Развитие действий с предметами по системе Марии Монтессори у детей с особыми потребностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 18.07.2018

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Букаева, Л. Н. Развитие действий с предметами по системе Марии Монтессори у детей с особыми потребностями / Л. Н. Букаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52096/ (дата обращения: 27.04.2024).



Группа дневного пребывания в нашем учреждении создана для детей-инвалидов в возрасте от 2-х месяцев до 12 лет, проживающих в семьях. Работает группа в режиме 5-дневной рабочей недели. Работа с воспитанниками обеспечивается тесным взаимодействием специалистов учреждения. При наличии у воспитанников двигательных ограничений, недостаточности произвольной регуляции деятельности, а также в целях повышения родительской компетентности в работе группы принимают участие родители.

Педагогика Марии Монтессори целиком и полностью отвечает требованиям обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями. Применение Монтессори-педагогических принципов и Монтессори-материала позволяют решать задачи коррекционной направленности в отношении детей с нарушениями двигательного и когнитивного развития. Итальянский педагог подчеркивала, что развитие произвольных движений тесно связано с психическим развитием, и называла руку «хватательным органом интеллекта». Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается механизмами:

а) Чувствительность пальцев, которая дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

б) Зрение помогает оценивать форму, размер, расположение предмета в пространстве, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

г) Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Для развития предметных действий у детей с двигательными нарушениями учитываются степень выраженности и форма двигательных нарушений.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы они стимулировали у ребенка дальнейшее желание заниматься. Для этих целей ряд упражнений и материалов адаптируется следующим образом:

‒ уменьшается число предметов, входящих в один комплект;

‒ подбираются предметы из небьющихся материалов;

‒ сыпучий материал крупных размеров;

‒ при действиях предметными орудиями подбираются модели, удобные для захвата и удерживания (утяжеление предмета для уменьшения влияния гиперкинезов, утолщение ручки и т. п.).

Самостоятельным действиям с предметами предшествует демонстрация педагогом способа работы с ними. Это дает ребенку алгоритм действия, вызывает желание повторить его. Дальше ребенок работает самостоятельно в присутствии педагога или с его помощью, которая оказывается дозированно — «настолько мало, насколько это возможно», (например, поддерживая руку ребенка под локоть, под предплечье или кистью). В любом случае ребенку предоставляется возможность участвовать в действии и наблюдать за результатами. Степень самостоятельности ребенка определяется его возможностями. Темп работы и время, необходимое для выполнения упражнения, индивидуальны. Если ребенок достигает результата, хорошо справляется с упражнениями, необходимо вовремя предложить ему вариант усложнения упражнения (сосуды с более узким горлышком, более мелкие материалы, переливание воды через воронку, при помощи резиновой груши, пипетки и т. п.).

Контроль ошибок — обязательный элемент каждого упражнения (пролитая вода, просыпанные зерна и пр.). Ребенку не указывают на его ошибки, а обучают их самостоятельно исправлять.

Требования к коррекционно-развивающей среде:

  1. Создание свободного доступа ко всем материалам среды, чтобы ребенок мог реализовать свои двигательные возможности (подползти, подъехать на каталке и пр.).
  2. Материалы располагаются на соответствующих росту детей стеллажах, на подносах с удобными бортами.
  3. Каждый материал представлен в одном экземпляре и имеет закрепленное за ним место.
  4. На нижних полках целесообразнее разместить тяжелый материал, на верхних — более легкий.
  5. Для облегчения переноса детьми материалов можно научить переносить его по частям, пользоваться тележкой.
  6. Материал должен быть привлекательным, безопасным, полностью укомплектованным.
  7. При предложении упражнений и при их расположении соблюдается принцип постепенно возрастающей степени сложности.
  8. Целесообразно модифицировать материал (использовать прищепки со слабыми зажимами, рамки-застежки ограничить 2–3 образцами и т. п.).

Подготовленная среда вгруппе представлена:

1. Зона для установления причинно-следственных связей, развития движений кисти руки иперехода от действия кдеятельности.

Материалы и упражнения:

‒ коробочка с шариком;

‒ коробочка с выдвижным ящичком;

‒ шкафчик с ящичками разных цветов;

‒ коробочка с цилиндрами-вкладышами;

‒ коробочка с вязанным шариком;

‒ диски, кубики на вертикальном штырьке;

‒ пирамидки с кубиками, кольцами;

‒ горизонтальное нанизывание;

‒ нанизывание под прямым углом и серпантин;

‒ коробочка с вязанным мячиком и перекидной крышкой;

‒ коробочка с диском и перекидной крышкой;

‒ поднос с отверстием для вязанного мячика, диска;

‒ скользящие, возвращающиеся кольца;

‒ болты для навинчивания;

‒ соединенные диски;

‒ модуль для развития запястья (движения по проволоке, прорези);

‒ подбор открученных крышек к коробочкам и бутылочкам;

‒ игрушки с резьбовым соединением;

‒ по-разному открывающиеся коробочки с предметами;

‒ вкладывание-вынимание предметов рукой. Усложнение: уменьшение предметов по размеру, менять их форму, увеличивать число;

‒ копилка;

‒ настольные модули с различными видами замков;

‒ кошельки с разными видами застежек;

‒ катушка с веревкой для наматывания;

‒ стучалки-перевертыши.

2. Зона упражнений ссыпучими материалами.

Материалы и упражнения:

‒ сортировка природного материала (разные орехи, каштаны и др.);

‒ пересыпание из кувшина в кувшин, из пиалы в пиалу ложкой;

‒ просеивание фасоли и манки;

‒ миска с фасолью, каштанами и спрятанными в ней мелкими игрушками;

‒ перекладывание предметов ложкой. Первоначально это крупные предметы: деревянные, пластмассовые, каштаны, орехи, шишки. По мере совершенствования мануальных навыков и саморегуляции используется более мелкий материал: фасоль, горох, гречка и т. п.;

‒ перекладывание предметов щипцами, пинцетами;

‒ ящик для рисования на манке и песке;

3. Зона упражнений впрактической жизни.

Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой, своими вещами и окружающим миром. Он приучается к применению алгоритмов действия, начинает прослеживать конкретные причинно-следственные связи («Если я опрокину кувшин, то прольется вода» и т. п.) При этом совершенствуется координация и точность движений.

Материалы и упражнения:

‒ рамки-застежки (пуговицы, липучки, кнопки, молния и пр.);

‒ работа с солёным тестом;

‒ сметание со стола;

‒ подметание пола;

‒ чистка огурца, моркови безопасным ножом;

‒ подготовительное упражнение к пользованию ножом и вилкой;

‒ разные виды шнуровок;

‒ плетение косички;

‒ складывание салфеток;

‒ полив цветов;

‒ аранжировка цветов;

‒ чистка обуви.

4. Зона упражнений сводой.

Зона упражнений с водой, которые не только развивают координацию и мелкую моторику, но и производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбудимость, успокаивают ребенка. Они подготавливают его к упражнениям в практической жизни, формируют предметную деятельность (использование предметов по их функциональному назначению).

Материалы и упражнения:

‒ переливание воды (из сосуда в сосуд, из чайника в чашку, через воронку, резиновой грушей, пипеткой, шприцом, губкой);

‒ вылавливание и перекладывание шариков (ситечком, ложкой с отверстием, пинцетом).

‒ стирка белья;

‒ мытье стола;

‒ клеенчатые фартуки, полотенца для рук;

‒ купание куклы;

‒ взбивание пены.

5. Зона сенсорного развития.

Значительное число упражнений посвящено развитию зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия.

Материал и упражнения:

‒ цветные кольца на 3-х колышках;

‒ геометрические пазлы;

‒ коробочки с геометрическими телами разного цвета (4 шт) и перекидной крышкой;

‒ розовая башня (5 и 10 шт.);

‒ коричневая лестница (5 и 10 шт.);

‒ красные штанги;

‒ блоки с цилиндрами-вкладышами (5 и 10 шт.);

‒ цветные цилиндры;

‒ блок Сегена с вкладышами разной формы;

‒ доски для ощупывания и шероховатые таблички;

‒ геометрические тела;

‒ конструктивные треугольники;

‒ волшебный мешочек.

6. Педагог (обучающий взрослый).

Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Ребенок много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» — вот чего ждет ребенок от взрослого. В группе ребенку помогает не только воспитатель, но и мама (или другой близкий родственник). Педагог показывает родителям правильный способ работы с материалами, наблюдает за работой мамы и ребенка, помогает в необходимый момент. Мама помогает ребенку выбрать материал, показывает, как правильно работать с ним. Дальнейшая помощь происходит по необходимости.

Полученная положительная динамика в развитии детей подтверждает слова немецкого Монтессори-терапевта Лоре Андерлик: «Ребенок учится через деятельность и опыт, появляющийся в результате этой деятельности…..деятельность и собирание опыта осуществляется через движение…..через деятельность ребенок следует своим основным детским потребностям. Он осваивает свое окружение через движения. Естественные и спонтанные движения в среде формируют душу и разум», — из книги «Путь для всех. Жизнь с Монтессори».

Литература:

  1. Монтессори М. «Впитывающий разум ребенка». 2-ое издание –СПб.: Благотворительный фонд «Волонтер», 2011 г.-320 с.
  2. Сорокова М. Г. «Система М. Монтессори: теория и практика: учебное пособие, 6-е издание — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 384 с.
  3. Андрущенко Н. В. «Монтессори педагогика и Монтессори-терапия», -СПб: Речь, 2010 г. — 316 с.
  4. Hellbrugge Th. «Grundelemente der socialpadiatrischen entwichlungs rehabilitation» Munchen», 1996 г.
  5. Anderlik L. «Ein Weg fuer alle! Leben mit Montessori. Montessori-therapie und Heilpaedagogik in der Praxis», Dortmund: Verlag modernes lernen, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, материал, зона упражнений, коробочка, перекидная крышка, упражнение, алгоритм действия, перекладывание предметов, переливание воды, резиновая груша.


Похожие статьи

Задачи на переливание: от головоломки к алгоритму

Поэтому мы решили найти рациональный алгоритм решения задач на переливание.

Это означает, что в большом сосуде 3 литра воды, а в малом сосуде воды нет, то есть мы перелили воду из малого сосуда в большой сосуд.

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

В статьепредставлено интегрированное игровое занятие для детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Разработан алгоритм проведения игрового занятия, подробно описаны его структура и содержание.

Оборудование и материал.

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале...

Успешно идёт коррекция памяти, увеличивается время восприятия учебного материала.

Выполнять упражнение с перекладыванием мяча 6–8 раз.

Груши, ягоды, грибы. Пригодятся для еды. После выполнения упражнений дети убирают мячи — «ёжики» в контейнер со...

Формирование первоначальных навыков плавания у детей...

Детям нравится выполнять простые действия: набирать, выливать воду, поливать себя и соседа.

Используются также надувные резиновые круги и пенопластовые плотики, с помощью которых

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение...

Нейробика как здоровьесберегающая технология...

Проходя мимо, откройте коробочку с одним из запахов и вдохните аромат в течение пары

Изменение расположения знакомых предметов, доступ к которым ранее не требовал участия

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений...

Игра-экспериментирование с природным материалом, как...

...автоматически): ребенок, занятие, ранний возраст, предмет, песок, мелкая моторика, малыш, игра, свойство воды, способ действия.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость...

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие).

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик...

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

Конспект развивающего занятия включает в себя игры и упражнения, направленные на

Оформить для детей задания. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству детей.

Каждый из вас знает, что для поиска предметов нужно внимательно изучить следы.

Использование элементов песочной и акватерапии в работе...

Например, упражнение «Фонтанчик» лучше выполнять с кипяченой водой, в индивидуальном стакане.

Ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду

Так ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и...

Похожие статьи

Задачи на переливание: от головоломки к алгоритму

Поэтому мы решили найти рациональный алгоритм решения задач на переливание.

Это означает, что в большом сосуде 3 литра воды, а в малом сосуде воды нет, то есть мы перелили воду из малого сосуда в большой сосуд.

Конспект комплексного развивающего занятия в адаптационных...

В статьепредставлено интегрированное игровое занятие для детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Разработан алгоритм проведения игрового занятия, подробно описаны его структура и содержание.

Оборудование и материал.

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале...

Успешно идёт коррекция памяти, увеличивается время восприятия учебного материала.

Выполнять упражнение с перекладыванием мяча 6–8 раз.

Груши, ягоды, грибы. Пригодятся для еды. После выполнения упражнений дети убирают мячи — «ёжики» в контейнер со...

Формирование первоначальных навыков плавания у детей...

Детям нравится выполнять простые действия: набирать, выливать воду, поливать себя и соседа.

Используются также надувные резиновые круги и пенопластовые плотики, с помощью которых

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение...

Нейробика как здоровьесберегающая технология...

Проходя мимо, откройте коробочку с одним из запахов и вдохните аромат в течение пары

Изменение расположения знакомых предметов, доступ к которым ранее не требовал участия

головной мозг, упражнение, ребенок, развитие речи, мелкая моторика, координация движений...

Игра-экспериментирование с природным материалом, как...

...автоматически): ребенок, занятие, ранний возраст, предмет, песок, мелкая моторика, малыш, игра, свойство воды, способ действия.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость...

Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики...

Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие).

артикуляционная гимнастика, упражнение, ребенок, описание, активизация мышц кончика языка, артикуляционный аппарат, кончик...

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной...

Конспект развивающего занятия включает в себя игры и упражнения, направленные на

Оформить для детей задания. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству детей.

Каждый из вас знает, что для поиска предметов нужно внимательно изучить следы.

Использование элементов песочной и акватерапии в работе...

Например, упражнение «Фонтанчик» лучше выполнять с кипяченой водой, в индивидуальном стакане.

Ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду

Так ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и...

Задать вопрос