Ключевые слова: камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налоговый орган.
Под понятием налогового контроля принято понимать деятельность государственных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильность и полноту исчисления налогов, а также своевременность их уплаты в бюджет.
Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов. Большое значение для организации эффективного налогового контроля имеют камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральная налоговая проверка в отличии от выездной требует значительно меньше временных затрат. Практикой установлено, что количество камеральных проверок превышает количество выездных в среднем в 4 раза.
Камеральная налоговая проверка является одной из форм оперативного налогового контроля и осуществляется в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса РФ.
Камеральная налоговая проверка проводится должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями установленными Федеральным законом «О государственной гражданской службе», должностным регламентом и иными нормативно-правовыми актами, без специального решения руководителя налогового органа, что обеспечивает оперативность данной формы налогового контроля.
Как правило проверке подлежит текущая деятельность налогоплательщиков, однако исключениями могут быть уже прошедшие периоды времени, в случаях, когда налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация.
Объектами камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиком, а также иные документы касающиеся деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
В ходе камеральной проверки налоговым органом также могут быть истребованы документы у контрагента или иных лиц, располагающими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика.
По результатам камеральных проверок в ходе которых установлено не полное исчисление налога, возможно дополнительное начисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты, совершения которых не требуют документального подтверждения. По таким нарушениям руководителем налогового органа принимается решение на основании докладных (служебных) записок должностного лица проводившего проверку.
В случае, если по результатам камеральной проверки установлены несоответствия или нарушения, то налогоплательщику предлагается внести в документы необходимые уточнения и изменения. При этом, налоговый орган может выставить требование о предоставлении пояснений, которые подтверждают правильность исчисления и уплаты налогов в установленный законодательством срок.
Ошибки, выявляемые в ходе камеральной проверки, можно разделить на три основные группы:
‒ арифметические;
‒ аналитические (в основном связаны с неправильным заполнением деклараций);
‒ нарушение срока представления деклараций или уплаты налога.
Стоит учесть, что налоговые органы имеют право привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, например в случае предоставления уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с увеличением суммы к уплате в бюджет, при этом без ее фактической уплаты. Таким образом возникает налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 122 Налогового Кодекса РФ.
Процесс осуществления камеральной проверки можно разбить на три метода: формальная проверка; арифметическая проверка; нормативная проверка.
Формальная проверка представляет собой поверхностный осмотр представленных налогоплательщиком документов, исследуя наличие всех необходимых документов и реквизитов без их детального изучения.
Арифметическая проверка предполагает контроль правильности бухгалтерских расчетов и итоговых сумм.
Нормативная проверка подразумевает исследование документов на их соответствие действующему законодательству, позволяя выявить незаконные по содержанию документы и установить факт получения необоснованной выгоды.
Кроме того, при исследовании нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимоувязанные операции, проводится встречная проверка и метод взаимного контроля.
Вместе с тем осуществляется проверка сроков уплаты налогов и представления документов. Проведения таких мероприятий позволяет выявить операции без документального подтверждения, однако учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.
Сроки проведения камеральной проверки установлены статьей 88 Налогового Кодекса РФ. Независимо от того когда инспектор фактически преступит к изучению материалов проверки, ее срок начинает течь со следующего дня за днем представления налоговой декларации. Ранее это срок составлял три месяца, но с момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ сроки проведения камеральных проверок сократились до двух месяцев, однако возможно проведение проверки в привычные три месяца, но в случаях, когда налоговым органом установлены и доказаны нарушения. Для иностранных организаций срок проведения камеральной проверки не изменился и составляет 6 месяцев.
В случаях, когда установлен факт совершения налогового правонарушения налоговым органом в соответствии со статьей 100 Налогового Кодекса РФ составляется акт камеральной налоговой проверки в котором излагаются обстоятельства совершенного правонарушения. Затем данный акт в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового Кодекса РФ вручается налогоплательщику в пятидневный срок. В свою очередь налогоплательщику предоставляется месяц на предоставление возражений, пояснений, ходатайств по проведенной проверке. По истечению срока для предоставления возражений налоговый орган в соответствии со статями 100 и 101 Налогового Кодекса РФ в течение десяти дней обязан вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Кроме того, учитываются обстоятельства, отягчающие либо смягчающие ответственность.
В случае принятия решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в нем обязательно излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, приводится перечень документов или иных сведений, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельства, которые согласно статье 109 Налогового Кодекса исключают привлечение налогоплательщика к ответственности.
Если в ходе камеральной проверки инспектором выявлена неуплата или неполная уплата налога, в решении приводится предложение о его уплате, а также уплате пени.
Решение налогового органа так же, как и акт камеральной проверки, подлежит вручению налогоплательщику в пятидневный срок.
Подводя итог, стоит отметить, что качественное и полноценное проведение камеральной проверки с углубленным изучением представленных налогоплательщиком документов и иных сведений имеющихся у налогового органа, касающихся деятельности данного плательщика, позволяет своевременно выявить недобросовестных налогоплательщиков в отношении которых необходимо проведение выездной проверки.
Кроме того, налоговым органам следует уделять максимальное внимание правовому изучению материалов камеральных проверок и обязательное участие при подготовке актов и решений по результатам проверок специалистов юридических подразделений, а также их последующее сопровождение при рассмотрения соответствующих дел в арбитражных судах.