Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории, обществознания в реализации ФГОС ООО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 20.07.2018

Статья просмотрена: 1984 раза

Библиографическое описание:

Гордон, Э. В. Формирующее оценивание как инструмент современного урока истории, обществознания в реализации ФГОС ООО / Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52116/ (дата обращения: 27.04.2024).



В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: во-первых, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; в-вторых, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; в-третьих, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [8].

С внедрением ФГОС в нашей стране мало-помалу распространяется система формирующего или формативного оценивания.

Формирующее оценивание помогает учителю получить информацию о том, насколько успешно учатся его обучающиеся, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели [10]. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Что позволяет педагогу в целом формирующее оценивание?

Во-первых, чётко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу [3, с. 142];

Во-вторых, сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности [2, с. 34].

При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формативного оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения [4, с. 163].

Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формативного оценивания [11, с. 67]. Обозначим ниже какие методики применяются мной как учителем на своих занятиях.

«Трехминутная пауза». Я предоставляю обучающимся трёхминутную паузу, которая даёт последним возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

Я изменил свое отношение к…

Я узнал больше о…

Я удивился тому, что…

Я почувствовал…

Я относился к…

В моей педагогической практике прочно утвердилось одноминутное эссе. Одноминутное эссе — это техника, которую я использую с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Для написания подобного творческого задания я использую следующие вопросы:

Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Что я хотел бы узнать?

Проанализировав ответы обучающихся можно сделать выводы о качестве достигнутого детьми результата на уроке. По своей сути это ничто иное, как рефлексия содержания учебного материала [7].

Методика «Составление тестов». Данная методика является универсальной процедурой, которая может использоваться на уроках истории в 5 классах.

Самостоятельное составление тестов — это есть составление текста, который имеет форму вопроса. Для составления теста обучающийся должен выполнить много действий:

‒ очертить для себя границы темы;

‒ вспомнить, что он знает по этой теме;

‒ составить высказывание, касающееся данной темы и имеющее форму вопроса;

‒ спрогнозировать вопрос.

Если учитель дополнительно требует определенную форму составления тестов, то ученик должен переформатировать вопрос, чтобы он соответствовал требованиям учителя (открытый или закрытый вопрос, тест с множеством альтернатив ответов или предполагающий однозначный ответ да/нет и т. п.) [9, с. 16].

Одним из направлений постепенного перехода к системе формирующего оценивания является использование рейтинговой системы оценивания [5, с. 77].

Преимущества рейтинговой системы оценивания для обучающихся:

‒ стремление к получению более высокого балла и продвижению к первому номеру рейтинг-списка;

‒ систематическую и ритмичную учебно-познавательную деятельность;

‒ своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса;

‒ систематическое посещение занятий;

‒ творческую активность, научно-исследовательскую деятельность;

‒ возможность просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах, что позволяет со стороны учащегося управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин, стремиться достичь лучших результатов в оценке своей деятельности [6, с. 33].

Таким образом, использование отдельных техник формирующего оценивания на уроках истории и обществознания позволит решить ряд проблем, с которыми нередко мы сталкиваемся. Например, проблема справедливости выставленных оценок. Подавляющее большинство учеников должны быть уверены в справедливости выставленных им оценок [12].

Немаловажно и то, что использование формирующего оценивания позволяет постоянно поддерживать обратную связь [9, с. 16], знать на каком уровне обучения находятся мои ученики.

И самое важное: формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода [11, с. 4]. Это впоследствии должно привести к выводу, что мы идём на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют.

Литература:

  1. Бойцова, Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Текст] // Человек и образование. — 2014. — № 1.
  2. Бородкина, Н. В. Формирующее оценивание в школе [Текст]: Учебное пособие / Н. В. Бородкина, О. В. Тихонова. Ярославль, 2015.
  3. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
  4. Кравцова. И.Л., Пинская, М. А. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. 2012. № 2.
  5. Красноборова, А. А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — № 1.
  6. Лебедева, М. Б. Формирующее оценивание: современное понимание // Методические рекомендации по нормам оценивания образовательных результатов по информатике в соответствии с требованиями ФГОС ООО / Сост. Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Горюнова М. А. СПб: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2005.
  7. Мызникова, М. А. Формирующее оценивание на уроках истории. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ya-uchitel.ru/publ/stati/obuchenie_v_shkole/formirujushhee_ocenivanie_na_urokakh_istorii/15–1-0–4476
  8. Образовательные стандарты. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://76202s011.edusite.ru/p75aa1.html
  9. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе [Текст]: учеб. пособие / М. А. Пинская. — М.: Логос, 2010.
  10. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей. — [Электронный ресурс] / М. А. Пинская. — Режим доступа: https://docplayer.ru/5230-Formiruyushchee-ocenivanie-ocenivanie-dlya-obucheniya.html
  11. Шакиров, Р.Х. и др. Оценивание учебных достижений школьников [Текст] / Шакиров Р. Х., Буркитова А. А. и др. Б.: «Билим», 2012.
  12. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие. / Н. П. Локалова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost
Основные термины (генерируются автоматически): формирующее оценивание, обратная связь, обучающийся, рейтинговая система оценивания, урок истории, учебный процесс, учитель.


Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Основные термины (генерируются автоматически) : тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Значимость формативного оценивания в школе

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения.

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале... Традиционная система оценки, несмотря на её богатую историю и кажущуюся эффективность имеет ряд проблем и не.

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик, работа, оценивание, констатирующее оценивание, учебный процесс, высокий уровень. Об оценивании метапредметных образовательных результатов...

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

Традиционная система оценивания знаний не вполне соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса.

Основными целями введения балльно-рейтинговой системы оценивания являются

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале...

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик...

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными.

Элементы формирующей оценки качества школьного образования

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном... тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов обучения будущих педагогов приобретает

Так, например, умения составлять поурочное планирование в форме технологической карты урока, разрабатывать рабочую учебную...

О системе критериального оценивания в обучении...

критериальное оценивание, система оценивания, учебный процесс, критериальная система оценивания, оценивание, учащийся, учебное заведение страны, пятибалльная система

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза.

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных...

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик, работа, оценивание, констатирующее оценивание, учебный процесс, высокий уровень.

Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Основные термины (генерируются автоматически) : тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Значимость формативного оценивания в школе

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения.

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале... Традиционная система оценки, несмотря на её богатую историю и кажущуюся эффективность имеет ряд проблем и не.

Критерии – важная составляющая технологии формирующего...

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик, работа, оценивание, констатирующее оценивание, учебный процесс, высокий уровень. Об оценивании метапредметных образовательных результатов...

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания...

Традиционная система оценивания знаний не вполне соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса.

Основными целями введения балльно-рейтинговой системы оценивания являются

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале...

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик...

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными.

Элементы формирующей оценки качества школьного образования

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном... тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов обучения будущих педагогов приобретает

Так, например, умения составлять поурочное планирование в форме технологической карты урока, разрабатывать рабочую учебную...

О системе критериального оценивания в обучении...

критериальное оценивание, система оценивания, учебный процесс, критериальная система оценивания, оценивание, учащийся, учебное заведение страны, пятибалльная система

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза.

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных...

критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, ученик, работа, оценивание, констатирующее оценивание, учебный процесс, высокий уровень.

Задать вопрос