Авторы: Харитонова Светлана Сергеевна, Марина Антонина Васильевна, Опарина Светлана Александровна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Харитонова С. С., Марина А. В., Опарина С. А. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии») // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 46-50. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2122/ (дата обращения: 22.02.2018).



В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Ключевые слова: модульно-рейтинговая система; педагогическое образование; компетенции; методика обучения биологии

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов обучения будущих педагогов приобретает особую значимость в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование [2], предполагающего, в числе прочих требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), разработку фондов оценочных средств (ФОС) по всем дисциплинам, включенным в программу.

Работая над данной проблемой в контексте формирования компетенций студентов-бакалавров, обучающихся по двум профилям (Биология и География), мы свое внимание сконцентрировали на учебной дисциплине «Методика обучения биологии». Данная дисциплина относится к базовой части учебного плана. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология». Дисциплина является базовой основой для организации и проведения производственной практики.

В соответствии с требованиями стандарта дисциплина предполагает овладение разнообразными компетенциями (таблица 1).

Таблица 1

Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины «Методика обучения биологии»

Код компетенции

Формулировка

ОК 6

Способность к самоорганизации и самообразованию

ОПК 1

Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ОПК 2

Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

ПК 1

Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

ПК 2

Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

ПК 4

Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов

ПК 8

Способность проектировать образовательные программы

ПК 9

Способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

ПК 12

Способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся

Их формирование осуществляется при овладении различными видами деятельности, которые реализуются студентами в ходе изучения каждого модуля дисциплины [4].

Содержание дисциплины «Методика обучения биологии» разделено на несколько модулей:

– Методика изучения курса биологии 5 класса;

– Методика изучения курса биологии 6 класса;

– Методика изучения курса биологии 7 класса;

– Методика изучения курса биологии 8 класса;

– Методика изучения курса биологии 9 класса;

– Методика изучения курса биологии 10–11 классов [1].

Стоит отметить, что комплекс заданий, выполняемых в рамках каждого модуля, носит интегративный характер. В результате выполнения этих заданий студенты овладевают компетенциями, необходимыми для организации обучения биологии во всех классах. Так, например, умения составлять поурочное планирование в форме технологической карты урока, разрабатывать рабочую учебную программу по разделу, осуществлять выбор учебно-методических комплексов, формировать универсальные учебные действия учащихся, обеспечивать сформированность образовательных результатов (личностных, метапредметн6ых, предметных) изучения школьной биологии, проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и многое другое необходимо будущему учителю при преподавании всех разделов школьной биологии и многих тем в разных классах. Поэтому разделение данной дисциплины на модули проведено с целью облегчения усвоения содержания студентами-бакалаврами и оценки их результатов преподавателем.

Основные виды деятельности, которыми должны овладеть студенты в рамках каждого модуля, соотнесены нами с компетенциями, которыми студент овладевает в процессе выполнения задания. Все задания разделены на блоки, определен балльный критерий их оценивания с учетом качества представляемой информации.

Перечень основных видов деятельности в рамках изучения первого модуля дисциплины с указанием формируемых компетенций и форм отчетности представлен в таблице 2.

Таблица 2

Перечень основных видов деятельности с указанием формируемых компетен-ций и форм представления результатов работы

Для упрощения процедуры оценивания компонентного состава компетенций мы выделили уровни их сформированности — теоретический, практический, исследовательский, организационный, в зависимости от которых задания разделены на блоки [3], каждый из которых характеризуется соответствующими параметрами (Таблица 3).

Таблица 3

Уровневая характеристика выполнения заданий разных блоков

Так выполнение каждого задания теоретического блока максимально оценивается в 3 балла (студенту выставляется 1, 2 или 3 балла в зависимости от уровня выполнения задания и сформированности необходимых компетенций).

Таким образом, каждая представленная студентом работа в зависимости от ее качества оценивается разным количеством баллов.

Для оценивания образовательных результатов сформированности отдельных элементов компетенций нам потребовалась разработка критериев оценки разных видов деятельности студентов, предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В качестве примера приведем методические рекомендации к выполнению задания по изучению содержания курса биологии 5 класса по учебной программе, оценкой сформированности которого служит заполнение таблицы (таблица 4).

Задание: Познакомьтесь с содержанием курса биологии 5 класса по разным вариантам учебных программ, используя следующую схему:

– название курса,

– основные разделы курса;

– наличие лабораторных работ, их количество и тематика,

– наличие практических работ, их количество и тематика,

– наличие экскурсий, их количество и тематика,

– наличие летних заданий, их тематика.

Таблица 4

Особенности содержания курса биологии 5 класса по разным вариантам учебных программ

№ п/п

Вариант программы

Название курса

Разделы курса

Кол-во и тематика лабораторных работ

Кол-во и тематика практических работ

Кол-во и тематика экскурсий

Летние задания

Представленное задание отнесено нами к практическому блоку и максимально может быть оценено в 6 баллов. Критерии оценивания выполнения данного задания представлены в таблице 5.

Таблица 5

Критерии оценивания таблицы

Уровень

Количество баллов

Критерии оценивания

высокий

6

– содержание изучаемой темы отражено полностью;

– все записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;

– работа оформлена читаемо, эстетично

средний

4

– содержание изучаемой темы отражено не в полной мере или

– не все записи выполнены кратко и грамотно, не все отражают наименование граф;

– работа оформлена читаемо, эстетично

низкий

2

– все графы таблицы полностью заполнены;

– содержание изучаемой темы отражено не полностью;

– не все записи выполнены кратко и грамотно, не все отражают наименование граф;

– работа оформлена нечитаемо, не эстетично.

На основе разработанной системы заданий по каждому модулю, разделенных на блоки, и критериев оценивания каждого вида заданий формируется индивидуальный рейтинговый лист, который заполняется каждым студентом.

Помимо выполнения заданий в рамках освоения каждого модуля, в листе могут быть отражены посещаемость занятий (организационный блок), результаты тестирования (теоретический блок), выполнение учебно-исследовательской реферативной работы (практический блок), выполнение курсовой работы (исследовательский блок).

По завершении изучения дисциплины на основе подсчета баллов в индивидуальном рейтинговом листе студента-бакалавра формируется его рейтинговая оценка, которая затем переводится в отметку.

Литература:

  1. Марина А. В. Практикум по методике обучения биологии / А. В. Марина. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. — 102 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)».
  3. Харитонова С. С. Модульно-рейтинговая система оценивания образовательных результатов как средство проверки сформированности компетенций студентов-бакалавров педагогического образования / С. С. Харитонова // Наука молодых: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, 28–29 марта 2016 г., г. Арзамас. Выпуск 9 / Отв. ред. А. В. Пряников; Ассоциация ученых г. Арзамаса, Арзамасский филиал ННГУ, Арзамасский политехнический институт (филиал) НГТУ.– Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. — С. 1198–1203.
  4. Харитонова С. С. Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования / С. С. Харитонова, А. В. Марина // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 47–53.
Основные термины (генерируются автоматически): оценивания образовательных результатов, модульно-рейтинговой системы оценивания, системы оценивания образовательных, «Методика обучения биологии», Использование модульно-рейтинговой системы, Арзамасский филиал ННГУ, обучения биологии, компетенций студентов-бакалавров, курса «Методика обучения, студентов-бакалавров педагогического образования, результатов обучения, выполнения задания, Педагогика высшей школы, образовательного стандарта высшего, стандарта высшего образования, оценивания результатов обучения, государственного образовательного стандарта, образовательных результатов обучения, компетенций студентов-бакалавров педагогического, формирования компетенций студентов-бакалавров.

Ключевые слова

модульно-рейтинговая система; педагогическое образование; компетенции; методика обучения биологии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос