Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обеспечение личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел

Юриспруденция
06.04.2022
4920
Поделиться
Библиографическое описание
Семёнова, Ю. С. Обеспечение личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел / Ю. С. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90090/.


В статье автор уточняет понятие психологической безопасности, рассматривает способы и условия обеспечения личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел, а также формирует способы ослабления и последствия сильного стресса для них.

Ключевые слова: сотрудник, ситуация, личная психологическая безопасность, психологическая саморегуляция, психологическая травма, сильный стресс, способ ослабления стресса, условие стресса, действие, последствие, психолог.

Личная психологическая безопасность сотрудников — одна из важных составляющих работы органов внутренних дел. Она представляет собой максимально возможное сокращение воздействий психотравмирующих факторов, которые связаны со служебной деятельностью, а также минимизация их последствий.

Данная проблема комплексная, поэтому в разработке ее решения должны принимать участие медики, практические психологи и сам сотрудник, заинтересованный в устранении своих проблем в этой области. Часто в разных критических моментах даже обычные приемы психологической самозащиты помогут не менее, чем физическая самозащита. Если обратиться к опыту отечественных и зарубежных психологов ОВД, то можно сформировать перечень основных условий по обеспечению личной психологической безопасности в условиях риска:

  1. Важно знать о психофизиологических процессах, которые протекают в организмах людей при ощущении опасности;
  2. Важно усвоить конкретные схемы поведения в критических ситуациях, позволяющие выполнить профессиональные задачи и не пострадать;
  3. Важно овладеть различными действенными приемами психологической саморегуляции, применяя их перед критическими или опасными моментами, вовремя и после.

Если сотрудник уже имеет представление о том, что с ним происходит и почему, то он уже находится на верном пути и может действовать в правильном направлении. Наиболее трудным считается переход от стадии эмоций к стадии действия. Эмоциональная стадия может быть тесно связана с состоянием беспомощности, поэтому лучше всего и наиболее эффективнее сделать переход к стадии действий получается у сотрудников, чья физическая и профессиональная подготовка к условиям критических ситуаций находится на хорошем уровне.

Наиболее стабильное психологическое состояние может обеспечить вышеизложенная схема, так как данный переход позволит обеспечить чувство защищённости и увеличить результативность при исполнении поставленных задач, но не в каждой ситуации эта модель может являться достаточной для устранения стресса и минимизации различной степени последствий. Практическая деятельность отечественных правоохранительных органов и множество работ практических психологов ОВД формируют предпосылки к тому, что наибольшему количество сотрудников значимо владение навыками психологической саморегуляции.

Часто в стрессовых ситуациях у людей возникает чувство опасности, однако наравне с ним можно выделить беспомощность, неизвестность и неопределенность. От таких состояний могут появляться тяжелые психологические последствия, так как чувства потерянности, отсутствие знаний об окружении и будущем могут сводить с ума сотрудников в опасных для них ситуациях.

Подготовить различные варианты собственных действий в условиях стресса сотрудниками помогают психологи, которые могут качественно и эффективно проводить специальные групповые психологические тренинги, в ходе которых каждый лично для себя изучает возможные действия в условиях опасности. Примерами могут служить такие виды тренингов как ролевые игры, проигрывание отдельных ситуаций, которые связаны со службой или видеотренинги [2, с. 97], все они имеют свои плюсы и минусы, но их объединяет решение таких задач как:

  1. Формирование сотрудниками личного представления о возможных вариантах стрессовых ситуаций и реакций на них;
  2. Устранение чувств неизвестности и неопределенности;
  3. Развитие навыков прогнозирования хода событий;
  4. Устранение психологических препятствий и формирование готовности к действиям в условиях стресса.

Легче предотвращать психологические проблемы, чем их потом решать. На рис. 1 представлены способы ослабления стресса. Тренинги позволяют сотруднику выработать личные контролирующие качества и не зацикливаться на психотравмирующих моментах, а также позволят увидеть ситуацию в целом, собрав воедино все отдельные образы. Однако следует отметить, тренинги будут полезны для сотрудника только тогда, когда он проявляет заинтересованность, активность, сознательно работает и воспринимает руководство психолога.

Способы ослабления стресса [составлено автором]

Рис. 1. Способы ослабления стресса [составлено автором]

На рис. 2 представлены возможные последствия сильного стресса, они могут проявляться в разной степени сложности, также могут следовать сразу после психотравмирующих моментов либо быть отстрочены и проявиться гораздо позже.

Последствия сильного стресса [составлено автором]

Рис. 2. Последствия сильного стресса [составлено автором]

Все вышеизложенные последствия являются естественной реакцией человека на влияние стресса, чаще всего они носят временный характер, который зависит от степени психологической травмы и её личного значения для сотрудника. Например, когда сотрудник ОВД при возникновении конфликтной ситуации на массовом мероприятии действует в соответствии со ст. 24 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» [3], то вероятность психотравмирующих последствий возрастает. Далее, при получении психологической травмы, переживания могут сказываться на общем психологическом самочувствии, а также на взаимоотношениях с родными или товарищами на службе. Для того, чтобы этого избежать и не поддаваться своим эмоциям, необходимо трезво оценивать свои действия и поступки, не поддаваться желанию вступать в конфликты. Нужно также избегать травмирующие обстоятельства и мысли, которые могут напомнить о произошедшем.

Существует несколько путей выхода из периода острого реагирования — самостоятельно, с помощью близких и с помощью квалифицированного специалиста (психолога). Если же сотрудник не будет предпринимать каких-либо действий, то на основе стресса могут возникнуть разные негативные последствия, как алкоголизм, нетерпимость, тяга к экстремальным ситуациям, агрессивность, гипераффективная форма реагирования на людей или отдельные события, исключительно эмоциональные решения проблем и т. д.

В упомянутых случаях требуется создание программы последовательных действий для сотрудника, с учетом специфики конкретной службы, совместно со специалистами или руководителями ОВД [1], а также психологами и медицинскими работниками.

Литература:

  1. Мещерякова, А. В. Работа психолога с руководящими кадрами в системе правоохранительных органов: учебное пособие / А. В. Мещерякова; Южный федеральный университет. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. — 222 с.;
  2. Тарасенко, А. А. Подготовка сотрудников ОВД к обеспечению личной безопасности: учебное пособие / А. А. Тарасенко, П. Н. Войнов, В. Л. Михайликов. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 185 с.;
  3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ. Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный