Развитие современного гражданского права невозможно представить без института торгов, торги в форме аукциона или конкурса обеспечивают субъектам гражданского права наиболее широкий спектр возможностей при ведении хозяйственной деятельности. Торги позволяют привлекать в хозяйственную деятельность большее число участников, что напрямую влияет на конкурентоспособность отечественного рынка и инвестиционную привлекательность России.
Ключевые слова: торги, участники торгов, конкурс, аукцион, конкурсная комиссия.
В соответствии с главой 28 ГК РФ торги являются одним из способов заключения договора. В соответствии со ст. 447 указанной главы ГК РФ, договор может быть заключен путем проведения торгов, причем договор считается заключенным с лицом, выигравшим торги. Само определение «торги» объединяет в себе определения «аукцион» и «конкурс», различия данных понятий состоит в способе определения победителя торгов [1, 113]. В аукционе победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, в конкурсе победителя определяет конкурсная комиссия, заранее назначенная организатором торгов, которое отдает свое предпочтение участнику, предложившему наилучшие условия. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми, участие в котором может принимать любой субъект гражданско-правового оборота и закрытыми, участником которого может стать только лицо, специально приглашенное для участия в торгах. Для определения правовой природы торгов необходимо проанализировать историческое развитие данного института договорного права. Отметим, что институт торгов существовал в течение довольно-таки продолжительного времени, в нынешнее время торги так же не потеряли свой актуальности. Развитие торгов ведет свои историю еще со времен священной Римской империи. В римском частном праве торги подразделялись на принудительные и добровольные, когда участники торговой деятельности самостоятельно определяли предмет и круг участников проводимых торгов. Аукционы могли проводиться как государством, так и частными лицами. Приобретение у государства на торгах участков государственной земли (так называемой agri quaestori) признавалось способом приобретения права собственности частными лицами [2, 49].
В источниках частного Римского права имеются упоминания о реализации вещей, являющихся предметом судебных разбирательств. Продажа вещей осуществлялась на основании судебного решения и обязательно с публичных торгов на крупных торговых площадях.
В частном праве средневековой Европы подавляющее большинство торгов применялись как механизм как реализации предмета реального кредита (в форме залога или ипотеки).
В отечественном законодательстве цивилисты относят первые упоминания о процедуре торгов к «Русской Правде», наиболее состоявшемуся сборнику законодательства Российской империи. «Русская Правда» содержит упоминания о купле-продаже «на торгу» [3, 41]. Обозначая современное значение понятия «торги», отметим, что источники древнерусского права все же не содержали положений о торгах как о правовом институте. Обосновывая данную позицию, справедливо отметим, что развитие торгов в истинном понимании взяло свое начало с принятием Соборного уложения 1649 г., где глава десятая содержала положение о продаже «сторонним людям» недвижимого имущества должника, не принятой кредитором в качестве уплаты долга. Большинство законодательных актов о торгах было издано во времена царствования Петра 1.
В Свод законов Российской империи были включены нормы об использовании процедуры торгов в различных сферах. К примеру, с публичных торгов осуществлялась реализация товаров в пограничных территориях, заключение контрактов, относящихся к производству казенных построек, продажа заложенных кредитным учреждениям земель, продажа арестованного имущества. В Свод законов гражданских было включено Положение о казенных подрядах и поставках, регулировавшее порядок проведения торгов в данной области.
Продажа казенного движимого имущества производилась на основании правил, установленных относительно казенных подрядов. На торгах продавалось не только государственное имущество, но частное имущество.
Во второй половине XIX в. торги использовались при осуществлении необходимой хозяйственной деятельности городскими общественными управлениями, укомплектованными в основном городской знатью. С торгов производилась продажа наиболее привлекательных объектов недвижимости, участниками которых по определению не могли выступать простые горожане. Субъекты торгового оборота могли реализовывать имущество на биржевых торгах, при посредстве биржевых маклеров, либо устраивать торги по реализации имущества при участии должностных лиц, в таком случае организатор торгов собирал аукционный сбор.
Переходя к постреволюционному периоду института торгов, отметим, что применение торгов как способа заключения договоров по идеологическим причинам было сведено к этапу исполнения решения суда. Таким образом, советский этап развития правового института торгов можно охарактеризовать как этап застоя и существенного уменьшения роли торгов в развитии экономической сферы рынка товаров и услуг.
Принципиально новый этап в развитии правового регулирования правоотношений по организации и проведению торгов связан с принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г [4, 28]. Указанный период времени характеризуется возвратом правового регулирования торгов в сферу материального права, а также дальнейшим развитием правового механизма реализации торгов. В наше время развитие правового регулирования торгов связано уже с принятием первой части ГК РФ в 1994 году, когда законодатель в целом определился с сущностью и ролью данного правового института. С 1994 г. система норм о торгах приобрела характер вещно-правового. В современном гражданском праве заключение договора на торгах является распространенным способом заключения договора. Несмотря на это в современной правовой науке до конца еще не сформировано общее представление о торгах. В частности, недостаточно исследованы проблемы сущности этого явления, как способа заключения договора и как сделки в гражданском праве.
Современное правовое регулирование отношений в области заключения договора на торгах носит довольно обширный характер, это подтверждается наличием сложившейся классификацией торгов. Ярким тому примером выступает законодательство о торгах, проводимых для цели размещения государственного заказа и в области заключения договоров поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отдельными видами юридических лиц. Таким образом, на данном этапе формирования современного механизма правового регулирования отношений по организации и проведению торгов продолжает развиваться организационная правовая база торгов. Существующий в российском гражданском праве субинститут торгов отражает опыт дореволюционного российского права, а также опыт современного правового регулирования в иностранном праве. Вместе с тем российский институт торгов представляет собой правовое явление, которое в целом отвечает потребностям современного гражданского и торгового оборота.
Литература:
- Беляева О. А. Каким торгам быть в «новом» Гражданском кодексе РФ? / О. А. Беляева // Журнал российского права. 2017. N 2. С. 110–116
- Гатаулина Л. Ф. Торги как механизм заключения государственного и муниципального контракта // Конкурентное право. 2015. N 2. С. 40–43.
- Груздев В. В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными / В. Груздев // Хозяйство и право. 2016. N 7. С. 24–32.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. Даль. М., 2014. Т. 4. 683 с.
- Леоненкова Е. О.// Биржевые торги: антимонопольные правила Конкуренция и право, 2016, N 5 С. 45–50