В данной статье рассматриваются теоретические представления о способностях отечественными психологами и понятия восприятия, памяти и мышления как основные познавательные процессы. Так же представлена структура способностей к математике.
Ключевые слова: способности, математические способности, восприятие, память, мышление, структура математических способностей.
В настоящее время одной важнейшей проблемой в психолого-педагогической практике является понимание способностей. У разных ученых понятие способностей понимается по-разному.
Б. М. Теплов определяет понятие способностей как, индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от других, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. [6]
С. Л. Рубинштейн понимает под способностью в более специальном смысле слова сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. Сергей Леонидович пишет так «Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [4, с.537]
В. Д. Шадриков считает, что, способности можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. [7, с. 415]. «Понятие «способности» относят не только к человеку, но и к любой вещи неорганического и органического мира, естественно или искусственно созданной, находящейся на разных ступенях эволюционного развития…Анализ использования понятия «способности» показывает, что оно применяется как категория свойства (качества) вещи…Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры» [8, с. 11].
Нельзя стать творческим работником в области математики, не переживая увлеченности этой работой, — она порождает стремление к поискам, мобилизует трудоспособность, активность. Без склонности к математике не может быть подлинных способностей к ней. Если ученик не чувствует никакой склонности к математике, то даже хорошие способности вряд ли обеспечат вполне успешное овладение математикой. Роль, которую здесь играют склонность, интерес, сводится к тому, что интересующийся математикой человек усиленно занимается ею, следовательно, энергично упражняет и развивает свои способности. На это указывают постоянно сами математики, об этом свидетельствуют вся их жизнь и творчество.
Эффективность изучения математики зависит от уровня развития познавательных способностей человека. Возможности для их развития безграничны и все зависит от прилежания и упорства в достижении цели, поставленных перед собой.
Для развития математических способностей важно учесть три основных познавательных процесса, такие как восприятие, память и мышление. Рассмотрим каждый процесс подробно.
Восприятие — это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отражение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Основными особенностями восприятия являются предметность, целостность, структурность, иллюзия, изобретательность.
Восприятие в психологии — это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. [9]
В. Д. Шадриков в своей книге «От индивида к индивидуальности» пишет так «…что нельзя рассматривать процесс восприятия как безобразный анализ признаков. Этому есть три причины: во-первых, анализируемые признаки не являются какими-то особыми, отличительными других. Во-вторых, богатство феномена восприятия не объясняется теми детекторами признаков, которые открыты. В-третьих, в механизмах восприятия различают эффекты, возникающие в детекторах признаков, и эффекты, продуцируемые в системе, анализирующей эти признаки» [7, с.181].
Память — это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отражение материала. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте.
Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. [9]
«Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующие воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, её прошлого опыта» [7, с. 428] пишет В. Д. Шадриков.
Мышление — это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. [10]
Про понятие мышления В. Д. Шадриков пишет так: «Мышление в своей родовой (но не простейшей) форме представляет собой психический процесс познания, установления значения и смысла воспринятого. Момент самого движения в процессе познания от чувственного материала (образов и переживаний) к знанию есть мысль» [7, с.185].
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются специфическая способность к обобщению математического материала, способность к пространственным представлениям, способность к отвлеченному мышлению.
Для целенаправленной и успешной работы по развитию математических способностей каждый из нас, прежде всего, должен иметь целостное о них представление. В свое время В. А. Крутецкий, исследуя вопросы математических способностей школьников, определил общую схему структуры этих способностей в школьном возрасте, которую мы приводим из его книги «Психология математических способностей школьников».
Структура математических способностей в школьном возрасте.
- Получение математической информации.
Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
- Переработка математической информации.
1) Способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. Способность мыслить математическими символами.
2) Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.
3) Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий. Способность мыслить свернутыми структурами.
4) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.
5) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.
6) Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).
- Хранение математической информации.
Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).
- Общий синтетический компонент.
Математическая направленность ума.
Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру, своеобразный синдром математической одаренности, математический склад ума.
Не входят в структуру математической одаренности те компоненты, наличие которых в этой системе не обязательно (хотя и полезно). В этом смысле они являются нейтральными по отношению к математической одаренности. Однако их наличие или отсутствие в структуре (точнее, степень их развития) определяют тип математического склада ума. Не являются обязательными в структуре математической одаренности следующие компоненты:
- Быстрота мыслительных процессов как временная характеристика.
- Вычислительные способности (способности к быстрым и точным вычислениям, часто в уме).
- Память на цифры, числа, формулы.
- Способность к пространственным представлениям.
- Способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости.
По статье Г. А. Суворовой данную структуру, связанную с познавательными процессами, можно представить так:
1) формализованное восприятие математического материала (объектов, отношений, действия), связанное с быстрым схватыванием формальной структуры, «скелета» конкретной задачи, математического выражения (т. е. «умное восприятие»);
2) быстрое и широкое обобщение, тенденция мыслить свернутыми умозаключениями при наличии логической канвы, стремление к ясности, простоте, изяществу, рациональности (т. е. мышление);
3) легкость и свобода переключения от одной умственной операции к другой, прямого на обратный ход мыслей (т. е. внимание);
4) быстрота запоминания и прочность сохранения типов задач и способов их решения, схем рассуждения, доказательств, логических схем (т. е. память) [5, с.115–116].
Под способностью к изучению математики В. А. Крутецкий понимает индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности, относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики. [3]
Литература:
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
- Крутецкий, В. А. Проблема способностей в психологии / В. А. Крутецкий, д-р психол. наук. — Москва: Знание, 1971. — 60 с.
- Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий; Под ред. Н. И. Чуприковой. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 411 с., с.380–390, 397–400.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2009. — 713 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). с.535–538.
- Суворова Г. А. Показатели одаренности в работах отечественных психологов / Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: опыт, проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М. А.), 2015. — 348 с., с.109–120.
- Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985. –Т.1. — с.5–41
- Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 656 с. (Достижения в психологии)
- Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека. — М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2004. — 188 с., с.11–34.
- Все о психологии [Электронный ресурс]. — URL: http://vseopsycho.ru/vospriyatie/
- Мир психологии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.persev.ru/myshlenie