Современная система социального обслуживания населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (224) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.09.2018

Статья просмотрена: 5804 раза

Библиографическое описание:

Мясищева, Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения / Ю. Н. Мясищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52682/ (дата обращения: 19.01.2022).



В современной России социальное обслуживание населения представляется основным звеном в общей системе социальной защиты и социального обеспечения граждан, так как повешение роли и расширение сектора социальных услуг является одним из приоритетных направлений социально — экономически развитых стран. По мнению Е. И. Холостовой, «это связано как с возвышением потребностей потребителей, создающих платежеспособный спрос на все более высококачественные, технологически сложные услуги, так и сокращением возможностей предоставления услуг в традиционной форме — за счет семьи, ближайшего окружения человека». [5, c.294].

Общеизвестно, что начало становления современной системы социального обслуживания населения относят ко второй половине 1980-х годов. С этого периода начинает формироваться нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в сфере социального обслуживания граждан. На законодательной базе разрабатывается материально-техническая основа для создания, развития и правил осуществления деятельности социальных учреждений и организаций, а с 1990-х годов начинается профессиональная подготовка кадров для работников социальной сферы.

За последнее десятилетие наблюдается значительный рост учреждений и организаций социальной направленности. Динамика развития государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, и также социально-ориентированных некоммерческих организаций связана со значительным спросом граждан на качественные социальные услуги.

С целью повышения доступности социального обслуживания населения и удовлетворения потребностей граждан в социальных услугах была разработана подпрограмма «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Главными ожидаемыми результатами подпрограммы являются: решение к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе; обеспечение доступности и качества социального обслуживания населения; уменьшение удельного веса зданий стационарных учреждений социального обслуживания, требующих реконструкции, находящихся в аварийном состоянии, и ветхих зданий [1].

Отметим, что с момента действия вышеуказанной программы, количество учреждений социального обслуживания, в том числе социально-ориентированных некоммерческих организаций, увеличилось в 1,4 раза. Согласно данным официального сайта для размещения информации об учреждениях [2] и данным федерального статистического наблюдения [4], по состоянию на 30 июня 2018 года осуществляют деятельность в сфере социального обслуживания населения 7212 государственных и муниципальных учреждений, а также 1047 социально-ориентированных некоммерческих организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг. В течение 2017 года данные учреждения предоставили социальные услуги более 18,7 млн. человек в различных условиях: 2985 учреждений осуществляет социальное обслуживание в стационарных условиях, 2084 — в полустационарных и 2143 учреждения обеспечивают предоставление социальных услуг в надомной форме обслуживания.

На сегодняшний день на территории России функционирует:

– 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживают свыше 79 тыс. человек;

– 525 психоневрологических интернатов, в которых проживают более 160 тыс. человек;

– 30 геронтологических центров, в которых проживают более 7 тыс. человек [3].

– 2986 центр социального обслуживания, в том числе 2020 комплексных центров.

– 179 центра социального обслуживания на дому.

– 338 стационарных учреждений социального обслуживания для детей-инвалидов;

– 91 социально-оздоровительных центров;

– 128 учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий;

– 331 учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Социально-ориентированные некоммерческие организации можно подразделить по следующим направлениям деятельности:

– деятельность 492 НКО направлена на профилактику социально сиротства, поддержку материнства и детства;

– 159 НКО на повышение качества жизни людей пожилого возраста;

– 214 организации занимаются социальной адаптацией инвалидов и их семей;

– деятельность 97 социально-ориентированных некоммерческих организаций направлена на профилактику социально опасных форм поведения граждан.

– 85 НКО оказывают помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф.

Отметим, что по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, за 2017 год количество социальных услуг, предоставленных гражданам, превышает 112,2 млн. услуг. Ведущие места среди оказанных услуг занимают социально-бытовые (39,2 % от общего объема оказанных услуг), социально-медицинские (24,1 %), социально-экономические (20,1 %), социально-педагогические (13,9 %), социально-правовые (2,7 %) услуги.

В настоящее время большинство регионов страны располагают необходимой инфраструктурой социального обслуживания населения, способной предоставлять в полном объеме все виды социальных услуг, предусмотренных государственными стандартами.

Таким образом, система социального обслуживания населения является одним из значимых механизмов для решения или смягчения многих жизненных проблем граждан, вносящая элементы улучшения качества их жизни путем оптимизации их жизненного уклада. В связи с этим в ближайшие годы значимость социального обслуживания населения будет только возрастать.

Литература:

  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 (ред. от 31.03.2017 № 372) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71546282/#ixzz5RHNtcFXf (дата обращения 02.09.2018).
  2. Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях [Электронный ресурс]. — URL: http://bus.gov.ru/pub/search/agencies?searchString=специализированные&d-442831-p=1&pageSize=10&searchTermCondition=or&orderAttributeName=rank&orderDirectionASC=false (дата обращения 05.09.2018).
  3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации // Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2017 год. [Электронный ресурс]. — URL: https://rosmintrud.ru/docs/1294 (дата обращения 08.09.2018).
  4. Российскийстатистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. — М., 2017–686 с.
  5. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М.: Юрайт, 2017. — 905 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное обслуживание населения, социальное обслуживание, услуга, учреждение, пожилой возраст, Российская Федерация, социальная защита, центр.


Похожие статьи

Проблемы предоставления социальных услуг населению...

Социальное обслуживание граждан, проживающих в сельской местности значительно труднее организовать из-за многих специфических проблем, связанных, прежде всего с развитием инфраструктуры.

Похожие статьи

Проблемы предоставления социальных услуг населению...

Социальное обслуживание граждан, проживающих в сельской местности значительно труднее организовать из-за многих специфических проблем, связанных, прежде всего с развитием инфраструктуры.

Задать вопрос