Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что деятельность военнослужащих относится к числу профессий «повышенного риска» и характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов и психическими перегрузками: участием в боевых действиях в зоне чрезвычайного положения, в специальных операциях; необходимостью решения профессиональных задач в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни и здоровья.
Экстремальные ситуации профессиональной деятельности оказывают негативное воздействие на психоэмоциональное состояние военнослужащих, приводя к развитию у них процессов психической дезадаптации. Наиболее распространенным видом психической дезадаптации у военнослужащих является посттравматическое стрессовое расстройство, вызываемое экстремальной ситуацией и возникающее после латентного периода продолжительностью от нескольких недель до нескольких месяцев [2].
В развитие посттравматического стрессового расстройства огромная роль принадлежит негативным событиям, угрожающим жизни человека и отличающимся непредсказуемостью и неконтролируемостью.
Посттравматическое стрессовое расстройство проявляется в виде тяжелых тревожно-фобических, депрессивных и невротических нарушений. Важным признаком расстройства являются назойливо повторяющиеся воспоминания о травматической ситуации, которую пережили военнослужащие, в виде внезапно возникающих ярких образных представлений (flash-backs), продолжающихся от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождающихся угнетением, страхом, потливостью и другими вегетативными расстройствами [2].
Ухудшение памяти, внимания, нервно-психическое истощение, снижение работоспособности, эмоциональная лабильность не могут не привести к дезадаптации военнослужащих в профессиональной деятельности.
Несомненно, военнослужащим с посттравматическим стрессовым расстройством необходима психологическая помощь. Механизмы формирования посттравматических стрессовых расстройств и основные направления психологической помощи военнослужащим описаны в теоретических моделях формирования посттравматического расстройства. К психологическим моделям можно отнести психодинамическую, когнитивную и психосоциальную модели.
Исследователи особое внимание уделяют изучению способов преодоления состояния посттравматического стресса, так как именно их эффективность препятствует развитию психической дезадаптации. Было установлено, что, наиболее эффективными являются две стратегии преодоления состояния посттравматического стресса:
- Целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы.
- Осознание носителем травматического опыта значения травматического события.
Психодинамическая модель преодоления состояния посттравматического стресса подробно анализирует первую стратегию, пытаясь соотнести необходимость использования патологической фиксации на травмирующей ситуации с ее полным вытеснением из сознания. Первоначально, в острый период переживания события, наиболее эффективной стратегией является стратегия вытеснения из сознания психической травмы. Военнослужащие избегают упоминаний о травме, сохраняя при этом свое психическое состояние. При развитии постстрессовых состояний военнослужащие должны осознать все аспекты психической травмы с целью интеграции своего внутреннего мира и превращения травмирующей ситуации в часть собственного жизненного опыта.
Когнитивная модель преодоления состояния посттравматического стресса анализирует стратегию когнитивной оценки и переоценки травмирующего опыта. Именно когнитивная переоценка психической травмы способна обеспечить успешную адаптацию военнослужащих к дальнейшей профессиональной деятельности благодаря преодолению ее последствий. Когнитивная переоценка ситуации позволяет реконструировать образ мира военнослужащего, делая его гармоничным и целостным. Важно восстановить ценность собственной личности, позитивное отношение к другим людям, оптимистическое восприятие мира и его справедливости. Именно данные составляющие личности в большей степени подвержены деформации у военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством.
Психосоциальная модель преодоления состояния посттравматического стресса уделяет внимание активизации социальных ресурсов личности военнослужащего. Для успешного преодоления психической травмы военнослужащие нуждаются в сохранение своего социального статуса, в социальной поддержке близких людей, сослуживцев. Они должны осознавать смысл происходящих в их жизни событий и их значимость как для общества в целом, так и для себя лично [1].
Рассматривая проблему коррекции посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих, необходимо уделить внимание этиологической мультифакторной концепции А. Мэркера, с помощью которой он делает попытку объяснить, почему одни люди после переживания травматического стресса начинают страдать посттравматическим стрессовым расстройством, а другие — нет. В этой концепции выделяются три группы факторов, сочетание которых приводит к возникновению ПТСР:
– факторы, связанные с травматическим событием: тяжесть травмы, ее неконтролируемость, неожиданность;
– защитные факторы: способность к осмыслению происшедшего, наличие социальной поддержки, механизмы совладания (было доказано, что те, кто имеет возможность говорить о психической травме, отличаются лучшим самочувствием и реже обращаются к врачам и психотерапевтам);
– факторы риска: возраст, отрицательный прошлый опыт, психические расстройства в анамнезе, низкие интеллект и социоэкономический уровень [1].
Согласно мультифакторной концепции, психотерапия работает на подкрепление защитных факторов, поскольку она ведет именно к переосмыслению происшедших событий и усилению совладающих механизмов.
Таким образом, целью оказания психологической помощи военнослужащим с посттравматическим стрессовым расстройством является освобождение их от преследующих воспоминаний о прошлом; интерпретация последующих эмоциональных переживаний как напоминаний о травме; активное включение в настоящее с восстановлением способности нести ответственность за свою жизнь. Для этого военнослужащим необходимо вновь обрести контроль над эмоциональным состоянием и найти происшедшему травматическому событию надлежащее место в своем жизненном опыте.
Литература:
- Красило, А. И. Психологическое консультирование посттравматических состояний / А. И. Красило. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 96 с.
- Кузнецова, Л. Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: дис. … канд. психол. наук 19. 00. 01 / Л. Э. Кузнецова. — Краснодар, 2011. — 222 с.