Дополнительное математическое занятие в 6 классе на тему «Принцип Дирихле» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.10.2018

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Китова, И. Н. Дополнительное математическое занятие в 6 классе на тему «Принцип Дирихле» / И. Н. Китова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53121/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье представлен фрагмент дополнительного занятия по математике по теме «Принцип Дирихле» в 6 классе. Рассматриваются различные формулировки принципа Дирихле, а также приводятся примеры применения принципа Дирихле при решении геометрических задач.

Ключевые слова: геометрические задачи, концепции математического образования, дополнительное математическое образование (ДМО), математический кружок, принцип Дирихле.

Согласно Концепции математического образования значительную роль играет воспитательная составляющая деятельности школы. В наше время, как установлено, креативный подход приобретает наиболее пристальное внимание изучающего интереса, так как общество нуждается в массовом совершенствование ранее известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. А это в свою очередь значит возрастание роли внеурочной деятельности. Проделанная работа П. М. Гурева и его собственная практика обучение школьников математике в ДМО обосновала то, что важные формой организации работы в дополнительном математическом образовании являются занятия математического кружка [2].

Вопросы, которые решают на занятиях математического кружка, выходят за пределы объема обязательных заданий, но они взаимосвязаны с основными вопросами программного материала в данном классе. В данной статье предлагается создание дополнительного занятия по математике в шестом классе на рассмотрение «Принципа Дирихле».

Рассмотрение принципа Дирихле на дополнительном задании преследует следующие цели:

Объяснить учащимся новый математический метод решения задачи, не рассматриваемый в школьной программе, научить на конкретных примерах применение данного принципа при решении геометрических задач.

Принцип Дирихле выражает отношение между двумя множествами. Есть много формулировок этого принципа.

Применяя данный принцип для решение определенной задачи, нужно разобраться, что будем выражать за «клетки», а что за «зайцев».

Одна из самых распространённых формулировок принципа Дирихле трактуется так: «Если в n клеток посадить n+1 зайцев, то найдется хотя бы одна клетка, в которой находится не менее чем 2 зайца» [1].

Обобщенный принцип Дирихле: «Если в n клеток посадить kn+1 зайцев, то найдётся хотя бы одна клетка, в которой находятся не менее чем k+1 заяц».

Рассмотрим геометрические задачи, которые опираются на дискретный принцип Дирихле.

Задача № 1. В равносторонний треугольник со стороной равной 2 см поместили 5 точек. Докажите, что найдутся такие две точки, расстояние между которыми меньше 1 см.

Рис. 1

Решение.

Нарисуем чертеж. Разделим наш треугольник на 4 равных треугольника (рис. 1). Стороны новых треугольников будут равны 1 см. Так как помещают 5 точек, то в один из полученных треугольников попадет хотя бы 2 точки, расстояние между которыми будет меньше стороны треугольника, т. е. меньше 1 см.

Задача № 2. Докажите, что если прямая M, расположенная в плоскости треугольника ABC, не проходит ни через одну из его вершин, то она не может пересечь все три стороны треугольника [3].

Рис. 2

Решение. Полуплоскости, на которые прямая M разбивает плоскость треугольника ABC, обозначим через и ; эти полуплоскости и будем считать открытыми (то есть не содержащими точек прямой M). Вершины рассмотренного треугольника (точки A, B, C) будут «зайцами», а полуплоскости и — «клетками». Каждый «заяц» попадает в какую-то «клетку» (т. к. М не проходит ни через одну из точек А, В, С). Исходя из точек, что «зайцев» три, а «клеток» только две, то найдутся два «зайца», которые попали в одну «клетку»; иначе говоря, найдутся такие две вершины треугольника ABC, которые принадлежат одной полуплоскости.

Пусть, точки A и B находятся в одной полуплоскости, то есть лежат по одну сторону от прямой M. Тогда отрезок AB не пересекается с М. Итак, в треугольнике ABC нашлась сторона, которая не пересекается с прямой M.

При изучении «Принципа Дирихле» на дополнительном занятии выделим следующие:

Принцип Дирихле является эффективным методом решения задач. Но для его применения на первых этапах изучения темы надо научиться определять какой объекты считать зайцем, а какой клеткой, при этом следить за тем, чтобы зайцев всегда было больше, чем клеток. А затем научиться пользоваться фактом наличия в одной клетке двух зайцев, и делать необходимые выводы.

Литература:

  1. Андреев, А. А. Принцип Дирихле: учеб. для вузов / Г. Н. Горелов, А. Н. Люлев. — Самара: Пифагор, 2016. — 84 с.
  2. Горелов, П. М. Система внеклассной работы по математике в средней школе № 21 города Кирова / П. М. Горелов. — Киров: ВСЭИ, 2014. — 233 с.
  3. Летчиков, А. В. Принцип Дирихле. Задачи с указаниями и решениями: Учебное пособие / А. В. Летчиков. — Ижевск: Издательство Удм. ун-та, 2015. — 108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ABC, дополнительное занятие, математический кружок, принцип, дополнительное математическое образование, задача, заяц, математическое образование, плоскость треугольника, сторона треугольника.


Ключевые слова

математический кружок, геометрические задачи, концепции математического образования, дополнительное математическое образование (ДМО), принцип Дирихле

Похожие статьи

Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике

В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Методическая разработка урока математики «Прямая пропорциональность и ее график»

В статье автор даёт описание урока математики в 7 классе.

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

В статье обсуждается необходимость и возможность изучения комплексных чисел в старшей школе, анализируются актуальные учебники математики, рассматриваются методические аспекты введения данного раздела в школьный курс математики.

Теорема Пифагора и её применение для 8-х классов

В статье рассматривается история теоремы Пифагора и её применения на практике и в теории. Приведены различные примеры из жизненных задач.

Решение геометрических задач методом «Золотого сечения»

Данная статья посвящена обзору различных способов решения геометрических задач с помощью метода «золотого сечения». Рассмотрен математический термин «золотое сечение», его основные свойства.

Методика обучения модулю числа в школьной математике

В статье рассматривается понятие модуля числа в курсе школьной математики. Показана важность данной темы для учащихся и применение. В программе школьного курса математики не имеется систематизация и обобщение знаний о модулях, об их свойствах, которы...

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Задания для пропедевтической работы по подготовке учащихся 5-го класса к доказательству теорем

В статье описываются формирование потребности в логическом доказательстве, а также примеры составленных задач на доказательство. Основные виды задач на доказательство, используемые в 5классе, опираясь на основные направления пропедевтической работы, ...

Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа»

В статье автор предлагает собственную систему взглядов на решение проблемы организации самостоятельной работы учащихся при изучении действительных чисел в курсе математики.

Особенности изучения тождественных преобразований в курсе алгебры основной школы

Статья анализирует важность изучения тождественных преобразований в алгебре, особенности и трудности этого процесса на различных этапах школьного обучения.

Похожие статьи

Отношение учителей и обучающихся к изучению задач по теории графов на факультативных занятиях по математике

В работе рассматривается отношение учителей математики и обучающихся к изучению задач теории графов на факультативных занятиях по математике в основной школе, а также описаны основные этапы изучения данной теории в школьном курсе математики.

Методическая разработка урока математики «Прямая пропорциональность и ее график»

В статье автор даёт описание урока математики в 7 классе.

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

В статье обсуждается необходимость и возможность изучения комплексных чисел в старшей школе, анализируются актуальные учебники математики, рассматриваются методические аспекты введения данного раздела в школьный курс математики.

Теорема Пифагора и её применение для 8-х классов

В статье рассматривается история теоремы Пифагора и её применения на практике и в теории. Приведены различные примеры из жизненных задач.

Решение геометрических задач методом «Золотого сечения»

Данная статья посвящена обзору различных способов решения геометрических задач с помощью метода «золотого сечения». Рассмотрен математический термин «золотое сечение», его основные свойства.

Методика обучения модулю числа в школьной математике

В статье рассматривается понятие модуля числа в курсе школьной математики. Показана важность данной темы для учащихся и применение. В программе школьного курса математики не имеется систематизация и обобщение знаний о модулях, об их свойствах, которы...

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Задания для пропедевтической работы по подготовке учащихся 5-го класса к доказательству теорем

В статье описываются формирование потребности в логическом доказательстве, а также примеры составленных задач на доказательство. Основные виды задач на доказательство, используемые в 5классе, опираясь на основные направления пропедевтической работы, ...

Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа»

В статье автор предлагает собственную систему взглядов на решение проблемы организации самостоятельной работы учащихся при изучении действительных чисел в курсе математики.

Особенности изучения тождественных преобразований в курсе алгебры основной школы

Статья анализирует важность изучения тождественных преобразований в алгебре, особенности и трудности этого процесса на различных этапах школьного обучения.

Задать вопрос