в 1866 г. на тех же основаниях образована Кавказская учебная рота (из Кавказской стрелковой школы с учебной ротой при ней). Образцовый эскадрон был преобразован в 1863 г. в Учебный кавалерийский эскадрон и в 1866 г. влит в Елисаветградское кавалерийское училище. В артиллерии появились пешая и конная учебные батареи (из Образцовых), а в 1867 г. принято новое положение о Техническо-гальваническом заведении и гальванической учебной роте. Все эти учебные части предназначались для обучения равно и солдат, и офицеров.
Однако в начале 80-х годов новое руководство военного ведомства изменило технологию переподготовки офицерских кадров. В этой связи в 1882 г. учебные части были вновь преобразованы в офицерские школы по родам оружия, которые готовили командиров батальонного звена. Офицерская стрелковая школа находилась в Ораниенбауме и предназначалась для пехотных капитанов не старше 45 лет, командовавших ротой не менее двух лет и готовившихся к занятию штаб-офицерских должностей (командиров батальонов). Срок обучения составлял 7 месяцев, штат – 167 человек. С началом мировой войны занятия в школе были прекращены.
Офицерская кавалерийская школа предназначалась для ротмистров, готовившихся в эскадронные командиры. Срок обучения был двухлетним. Штат рассчитан на ежегодный прием по 40 гвардейских и армейских офицеров и 24 казачьих (в начале XX в. – 42 и 25). В 1914 г.в связи с началом войны эта школа была закрыта.
Офицерская артиллерийская школа стрельбы находилась в Царском Селе и готовила командиров батарей. С 1886 г. в ней был создан крепостной отдел для офицеров крепостной артиллерии. Ежегодно принимали 35 артиллерийских капитанов и есаулов казачьих батарей. Затем штат был увеличен до 60 человек. После русско-японской войны, в 1906, 1908–1909 гг., в школу направлялись для стажировки командиры дивизионов и бригад. Курс обучения в школе составлял 7 месяцев и 9 дней. На отделении полевой артиллерии в XX в. обучалось 108 капитанов и 36 штаб-офицеров. Штаб-офицеры крепостной артиллерии стажировались в крепости Осовец [17].
Офицерская электротехническая школа была образована в 1894 г. из офицерского класса при управляющем электротехнической частью. Штат школы был рассчитан на 60 человек, срок обучения – один год и семь месяцев. Школа продолжала действовать и в годы мировой войны, причем в 1916 г. при ней готовили и офицеров-радиотехников [18].
Офицерские авиационные школы. С конца XIX в. действовала воздухоплавательная школа при Гатчинском учебном воздухоплавательном парке, готовившая офицеров для управления аэростатами. В 1909 г. там открылось авиационное отделение на 30 человек, на котором обучались как офицеры, так и солдаты. До 1914 г. школу окончили 95 офицеров, в 1914–1915 гг. там обучалось еще 175 офицеров. До мировой войны была открыта еще одна школа – в 1911 г. в Севастополе, готовившая 35 офицеров в год. В ходе мировой войны были также развёрнуты школы морской авиации в Севастополе на 25-30 офицеров, в Петрограде и Баку на 20 офицеров-лётчиков, занимавшихся практической подготовкой к полётам по заданному маршруту с разведкой и фотографированием [19, с.28-29,33]. Подготовкой офицеров-летчиков занимались также различные курсы, общества и аэроклубы. В 1914–1915 гг. во всех авиационных школах получили подготовку более 400 офицеров, и обучалось на 1 января 1916 г. еще 218 чел [20, с.41].
Вопрос о специальной подготовке офицерских кадров для автомобильных частей возник в 1912 г. во время испытаний автомобилей. Тогда же при учебной автомобильной роте в С.-Петербурге был создан офицерский курс, рассчитанный на 15 человек. В 1915 г. он был преобразован в Офицерскую автомобильная школу на 50 человек с отделением для рядовых на 90 человек.
Офицерская железнодорожная школа существовала с конца 90-х гг. до 1908 г. при Среднеазиатской железной дороге. Одновременно действовал офицерский курс при Асхабадском (ныне Ашхабатском) железнодорожном техническом училище.
Главная гимнастическо-фехтовальная школа (со штатом 80-90 человек) готовила офицеров-инструкторов гимнастики для войсковых частей [21].
Таким образом, подготовка офицерских кадров велась целенаправленно и отвечала основным потребностям вооруженных сил России, разумеется, с учетом стоящих перед ними задач.
Научно-технический прогресс оказывал серьезное влияние на систему военных образовательных учреждений России XIX века. Специальные военные училища, осуществляющие подготовку офицеров для родов войск императорской армии, не только детализировали организацию учебно-воспитательного процесса в вузах, но и совершенствовали, в целом, систему Главного управления военно-учебных заведений военного министерства, тем самым, в конечном счете, повышая эффективность управления войсками.
Литература:
1. Приложения к историческому очерку образования и развития Артиллерийского училища, составленные Платовым. СПб., 1870.
2. Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования государя императора Александра Николаевича. (1855-1880 гг.). Том 1. Спб., 1879.
- История отечественной артиллерии. – М.- Л., 1966. – Т. 2. – Кн. 4.
4. Свод военных постановлений 1869 года. – Изд. 2-е. – Кн. XV. – СПб, 1896.
- Исторический очерк деятельности военного управления в России. Т. 5. Приложения 53, 93, 94. В «Истории отечественной артиллерии» приводятся несколько другие данные за ряд лет: в 1862 г. выпущено 55 человек, в 1863 - 79, в 1866 - 55, в 1867–50, в 1868 - 73 и в 1871 - 80.
6. Всеподданнейший отчёт о действиях Военного министерства за 1881 г. Отчёт о состоянии военно-учебных заведений. СПб., 1883.
7. Всеподданнейший отчёт о действиях Военного министерства за 1903 г. Отчёт о состоянии военно-учебных заведений. СПб., 1904.
8. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). – Ф. 504. – Оп. 2. – Д. 129.
9. Бескровный, Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. - М., 1986.
10. Всеподданнейший отчёт о действиях Военного министерства за 1903 г. Отчёт Главного артиллерийского управления.
- Бескровный, Л.Г. Армия и флот России в XIX в. М., 1973. Таблица составлена по данным Всеподданнейших отчётов Военного министерства.
12. Свод военных постановлений 1869 года. – Изд. 2-е. – Кн. XV. СПб., - 1896.
13. Савельев, А.И. Очерк инженерного управления в России / А.И. Савельев. – Ч. II. – СПб., 1887.
14. Всеподданнейшие отчёты о действиях Военного министерства за 1881 и 1903 гг.
- Бескровный, Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. Таблица составлена по отчетам инженерного ведомства.
16. Исторический очерк деятельности корпуса военных топографов (1822 – 1872). – СПб., 1872.
17. Марков О.Д. Русская армия. 1914 - 1917. СПб., 2001.
18. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
19. РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 571.
20. Лашков А.Ю., Лозыченко Ю.М. Зарождение военного воздухоплавания в России. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 - октябрь 1917 гг.), 2-е изд., перераб. и доп. М., - 1986.
21. Волков С.В. Русский офицерский корпус.