Библиографическое описание:

Вилкова Л. В. Элементы формирующей оценки качества школьного образования // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 401-403.

При решении проблемы качества школьного образования остро встает вопрос его оценки и, в первую очередь, оценки достижений учащихся. Сегодня оценка не только должна фиксировать результаты, но и предоставлять информацию на вопрос: каким образом, почему и в какой мере достигнуты намеченные и непредвиденные результаты? какое влияние они оказывают на заинтересованные стороны? Смысл оценки заключается в углубленном анализе ожидаемых и реализованных достижений, изучение цепочки результатов, процессов, причинно-следственных связей, что позволяет определить характер достижений или их отсутствие, то есть необходимо определение актуальности, отдачи, результативности, эффективности и устойчивого характера мероприятий, проводимых учителем.

Обращение к формирующей оценке, повсеместно используемой в зарубежных странах и только начинающей появляться в школах страны, обусловлено рядом причин. Соединяя в себе элементы философской теории конструктивизма, культурно - историческую концепцию Л. С. Выготского, концепцию Mastery Learning Б. Блума, формирующая оценка качества отвечает современным подходам и проведению оценки качества заявленных в ФГОС. Кроме того, проведенные зарубежные исследования показывают наличие прочной взаимосвязи между высококачественными мероприятиями по формирующей оценке в классе и улучшением результатов обучения учащихся, измеряемых результативностью выполнения учащимися стандартизированных тестов - проверок образовательных достижений.

Анализ зарубежных публикаций свидетельствует об отсутствии единого мнения по вопросу составляющих элементов формирующей оценки качества образования, но независимо от их количества, подчеркивается их взаимосвязь, взаимодополнение и взаимовлияние друг на друга.

Все исследователи сходятся во мнении, что оценка качества становится формирующей, в первую очередь, если она дополняется обратной связью, которая обеспечивает учащихся информацией (рекомендациями, подсказками, вопросами, заставляющими учащихся критически мыслить и т. д.) для правильного выполнения последующих шагов (действий) обучения. По мнению А. Ramaprasad [5, c.120] обратная связь – это «информация о «пробеле» (разрыве) между реальным уровнем и уровнем эталона, которая используется, чтобы устранить этот пробел». Согласно приведенному определению, информация, полученная в результате обратной связи, устраняет несоответствие между наблюдаемым уровнем достижений учащегося и запланированным. Таким образом, по мнению Ian Clark [3, с. 344], обратная связь представляет собой элемент формирующей оценки, если:

  • заставляет учащихся задуматься над правильностью своих действий, ходом мыслей;

  • предоставляет им возможность понять разницу между предыдущими, текущими учебными и запланированными целями/критериями;

  • позиционирует учащихся как активных участников обучения и инициатора собственного учения;

  • вовлекает учащихся в процесс, фокусирующийся на метакогнитивных (познавательных) стратегиях.

Обратная связь имеет свои характеристики, определяющие ее качество. Она помогает понять учащимся, что от них ожидается (ясны цели, критерии, результаты, стандарты); способствует развитию самооценки; доставляет своевременную, качественную информацию; поощряет обучаемого и обучающегося к продуктивному диалогу; предоставляет возможность ликвидировать несоответствие между учебными достижениями учащегося и запланированными результатами/ критериями; обеспечивает учителя необходимой информацией, на основе которой принимаются решения; способствует мотивации и самоутверждению.

Вторым обязательным элементом формирующей оценки является включение в процесс обучения самооценивания и взаимооценивания (P. Black, C. Harrison, C. Lee, B. Marshall and D. Willliam, 2003; A. King, 1991; S. Brown and P. Knight, 1994). Многие исследователи считают такие оценки не менее достоверными, чем оценки преподавателей. Более того, обучение самооцениванию – это хорошее упражнение для саморазвития и особенно важно для адаптации учащихся в современном обществе, где они будут действовать самостоятельно. Для эффективного самооценивания необходимо:

  • понимание учащимися, как оценивается его работа, деятельность;

  • развитие навыков критического мышления;

  • развитие объективизма;

  • концентрирование учащихся на своих целях.

Навык самооценки у учащихся должен формироваться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В этом случае они будут учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценки. Самооценивание – это не только оценка своей работы, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения. Наряду с ним рассматривается и взаимооценка, которая дает возможность закрепить материал посредством оценки работ друг друга. Преимущества взаимооценки состоят в следующем:

  • она имеет интерактивный характер;

  • ученик или группа учеников, которая оценивает работу, извлекают пользу для себя, как и тот, чью работу оценивают. При оценке работ других есть возможность увидеть ошибки в своей работе и исправить их. Учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ, и таким образом анализируют собственный прогресс;

  • помогает улучшить социальные и коммуникативные способности;

  • активно занимаясь взаимооцениванием в ходе учебного процесса, ученики лучше понимают необходимость и роль оценивания и оценки.

Вовлечение учащихся в разработку критериев является отличительной чертой формирующей оценки. По мнению D. R.Sandler [6, p. 121], цель такого действия состоит в том, что учащиеся начинают придерживаться концепции качества, схожей с концепцией поддерживающейся преподавателем. Критерии должны быть связаны с желаемыми результатами, согласовываться с деятельностью учителя, обсуждаться с учащимися до начала обучения. Вовлечение учащихся в обсуждении критериев предлагает возможность внести свой вклад в решении этого вопроса, почувствовать свою сопричастность к процессу оценки, повышая их самооценку, чувство самоуважения. В то же время это поощряет их быть более «независимыми». Зная критерии, учащиеся более информированы о своем успехе, лучше способны оценить свою работу, распознать свои достижения, увидеть пробелы и определить в какой области необходимы улучшения. Это позволяет повысить ответственность за достижения результатов. В результате они приобретают навыки и качества полезные не только в школе, но и в жизни. Наряду с этим, вовлечение учащихся в процесс обучения и будущей деятельности до того, как она началась, помогает в создании позитивной, настроенной на работу атмосфере, а аспект сотрудничества способствует улучшению плодотворных отношений между обучаемыми и обучающимися.

Формирующая оценка качества начинается с такого элемента, как определение и постановка целей. Для правильной постановки целей следует: установить, что учащиеся будут изучать; объяснить причину изучения этого материала; предоставить эту информацию на языке доступном учащимся; неоднократно обращаться к целям на протяжении изучения материала [2, с. 8-9]

Под «доступным языком» понимается перевод целей в измеряемые результаты. Перевод целей в измеряемые результаты [1] обусловлен тем фактом, что учащиеся не всегда осознают и не реагируют на цели, поставленные преподавателем обычно в начале урока, темы, модуля и сформулированные с его точки зрения. Учащихся, прежде всего, интересуются, что будет оцениваться на контрольном занятии, то есть четко и однозначно установленные результаты обучения, показывающие, что должны достигнуть учащиеся и как они будут демонстрировать эти достижения. Необходимо гарантировать, что методы преподавания и обучения дают учащимся возможность формировать требуемые умения и навыки и продемонстрировать их при оценивании. Следовательно, задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур оценивания, критериев оценивания и результатов обучения. Анализ публикаций по данной теме показывает, что в определении результатов обучения все сходятся на том, что результаты обучения фокусируются:

  • на достижениях учащихся, а не на содержании того, что преподавать;

  • на том, что может продемонстрировать учащиеся в конце учебной деятельности.

Результаты обучения должны поддаваться оценки, то есть быть написаны таким образом, чтобы можно было проверить достигнуты ли они учащимися. По мнению A. Jenkins, D.Unwin [4] преимущество написания результатов обучения в том, что учащиеся знают о своей ситуации и учебная программа становится для них более «открытой», а учителя могут более продуктивно разрабатывать свои материалы, которые служат в качестве некоторого эталона, а также помогают им выбрать надлежащую стратегию обучения, организовать экзамены на основе изученного материала и т. д.

В состав формирующей оценки качества включают также и правильно поставленные вопросы, которые должны соответствовать определенным требованиям. Во-первых, правильно поставленные вопросы, так называемые «rich questions», стимулируют умственную деятельность, мотивацию мышления вслух, предполагают несколько вариантов ответов, высказывания предположений, гипотез, догадок. Разные типы вопросов соответствуют разным целям. Во-вторых, необходимо обращать внимание не только на сами вопросы, но и как они задаются, обращены ли они ко всему классу, к паре учеников, к одному ученику, предоставляется ли «think time», время для обдумывания ответа. В-третьих, анализа требуют и неправильные ответы, которые могут дать информацию об уровне понимания учащихся. В-четвертых, поощряя учеников задавать вопросы, учитель помогает им: развивать способность объяснять вещи своим языком; помогает учащимся преодолевать трудности самим, а не автоматически просить помощи; развивает рефлексию и оценку своего обучения; развивает умение быть независимым. Кроме того, задавая вопросы, учащиеся намного лучше запоминают ответы, учатся размышлять вслух, правильно формулировать и распознавать хорошие вопросы.

Многие исследователи выделяют также такие элементы формирующей оценки, как

  • сотрудничество, которое состоит в создании атмосферы основанной на доверии, взаимоуважении, взаимопонимании, что особенно важно для повышения мотивации, качества образовательного процесса, уверенности учащихся в своих силах;

  • взаимодействие, которое подразумевает вовлечение обучающего и обучаемого в конструктивный диалог;

  • изучение прогресса, динамики, задавая учащимся не только цели, но и определяя ряд подцелей.

Таким образом, формирующая оценка делает акцент на качество, а не количество работ учащихся, обеспечивает обратной связью, которая ведет к повышению мотивации, поощряет в форме рекомендаций, советов, подсказок, а не выставлений отметок. Избегая сравнения учащихся, давая возможность оценивать им самим, поощряет к ведению диалога, который ведет к поиску правильных ответов, а не лекций и предоставление информации учителем.

Проведенные эксперименты позволяют говорить о повышении качества образования при использовании элементов формирующей оценки в процессе обучения, что обуславливает возрастающий интерес к этому феномену.


Литература:

  1. Кеннеди, Д., Хайленд, Э., Райан, Н. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство [Текст] // Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход / Под ред. В. И. Байденко. – М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – С. 476-502.

  2. Assessment for learning for key stage 3. [Text] / Guidance booklet. – Belfast: A PMB Publication, 2007. – 34 p.

  3. Clark, I. Formative assessment: there is nothing so practical as a good theory [Тext] / Ian Clark // Australian Journal of Education. – 2010. - Vol. 54 (3). – P. 341-352.

  4. Jenkins, A., Unwin, D. How to write learning outcomes [Text] / A. Jenkins, D. Unwin // Электронный ресурс Интернет: http:/www.ncgia.ucsb/education/curricula/giscc/units/format/outcomes.html

  5. Ramаprasad. A. On the definition of feedback [Text] / A. Ramprasad // Behavioural Sciences. – 1983. – Vol. 28 (1). – P. 4-13.

  6. Sadler, D. R. Formative assessment and the design of instructional systems [Text] / D. R. Sadler // Instructional Science. – 1989. - № 18. – P. 119-144.

Основные термины (генерируются автоматически): оценки качества, оценки качества образования, результатов обучения, системы оценки качества, оценки школьного образования, критические оценки школьного, объективной системы оценки, оценка качества, оценки достижений учащихся, результаты обучения, результатов обучения учащихся, проведению оценки качества, Вовлечение учащихся, отечественной публицистике начала, публицистике начала ХХ, муниципальной оценки качества, начала ХХ века, процесс обучения, создании объективной системы, качества школьного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос