О принятии законопроекта №368962–7 «О внесении изменений вСемейный кодекс Российской Федерации» (по вопросу остатусе фактических брачных отношений)
Жмыхова Екатерина Владимировна, студент магистратуры
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск)
В современном обществе примерно 50 % граждан перед официальным вступлением в брак и созданием семьи состоят в фактических брачных отношениях (гражданском браке). Гражданский брак является одной из негативных тенденций современного общества.
Прежде чем рассматривать нормы, представленные в Законопроекте № 368962–7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (по вопросу о статусе фактических брачных отношений), следует разобрать, в чем заключается суть понятий брак и фактические брачные отношения, т. к. в обществе присутствует определенная подмена в понятии данный определений. В законе отсутствует легальное определение данных понятий, в связи с чем обратимся к научной литературе.
«Гражданский брак — союз мужчины и женщины, зарегистрированный только в органах ЗАГСа, в отличие от брака церковного» [1]
Фактический брак — фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке. В РФ нередко называется гражданским браком. Фактический брак не порождает супружеских прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством. В 1927–1944 гг. советское законодательство предусматривало возможность признания в судебном порядке юридической силы фактического брака. [2]
На данный момент в Государственной Думу Российской Федерации на рассмотрении находится Законопроект № 368962–7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (по вопросу о статусе фактических брачных отношений). [3]
Настоящий законопроект предлагает прировнять статус фактических брачных отношений и зарегистрированных отношений, путем дополнения и внесения изменений в Семейный кодекс РФ. [4] Так предлагается дополнить ч.2 ст.1; ст.2 и дополнить гл.3.1. Предлагается следующее содержание данных статей:
- ч. 2 ст. 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Защищаются права лиц, состоящих в фактических брачных отношениях».;
- ст. 2 после слов «его недействительным», словами «статус фактических брачных отношений»,
- дополнить главой 3.1 следующего содержания:
«Глава 3.1. Фактические брачные отношения
Статья 15.1. Порядок признания фактических брачных отношений
1. Фактические брачные отношения — не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.
2. На фактические брачные отношения распространяются условия, предусмотренные настоящим Кодексом для заключения брака.
3. Признаками фактических брачных отношений являются:
ведение общего хозяйства и совместное проживание в течение пяти лет;
ведение общего хозяйства, совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей).
4. При наличии одного из обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи, союз мужчины и женщины получает статус фактических брачных отношений и влечет наступление прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством.
Статья 15.2. Имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях
Если договором не установлено иное, имущество, нажитое лицами, состоящих в фактических брачных отношениях, в период их совместного проживания является их совместной собственностью.
Если договором не установлено иное, в отношении имущества, указанного в части первой настоящей статьи, применяются положения главы 7 настоящего Кодекса.
Данное предложение на современном этапе развития общества является неуместным. К такому выводу можно прийти, изучив статистические данные по количеству зарегистрированных браков за последние несколько лет. Исходя из данных представленных в диаграммах ниже мы видим, что последние несколько лет прослеживалась тенденция к сокращению количества зарегистрированных браков. А данная норма может подтолкнуть граждан к дальнейшему отказу от регистрации брака, что в может привести к упадку института семьи и брака, который и так находится в не лучшем положении в настоящее время.
В законопроекте прописаны критерии соответствие, которым позволит прировнять фактические брачные отношения к официальному браку, к таким критериям относятся ведение общего хозяйства и совместное проживание мужчины и женщины (5 лет и 2 года при наличии общего ребенка). В реалиях настоящего времени, возможно, возникновение сложностей с подтверждением срока совместного проживания.
Также в пояснительной записке к законопроекту речь идет о защите имущественных интересов граждан, проживающих в фактических брачных отношениях, и защите интересов детей. Т. к. граждане не регистрирующие брачные отношения, не обладают правами и обязанности супругов, то имущество, приобретенное в период таких отношений, никак не делится между лицами после окончания подобных отношений. Но не стоит забывать, что согласно ст.12 ГК РФ [5] определен конкретный перечень способов защиты, одним из которых будет являться защита интересов в судебном порядке, подобная норма закреплена и в ч.1 ст. 24 Семейного кодекса говорится, что «При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда либо о разделе общего имущества супругов». Таким образом защитить свои имущественные интересы можно как состоя в фактических брачных отношениях, так и в зарегистрированном браке, основная загвоздка будет только состоять в доказательстве периода приобретения данного имущества, который нас возвращает к проблеме определения периода совместного проживания граждан.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что действующее законодательство содержит в себе достаточное регулирование зарегистрированного брака и его правовых последствий с учетом различных жизненных ситуаций и обстоятельств. У каждого гражданина есть выбор, в каких отношениях состоять. И если гражданин по каким-то причинам не хочет брать на себя ответственность и обязательства правового характера, вступая в законный брак, и избегает этого шага, то нет необходимости закреплять на законодательном уровне дополнительные виды отношений, а следует наоборот провести ряд мер для укрепления института семьи и повышения ценности брака.
Литература:
- Богданова Л. П., Щукина А. С. Гражданский брак в современной демографической ситуации. — СПб., 2009. — № 7. — С. 13–15.
- Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. М.: 2001. — C. 582
- Текст Законопроекта о внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Семейный Кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 1995 № 223-ФЗ // Российская газета. 1996 г. № 1. Ст. 16
- Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. в ред. от 23.05.2018 г. // Российская газета. 1994 г. № 32, Ст. 3301