В настоящее время во многих регионах России региональные власти начинают реализовывать кластерную политику как эффективный механизм повышения конкурентоспособности экономики. Применение кластерной политики подразумевает под собой обозначение различных способов поддержки инициатив по созданию и развитию кластеров на федеральном уровне. При этом функции федерального центра сводятся к нахождению кластеров и созданию стимулов для регионов по их развитию, дальнейшее развитие обозначенного кластера напрямую зависит работы региональных администраций, направленной на выявление кластерных образований и определение приоритетов в кластерной политике, активацию кластеров, интеграцию процесса кластеризации в отраслевые или комплексные программы развития региона.
Применение кластерной модели развития промышленных отраслей производства уже имеет вполне понятную структуру, одновременно с этим применение кластерной модели для развития сферы услуг, к которой собственно и относится туристско-рекреационная отрасль, освещена, на наш взгляд, недостаточно. Следует так же отметить, что до настоящего времени не появилось единой трактовки понятия кластер, что приводит к некоторым сложностям в определении теоретико-методологической базы приемлемой для обозначения и изучения туристско-рекреационных кластерных моделей.
Согласно теории создателя концепции промышленного кластера Майкла Портера [4], кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Так же им разработана система детерминант конкурентного преимущества, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп преимуществ, к которым относятся:
- факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе факторы качества жизни;
- условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, развитие объема спроса;
- смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;
- стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм.
М. Портер выделил две дополнительные переменные в значительной степени влияющие на обстановку в стране – это случайные события (то есть те, которые руководство фирм не может контролировать) и государственная политика [5].
Используя трактовку термина кластер, предложенную М. Портером, как основополагающую, можно обозначить туристско-рекреационный кластер, как группу географически сконцентрированных, обладающих ресурсной базой, взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в сфере туристско-рекреационных услуг, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества, как отдельных компаний, так и кластера в целом.
Составляя систему детерминант конкурентного преимущества туристско-рекреационного кластера, в условиях российского рынка, целесообразно к факторным условиям отнести характеристики территории, которую занимает кластер; к условиям внутреннего спроса – туристско-рекреационную специализацию территории и сложившееся направление туристического потока; к фактору смежных и обслуживающих отраслей – поставщиков услуг, как непосредственных участников кластера; и объединить такие способы организации, как стратегию и структуру фирм и государственную политику (рисунок 1).
Рис. 1 Система детерминант конкурентного преимущества
туристско-рекреационного кластера
Для применения кластерной модели развития туристско-рекреационной отрасли, первоочередное значение имеет выбор территории, в пределах которой развитие туристско-рекреационной сети принесет наибольший экономический результат. Развитие туристско-рекреационного комплекса более высокого уровня напрямую зависит от территориальной организации туристско-рекреационной деятельности (определения потенциала), и как следствие, оптимизации использования туристско-рекреационных ресурсов. При определении туристско-рекреационного потенциала территории наиболее приемлемо, на наш взгляд, изучение сочетания природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов (рисунок 2).
Рис. 2 Составляющие туристско-рекреационного потенциала
В общем виде функциональная модель применения кластерного подхода в туристско-рекреационной отрасли представлена на рисунке 3.
Рис. 3 Модель применения кластерного подхода
Центральное место в предложенной модели занимает территория, выделенная на основе факторного анализа существующего туристско-рекреационного потенциала. Наиболее привлекательная территория характеризуется:
- благоприятными климатическими условиями, наличием водных объектов, разнообразием и аттрактивностью ландшафтов [3], наличием особоохраняемых природных территорий, как мест экскурсионной направленности;
- аграрным потенциалом и возможностью позиционирования производимых продуктов питания, как экологически чистых;
- наличием памятников истории (памятники архитектуры и зодчества, места, связанные со знаменательными событиями или жизнедеятельностью выдающихся личностей и т.д.), археологии (курганы, стоянки, петроглифы), культуры (музей, храмы, монастыри и т.д.);
- сложившимся спросом на туристические услуги, а именно существующей туристско-рекреационной инфраструктурой, направлением туристического потока, специализацией предоставляемых услуг (активный, лечебно-оздоровительный, пляжный, научно-познавательный туризм и т.д.).
Следующим шагом применения кластерной модели, после выделения наиболее привлекательной территории и обозначения участников кластера, является формирование мер государственного регулирования и поддержки, то есть проведение кластерной политики по методу «сверху-вниз» [5]. Проведение кластерной политики направлено в первую очередь на создание на выбранной территории благоприятного инвестиционного климата и нацелена на привлечение поставщиков услуг (предпринимателей, инвесторов) и на создание сети взаимосвязанных объектов, предоставляющих услуги. Одной из мер государственного регулирования и поддержки является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, которые в дальнейшем могут стать начальными точками формирования туристско-рекреационных кластеров.
Непосредственными поставщиками услуг выступают основные участники кластера, взаимодействие которых направлено на выпуск целевой для кластера продукции. В нашем случае участниками кластера являются:
- базовые учреждения отдыха, выступающие своеобразным ядром кластера. К ним относятся объекты санаторно-курортного лечения, разнообразные гостиницы и базы отдыха, кемпинговые лагеря;
- организации, поставляющие продукцию (продукты питания, ресурсную базу для проведения лечебных и оздоровительных процедур) или оказывающие услуги (экскурсионные, транспортные, досуговые) для базовых учреждений отдыха;
- обслуживающие организации, занимающиеся инженерной (водо-, газо-, электроснабжение), транспортной, информационно-телекоммуникационными инфраструктурами;
- предприятия торговли и общественного питания, организации, оказывающие финансовые и страховые услуги;
- образовательные и научно-исследовательские учреждения, как организации способствующие повышению качества предоставления услуг.
Потребителями услугтуристско-рекреационного кластера выступают туристы – люди, посещающие выделенную территорию с целью восстановления физических, психических, интеллектуальных и духовных сил, через использование как природных, так и природно-антропогенных факторов. Привлекательность той или иной территории зачастую оценивают по потребительскому спросу на предоставление туристско-рекреационных услуг в ее пределах, который хорошо прослеживается в направлении туристического потока. Одновременно с этим, следует отметить такое направление, как «дикий» туризм. Поскольку сбор статистических данных в этом направлении практически не возможен – его редко учитывают при анализе туристического потока. Но при проведении аналитической оценки с учетом вышеуказанного вида туризма выделяются дополнительные потоки, направленные на перспективные для освоения территории. Анализ потребительского спроса на туристско-рекреационные услуги в пределах выделенной территории позволяет разрабатывать стратегии ее развития, направленные на расширение сети базовых учреждений отдыха. В свою очередь, рост потребительского спроса на предоставляемые услуги (проживания, питания, доставки, развлечения и т.д.) приводит к увеличению конкуренции между основными участниками кластера, и, как следствие, к росту качества предоставляемых услуг, которое заключается в улучшение инфраструктурной сети и сферы услуг в целом.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие особенности применения кластерной модели в туристско-рекреационной отрасли:
Во-первых, это своеобразная территориально-ресурсная ориентированность, которая заключается в тяготении к территориям, обладающим максимальным туристско-рекреационным потенциалом, в пределах которых возможно развитие различных видов туристско-рекреационной деятельности.
Во-вторых, это привязанность потребителей к территории и невозможность реализации продукции данного кластера за его пределами.
В-третьих, это четкая ориентация поставщиков услуг на потребителя, мобильное реагирование на потребительский спрос.
Применение кластерного подхода в туристско-рекреационной отрасли позволяет не только повысить конкурентоспособность всех участников кластера и укрепить связи между ними, но и увеличить потребительский спрос на предоставляемые кластером услуги и привлечь дополнительные инвестиционные потоки.
Литература:
1. Биржаков М.В., Введение в туризм / Биржаков М.В. – С-Пб.: Невский фонд, 2004. – 448 с.
2. Винокуров Ю.И., Туристско-рекреационное планирование: подходы к проблеме / Винокуров Ю.И., Ротанова И.Н. // Материалы научно-практической конференции «Проблемы развития туризма в Алтайском крае». – Б.: Азбука, 2007. – с. 60-65.
3. Дирин Д.А., Оценка и рекреационное использование пейзажно-эстетических ресурсов Усть-Коксинского района Республики Алтай / Дирин Д.А. – Н.: НСОРАН, 2007. – с. 206.
4. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. N.Y.: The Free Press, 1990, Palgrave Tenth Edition, 1998 – 855 p.
5. Пилипенко И.В., Конкурентоспособность регионов и кластерная политика // Пространственная организация хозяйства: ТПК или кластеры. – Москва, 2006. – с. 26-36.