Основы международно-правового регулирования воздушных сообщений и международных воздушных перевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.09.2018

Статья просмотрена: 1758 раз

Библиографическое описание:

Гонтарь, А. Д. Основы международно-правового регулирования воздушных сообщений и международных воздушных перевозок / А. Д. Гонтарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/222/52545/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье исследуется право международных воздушных сообщений и воздушных перевозок как один из основных блоков отрасли международного воздушного права с выявлением базовых принципов сотрудничества государств в данной области и опорой на международные соглашения.

На современном этапе развития международного воздушного права (МВП) сложился относительно устойчивый комплекс норм, регулирующих различные вопросы, связанные с сотрудничеством государств, осуществлением ими юрисдикции в области аэронавигации за пределами суверенного воздушного пространства, применением процессуальных норм для реализации положений, устанавливающих правовой режим воздушного пространства, а также нормы по защите прав частных лиц от действий перевозчиков, эксплуатацией воздушных судов, взаимодействия авиакомпаний и органов государства. Для классификации всего объема норм немаловажно характеризовать МВП как систему институтов, взаимосвязанных между собой, выполняющих конкретные функции и формирующих два основных блока отрасли — «право международных полетов» и «право международных воздушных сообщений и перевозок» [2, с.26]. В статье речь пойдет о второй группе норм, которая регулирует установление и эксплуатацию международных воздушных сообщений и отношения, связанные с коммерческими «свободами воздуха» (различные объемы коммерческих прав). Этот институт международного воздушного права тесно взяимосвязан с национальным правом, даже Чикагская конвенция о международной гражданской авиации содержит ряд отсылочных норм к внутреннему законодательству [2, с.29]. Данному институту характерно также то, что публично-правовой компонент зачастую превалирует над частно-правовым, что связано с использованием разрешительного порядка использования воздушного пространства субъектами МВП.

Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению основной темы статьи, стоит подчеркнуть, что международное воздушное сообщение и международная воздушная перевозка — два разных понятия, которые следует разграничивать. Так Чикагская конвенция 1994 г. дает следующее определение международным воздушным сообщениям: «регулярное воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государства [4, ст. 96, п. b]». В той же статье говорится, что воздушное сообщение осуществляется с целью перевозок пассажиров, почты или груза. Понятие «международной перевозки» дается в Монреальской конвенции. Это «всякая перевозка, при которой, согласно определению сторон, место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств — участников [конвенции], либо на территории одного и того же государства — участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государством-участником [3, cт. 1, п. 2]». Для того, чтобы такая перевозка состоялась, нужно, чтобы между государствами были оформлены двусторонние соглашения в форме международных воздушных сообщений.

Таким образом, международные сообщения — это юридическое оформление соглашений между двумя государствами о практической эксплуатации воздушного пространства по установленным воздушным маршрутам (международная перевозка).

Изначально международными воздушными сообщениями признавались только те, которые совершались на регулярной основе, а между государствами происходят постоянные воздушные передвижения. Однако в рамках Четвертой Всемирной авиатранспортной конференции в Монреале в 1994 году ИКАО, поставив перед собой цель дать более точные определения терминам, относящимся к воздушному транспорту, выработала более широкую формулировку. В рамках ее международные воздушные сообщения могут осуществляться как на регулярной, так и на нерегулярной основе, где первое — это сообщение, открытое для публичного использования по установленному и опубликованному расписанию, представляющее систематическую серию рейсов [2, с. 112]. Любое другое международное воздушное сообщение будет считаться нерегулярным. Это является основной и наиболее крупной классификацией данного института МВП.

В регулировании подобных правоотношений находят яркое проявление такой принцип международного воздушного права, как полный и исключительный суверенитет государства над своей территорией. Данный принцип выражается в необходимости получения потенциальным пользователем воздушного пространства разрешения на пересечение государственной границы от компетентного органа власти. В Российской Федерации, к примеру, на это уполномочен главный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации [5, п. 117]. Разрешительный порядок также предполагает, что воздушное судно, находясь в пределах государственной территории, должно соблюдать условия и правила, установленные внутренним законодательством и относящиеся как к самому летательному аппарату, так и к экипажу судна, пассажирам, грузу и перевозимому багажу. Как отмечает К. А. Бекяшев, к указанным условиям относятся правила прибытия, пребывания, отправления судна, различные процедуры контроля, регулирование полетов над особыми зонами и т. п. [1, с. 567–568]. В Конвенции 1944 г. закреплено, что установление требований к воздушным судам различных государств должно производиться на недискриминационной основе [4, ст.44, п. g], и это является еще одним принципом МВП, который проявляется в регулировании международных воздушных сообщений. За нарушение требований и причинение ущерба устанавливается соответствующий вид юридической ответственности (уголовная, гражданско-правовая или административная).

Выполнение международных перевозок любой авиакомпанией осуществляется за определенную плату, т. е. для них эта деятельность носит коммерческий характер. Так же в 1994 г. ИКАО добавила к определению международного воздушного сообщения следующую характеристику — «осуществляемое за вознаграждение или по найму». В этой связи стоит упомянуть важную группу свобод, дающую авиакомпании одного государства определенный объем прав на полет в пределах территории другого государства, устанавливаемые двусторонними или многосторонними соглашениями — так называемые коммерческие «свободы воздуха» (Freedoms of the Air).

«Свободы» были закреплены в Соглашении о воздушном транспорте (Air Transport Agreement (ATA)), которого государства достигли по итогам конференции в 1944 г. в Чикаго. Международная организация гражданской авиации признает 5 основополагающих «свобод воздуха» [6, ст. 1, р. 1]. Первые две не представляют собой предметов спора между договаривающимися государствами:

  1. право на беспосадочный (транзитный) полет над территорией соответствующего государства. Наличие этого права не предполагает совершение коммерческих операций и посадок.
  2. право полета с посадкой исключительно для технических целей (дозаправка, ремонт) и иных некоммерческих целей;

Следующие три свободы обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений между государствами [7, c.306–307]:

  1. право выгрузки перевозимых объектов и высадки пассажиров, которые были взяты на борт в аэропорту государства регистрации данного воздушного судна;
  2. право принимать на борт воздушного судна на территории иного государства пассажиров, почту, груз для направления на территорию государства регистрации судна;
  3. право высаживать и принимать на борт пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки при нахождении на иностранной территории, если пункт отправления и назначения — территория любого третьего государства.

Некоторые государства согласились соблюдать ряд других свобод воздуха, которые, тем не были официально признаны ИКАО, не закреплены в Соглашении и, таким образом, не являются всеобщими. Они затрагивают права третьих государств при совершении полетов через территорию государства-регистратора судна, минуя его территорию, и два вида каботажа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что международные воздушные сообщения существуют и функционируют в силу различного вида соглашений между государствами. В силу этого, регулирование входящих в этот институт правотношений — это динамичный и развивающийся процесс, где возможно появление новых видов норм и практик, и который, тем не менее, опирается на основополагающие принципы и нормы международного воздушного права.

Литература:

  1. Бекяшев, К. А. Международное публичное право. Учебник / Отв. редактор К. А. Бекяшев. М., 2009. С. 559 — URL: http://alleng.org/d/jur/jur091.htm (дата обращения: 01.06.2018)
  2. Бордунов, В. Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. — М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес»; изд-во «Научная книга», 2006. — 464 с. — URL: http://airspot.ru/book/file/629/bordunov.pdf (дата обращения: 03.06.2018)
  3. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.) — URL: https://yappi-club.ru/reference/monreal (дата обращения 01.06.2018)
  4. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) (с изменениями и дополнениями), [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: [справочно-поисковая система] (дата обращения: 01.06.2018)
  5. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 13.06.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система] (дата обращения: 01.09.2018)
  6. Соглашение о международном воздушном транспорте (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) — URL: http://docs.cntd.ru/document/1900528 (дата обращения 01.06.2018)
  7. McGill Law Journal: Ralph Azzie. Specific Problems Solved by the Negotiation of Bilateral Air Agreements / McGill Journal. Vol.13. N. 2. 1967 — URL: http://lawjournal.mcgill.ca/userfiles/other/7941147-azzie.pdf (дата обращения: 01.06.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): государство, воздушное пространство, сообщение, международное воздушное сообщение, территория, ATA, внутреннее законодательство, воздушный транспорт, Российская Федерация, Чикагская конвенция.


Похожие статьи

Формирование и развитие норм международного экологического права как самостоятельной отрасли международного публичного права

В статье выделены этапы формирования и развития международного экологического права как отрасли международного публичного права, определены особенности каждого из этапов, сформулирована важность данной отрасли на современном этапе развития мирового с...

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Европейском Союзе и Российской Федерации

В данной статье производится анализ соответствия норм законодательства Российской Федерации и Европейского Союза, которые, в свою очередь, определяют отличительные черты организации функционирования железнодорожной отрасли. Кроме того, в статье отобр...

Проблемы и особенности совершенствования правовых основ поддержки развития аэропортовой инфраструктуры, аэронавигационной системы и парка воздушных судов Российской Федерации

В статье автор анализирует основные аспекты осуществления государственной поддержки в сфере воздушного транспорта, выявляет пробелы в правовом регулировании и предлагает возможные варианты их преодоления, посредством внесения изменений в действующее ...

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...

Российская Федерация в международных экономических отношениях

В настоящей статье рассмотрены основы мирового хозяйства, обозначена сущность международного разделения труда и раскрыты некоторые аспекты участия Российской Федерации в международных экономических отношениях.

Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в современный период

В статье проведен анализ основных международных актов в сфере права интеллектуальной собственности. Исследована значимость данных соглашений в современный период, в том числе и для развития охраны интеллектуальной собственности в РФ.

Международно-правовой механизм трансграничной воздушной перевозки коммерческого груза посредством беспилотной авиационной системы

Данная статья посвящена исследованию международно-правового механизма регулирования публичных и частных трансграничных авиационных перевозок коммерческого груза посредством беспилотной авиационной системы, а также анализ актуальных юридических инстру...

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и коллективной безопасности на территории СНГ

Данная статья посвящена осмыслению роли Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования работы действующих структур в области национальной безопасности, признания Совета Без...

Проблемы правового регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов

В настоящее время сложно представить человечество без транспорта. Данный вид передвижения позволяет не только перемещаться людям, но и служит довольно удобным механизмом перемещения необходимых грузов. В данной статье будут рассмотрены особенности пр...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Похожие статьи

Формирование и развитие норм международного экологического права как самостоятельной отрасли международного публичного права

В статье выделены этапы формирования и развития международного экологического права как отрасли международного публичного права, определены особенности каждого из этапов, сформулирована важность данной отрасли на современном этапе развития мирового с...

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке грузов железнодорожным транспортом в Европейском Союзе и Российской Федерации

В данной статье производится анализ соответствия норм законодательства Российской Федерации и Европейского Союза, которые, в свою очередь, определяют отличительные черты организации функционирования железнодорожной отрасли. Кроме того, в статье отобр...

Проблемы и особенности совершенствования правовых основ поддержки развития аэропортовой инфраструктуры, аэронавигационной системы и парка воздушных судов Российской Федерации

В статье автор анализирует основные аспекты осуществления государственной поддержки в сфере воздушного транспорта, выявляет пробелы в правовом регулировании и предлагает возможные варианты их преодоления, посредством внесения изменений в действующее ...

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...

Российская Федерация в международных экономических отношениях

В настоящей статье рассмотрены основы мирового хозяйства, обозначена сущность международного разделения труда и раскрыты некоторые аспекты участия Российской Федерации в международных экономических отношениях.

Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в современный период

В статье проведен анализ основных международных актов в сфере права интеллектуальной собственности. Исследована значимость данных соглашений в современный период, в том числе и для развития охраны интеллектуальной собственности в РФ.

Международно-правовой механизм трансграничной воздушной перевозки коммерческого груза посредством беспилотной авиационной системы

Данная статья посвящена исследованию международно-правового механизма регулирования публичных и частных трансграничных авиационных перевозок коммерческого груза посредством беспилотной авиационной системы, а также анализ актуальных юридических инстру...

Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и коллективной безопасности на территории СНГ

Данная статья посвящена осмыслению роли Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования работы действующих структур в области национальной безопасности, признания Совета Без...

Проблемы правового регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов

В настоящее время сложно представить человечество без транспорта. Данный вид передвижения позволяет не только перемещаться людям, но и служит довольно удобным механизмом перемещения необходимых грузов. В данной статье будут рассмотрены особенности пр...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Задать вопрос