Авторы: Авсюкевич Наталья Ивановна, Башкатова Ирина Андреевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 27.11.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А. Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2875/ (дата обращения: 20.02.2018).



Все мы знаем, что развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи. В нашем детском саду № 33 «Радуга» уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Поэтому при планировании своей работы, с детьми группы компенсирующей направленности, мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Игры и упражнения, которые мы хотим вам представить, воспитатели могут использовать как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий.

Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому мы стали искать нетрадиционные методы и приемы в работе с детьми имеющими нарушения в речи.

Одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворно воздействует, на весь организм в целом является су-джок-терапия. Ее можно отнести к методам самопомощи. В переводе терапия су-джок означает: су — кисть, джок — стопа. На кисти рук существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет своё значение и назначение. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Каждый палец отвечает за работу внутренних органов. Например, мизинец — сердце, безымянный — печень, средний — кишечник, указательный — желудок, большой палец — голова. Если воздействовать на определённые точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов.

Актуальность использования су-джок-терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

‒ ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

‒ детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель использования су-джок-терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Задачи су-джок-терапии:

  1. Стимулировать речевые области в коре головного мозга.
  2. Развивать, память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации.
  3. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
  4. Использовать элементы су-джок-терапии на различных этапах деятельности по коррекции речи у детей.

Для реализации данных задач используем следующие направления:

‒ развитие фонематического слуха и восприятия;

‒ коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

‒ совершенствование лексико-грамматических категорий;

‒ совершенствование навыков пространственной ориентации;

‒ упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа при помощи специальных шариков.

Используя элементы су-джок-терапии, применяем следующие методы:

1. Словесные методы. Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Это могут быть потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают су-джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают су-джок между ладонями).

2. Наглядные методы. В индивидуальной работе используем схемы, видеоматериалы, иллюстрации. Мы изготовили карточки с различными сюжетами. Дети отправляются в путешествие вместе с ежиком, колобком по дорожкам определенного цвета. На пути они встречаются с разнообразными героями.

3. Игровые методы. Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения, взаимодействие со сказочным персонажем. Ребёнку предлагаем поиграть в сказку, используя су-джок, например, сказка «Путешествие колобка» Надоело колобку лежать на окошке и покатился он по дорожке в лес.

4. Практические методы. Массаж кистей, пальцев.

Есть и другое применение массажным шарикам. Их можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия. Например, игра «Сделай разноцветные шарики и назови их» (сине-красный, жёлто-зелёный); дидактическая игра «Разложи шарики по цвету»

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребёнок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Дети поочередно примеряют колечки на пальчики, всё это сопровождается стишками, потешками.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

—С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

—С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

—С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

На логопедических занятиях используем различные формы работы с использованием су-джок:

  1. Катать шарик круговыми движениями ладоней.
  2. Прямыми движениями ладоней.
  3. Прокатывать кольцо по каждому пальцу.
  4. Сжимать шарик в кулачке.

Внедрение су-джок-терапии ведётся следующим образом:

  1. Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приёмами работы по его использованию.
  2. Работа с детьми — организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни.
  3. Работа с родителями — практикум по использованию су-джок-терапии, открытые занятия.
  4. Создание развивающей среды — приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова.

Су-джок-терапию с детьми реализуем поэтапно:

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шариков су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Преимущества су-джок-терапии:

  1. Не имеет противопоказаний к применению.
  2. Безопасность использования.
  3. Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
  4. Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого.
  5. Проводится в игровой форме.
  6. Обеспечивается тактильная стимуляция в определённом ритме, что способствует формированию чувства ритма.

При организации работы по су-джок-терапии придерживаемся следующих требований:

1. Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

2. Эмоциональное сопровождение:

‒ атмосфера эмоциональных положительных эмоций;

‒ доброжелательный настрой;

‒ заинтересованность педагога в успехах детей;

‒ собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

3. Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

4. Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования су-джок-терапии в логопедической работе с дошкольниками:

‒ стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

‒ осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

‒ развивается координация движений и мелкая моторика;

‒ развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Таким образом, применение су-джок-терапии является одним из эффективных приёмов развития речи детей, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка.

При использовании су-джок-терапии у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок. Так же повышается интерес к дидактическим играм лексико-грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением. Элементы су-джок-терапии можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкой моторики, мелкой моторики рук, развития мелкой моторики, внутренних органов, работу внутренних органов, правой руке, индивидуальной работе, развитие мелкой моторики, Пальчиковая игра, использования су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики, речевыми нарушениями, моторику пальцев рук, полноценного развития детей, Актуальность использования су-джок-терапии, совершенствованием координации движений, функционирование внутренних органов, улучшение координации речи, упражнения «Назови ласково», речевыми нарушениями характерна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос