Авторы: Лобанова Татьяна Ивановна, Лоншакова Нина Юрьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 431 раз

Библиографическое описание:

Лобанова Т. И., Лоншакова Н. Ю. Занятия с массажным мячиком // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 367-369.



Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажного мяча.

Задачи:

− сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников;

− развивать сложные координированные движения руки.

Мячи могут быть: яркие, прыгучие, лёгкие, гладкие, колючие.

Мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом.

Он отвлекает от дефекта, побуждает к общению.

− Развивает моторику, помогает ориентированию в пространстве;

− Регулирует силу и точность движений;

− Развивает и нормализует эмоционально-волевую сферу (особенно важно для гиперактивных детей);

− Активизирует непроизвольное внимание;

− Развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

− Развивает мышечную силу.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

− Сделать рывок в развитии речи — улучшить произношение и обогатить лексику;

− Подготовить руку к письму;

− Скорректировать внимание, способствует развитию терпения, умение сдерживать себя;

− Стимулирует личность, выявляет творческие способности.

Игры с мячом — это высокоэффективный, универсальный, доступный, абсолютно безопасный метод самооздоровления, путём воздействия на активные точки расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей. Игры с мячом универсальны и их многообразие и разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослого и желания работать с детьми весело и интересно.

Одним из показателей хорошего физического и нервно — психического развития ребёнка является развитие его кисти, руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой пальцевой моторики.

Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребёнка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая, игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания. Улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи и способствуют улучшению состояния всего организма.

Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулирует его психомоторное развитие.

В Китае ещё в древности играли с каменными и металлическими шарами, в Японии — с грецкими орехами. По своему опыту с ребятишками, я заметила, стоит ввести в занятие игру с мячом, ребёнок меняется. Поэтому стараюсь, как можно чаще использовать такие игровые моменты.

А игры с мячиком — ёжиком стали ежедневной разминкой. Конечно «ёжик» развивает ручную умелость, мелкую моторику, формирует навыки выразительности, пластичности в движении. А ещё он делает ребёнка активным, бодрит его и активизирует. Дошкольники каждую неделю разучивают новый стишок, согласно лексической теме и подбирают новые движения вместе со своим другом — мячом. В конце занятия они благодарят за «Общение», обращаясь к нему: «Я хочу с тобой поладить, я хочу тебя погладить».

Это удивительное, незатейливое пособие развивает творческие способности детей, скорость реакции. Малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше — ниже», «лево — право», разучивают счёт. Успешно идёт коррекция памяти, увеличивается время восприятия учебного материала.

− Вот бежит колючий ёжик.

У него не видно ножек.

На спине колючек много,

И его не нужно трогать.

− Ёжик побежит в лесочек,

Чтобы там найти грибочек.

А потом дорожкой той

Прибежит к себе домой.

− У ежа — иголки.

Они очень — очень колки.

Осторожен будь,

Угостить его ты не забудь!

− Ёжик яблоко нашёл.

И на спинку наколол.

Вот теперь здоровым будет.

Ребятишек не забудет!

− Мячик сильно я сжимаю.

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик».

Скажет утром каждый пальчик.

− Я круги с мячом катаю.

Из рук его не выпускаю.

Назад — вперёд его качу,

Вправо — влево, как хочу.

− Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока –

Надо их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко.

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам «спасибо» пропищал.

− Мячик — «ёжик» мы возьмём

Покатаем и потрём.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол.

Ручкой ёжика прижмём

Немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

− Мы возьмём в ладошки «ёжик».

И потрём его слегка.

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

«ёжик» я в руках верчу

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю

В ладошках

Не достанет его кошка.

− «Ёжик» в руки нужно взять,

Чтоб иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем счёт опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

− Гладь мои ладошки ёж.

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу с тобой поладить,

Я хочу тебя погладить.

− Я мячом круги катаю.

Назад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

− Ёжик маленький бежит,

Носик — бусинка сопит.

Он опять бежит в лесок,

Чтобы там найти грибок.

По тропинке он спешит,

Прямо к норке прибежит.

− У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

Ну, а ёжик, так хорош-

Лучше друга — не найдёшь.

Комплекс упражнений с массажным мячиком «Ёжиком»:

  1. «Возьми — переложи» Взять мяч правой рукой, переложить в левую руку. Выполнять упражнение с перекладыванием мяча 6–8 раз. Сначала дети выполняют задание перед собой, затем за спиной. После того, как задания научились выполнять, не теряя «ёжик», можно усложнить, выполнять с использованием речевого сопровождения.

− Здесь живёт колючий ёж,

От меня ты не уйдёшь.

Буду я с тобой играть

Своим другом называть.

  1. «Сожми — разожми» Положить мяч между ладошками, крепко сжав ладони. Ребёнок должен почувствовать «иголочки», затем выпрямить пальцы, но удерживая мяч между ладонями. Упражнение выполнять 6–8 раз.

Речевое сопровождение поможет сделать выполнение упражнения эмоционально.

− Я хочу с тобой поладить.

Я хочу тебя погладить.

  1. «Перекаты» Мяч находится между ладонями. Прокатить мяч до кончиков пальчиков одной руки вверх, затем другой руки вниз. Выполнять 8–10 раз.

− Вот бежит колючий ёжик.

У него не видно ножек.

  1. «Солнышко» Мяч лежит на ладошке. Выполнять круговые движения по всем пальчикам, ладони по часовой стрелке. Вначале рабочая поверхность правой руки, затем — левой руки. Следить за ощутимым нажимом ладоней. 6–8 раз.

− Ёжик маленький бежит.

Носик- бусинка сопит.

  1. «Тук-тук» Мяч находится на ладошке правой руки, кончиками пальцев левой руки стучим по «колючкам» мячика, затем меняем место положения мячика и пальцами правой руки дотрагиваемся «колючек». Выполнять 10 раз.

− Тук — тук,- дверь открой!

Там в лесу охотник злой.

Ёжик, ёжик заходи,

Дверь скорей запри!

  1. «Лови меня» Перебрасывание мяча из одной руки в другую. При ловле мяча, сжать мяч, почувствовать «колючки». Расстояние между ладонями 20–30 см. Повторить 8–10 раз

− Я хочу с тобой играть,

Ловко прыгать и летать.

  1. «Не урони» Положить массажный мяч на тыльную сторону ладошки левой руки, прикрыть его ладошкой правой руки и медленно катим мяч на ладошку левой руки. Не отрывая рук от мяча перекатить мяч на другую руку круговыми движениями. И так меняя положение рук (правая вверху, затем левая и т.д) повторить4–6 раз.

− А теперь дорожкой той,

Ёж придёт к себе домой!

  1. «Гостинцы» Положить мяч на стол. Имитируя сбор гостинцев, дети тремя пальчиками — большим, указательным и средним собирают с «иголочек» дары осени. Называют не спеша, чётко проговаривая звуки. Задания выполняют пальчиками левой, затем правой руки. Достаточно двух раз.

− Ёжик по лесу гулял,

Он гостинцы собирал.

Груши, ягоды, грибы

Пригодятся для еды.

После выполнения упражнений дети убирают мячи — «ёжики» в контейнер со словами:

  1. Ёжик всем нам помогает.

От дремоты избавляет.

Пальцы, речь нам развивает.

Всем добра желает.

Пусть теперь он отдохнёт

Сил до завтра наберёт.

Утром снова мы придём.

И опять играть начнём!

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю. «Разговорчивые пальчики» — М. 2001.
  2. Крупенчук О. Н. «Развиваем мелкую моторику» — СПБ. 2002.
  3. Нефедова О. Н. «Пальчиковая гимнастика» — М. 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): правой руки, левой руки, Массажный мячик, мяч правой рукой, ладошке правой руки, пальцами правой руки, ладошкой правой руки, пальцев левой руки, ладошки левой руки, ладошку левой руки, кистей рук ребёнка, мячом универсальны, массажный мяч, игольчатая поверхность мяча, катим мяч, умственной работоспособности детей, забавная упругая игрушка, речевое развитие детей, мелкой пальцевой моторики, психического развития ребёнка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос