Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 27.11.2017

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А. Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2875/ (дата обращения: 17.08.2018).



Все мы знаем, что развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи. В нашем детском саду № 33 «Радуга» уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Поэтому при планировании своей работы, с детьми группы компенсирующей направленности, мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Игры и упражнения, которые мы хотим вам представить, воспитатели могут использовать как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий.

Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому мы стали искать нетрадиционные методы и приемы в работе с детьми имеющими нарушения в речи.

Одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворно воздействует, на весь организм в целом является су-джок-терапия. Ее можно отнести к методам самопомощи. В переводе терапия су-джок означает: су — кисть, джок — стопа. На кисти рук существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет своё значение и назначение. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Каждый палец отвечает за работу внутренних органов. Например, мизинец — сердце, безымянный — печень, средний — кишечник, указательный — желудок, большой палец — голова. Если воздействовать на определённые точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов.

Актуальность использования су-джок-терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

‒ ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

‒ детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель использования су-джок-терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Задачи су-джок-терапии:

  1. Стимулировать речевые области в коре головного мозга.
  2. Развивать, память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации.
  3. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
  4. Использовать элементы су-джок-терапии на различных этапах деятельности по коррекции речи у детей.

Для реализации данных задач используем следующие направления:

‒ развитие фонематического слуха и восприятия;

‒ коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

‒ совершенствование лексико-грамматических категорий;

‒ совершенствование навыков пространственной ориентации;

‒ упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа при помощи специальных шариков.

Используя элементы су-джок-терапии, применяем следующие методы:

1. Словесные методы. Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Это могут быть потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают су-джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают су-джок между ладонями).

2. Наглядные методы. В индивидуальной работе используем схемы, видеоматериалы, иллюстрации. Мы изготовили карточки с различными сюжетами. Дети отправляются в путешествие вместе с ежиком, колобком по дорожкам определенного цвета. На пути они встречаются с разнообразными героями.

3. Игровые методы. Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения, взаимодействие со сказочным персонажем. Ребёнку предлагаем поиграть в сказку, используя су-джок, например, сказка «Путешествие колобка» Надоело колобку лежать на окошке и покатился он по дорожке в лес.

4. Практические методы. Массаж кистей, пальцев.

Есть и другое применение массажным шарикам. Их можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия. Например, игра «Сделай разноцветные шарики и назови их» (сине-красный, жёлто-зелёный); дидактическая игра «Разложи шарики по цвету»

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребёнок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Дети поочередно примеряют колечки на пальчики, всё это сопровождается стишками, потешками.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

— Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

—С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

—С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

—С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

На логопедических занятиях используем различные формы работы с использованием су-джок:

  1. Катать шарик круговыми движениями ладоней.
  2. Прямыми движениями ладоней.
  3. Прокатывать кольцо по каждому пальцу.
  4. Сжимать шарик в кулачке.

Внедрение су-джок-терапии ведётся следующим образом:

  1. Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приёмами работы по его использованию.
  2. Работа с детьми — организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни.
  3. Работа с родителями — практикум по использованию су-джок-терапии, открытые занятия.
  4. Создание развивающей среды — приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова.

Су-джок-терапию с детьми реализуем поэтапно:

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шариков су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Преимущества су-джок-терапии:

  1. Не имеет противопоказаний к применению.
  2. Безопасность использования.
  3. Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
  4. Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого.
  5. Проводится в игровой форме.
  6. Обеспечивается тактильная стимуляция в определённом ритме, что способствует формированию чувства ритма.

При организации работы по су-джок-терапии придерживаемся следующих требований:

1. Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

2. Эмоциональное сопровождение:

‒ атмосфера эмоциональных положительных эмоций;

‒ доброжелательный настрой;

‒ заинтересованность педагога в успехах детей;

‒ собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

3. Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

4. Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования су-джок-терапии в логопедической работе с дошкольниками:

‒ стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

‒ осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

‒ развивается координация движений и мелкая моторика;

‒ развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Таким образом, применение су-джок-терапии является одним из эффективных приёмов развития речи детей, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка.

При использовании су-джок-терапии у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок. Так же повышается интерес к дидактическим играм лексико-грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением. Элементы су-джок-терапии можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа.

Похожие статьи

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе...

ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа.

Применение пальчиковой терапии в дошкольных учреждениях

Су-Джок-лечение по кисти и стопе-Пак Дже Ву (Южная Корея).

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной...

Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика сопровождается чтением стихотворения. Прокатывая шарик с колючками между ладонями, дети массируют мышцы рук.

ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент...

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей. ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа.

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного...

Упражнение с шариком массажером Су-джок: «На полянке, на лужайке».

Этот малыш — Антоша, (безымянный). А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья.

Пак Чже Ву Сборник: Су-джок терапия, М.: Су-Джок Академия, 2009.

Су-Джок-терапия в коррекционно-логопедической работе

Цели Су Джок терапии в логопедической работе

По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев.

Существует несколько приемов Су-Джок терапии: − Массаж специальным шариком.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях

— Иркутск, 2012. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой центр мозга, положительное воздействие, пальчиковая гимнастика, пальчик, палец, массаж, малыш...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе...

ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа.

Применение пальчиковой терапии в дошкольных учреждениях

Су-Джок-лечение по кисти и стопе-Пак Дже Ву (Южная Корея).

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной...

Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика сопровождается чтением стихотворения. Прокатывая шарик с колючками между ладонями, дети массируют мышцы рук.

ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент...

Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей. ребенок, мелкая моторика, шарик, упражнение, палец, элемент су-джок-терапии, использование су-джок-терапии, безымянный палец, головной мозг, индивидуальная работа.

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного...

Упражнение с шариком массажером Су-джок: «На полянке, на лужайке».

Этот малыш — Антоша, (безымянный). А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья.

Пак Чже Ву Сборник: Су-джок терапия, М.: Су-Джок Академия, 2009.

Су-Джок-терапия в коррекционно-логопедической работе

Цели Су Джок терапии в логопедической работе

По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев.

Существует несколько приемов Су-Джок терапии: − Массаж специальным шариком.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях

— Иркутск, 2012. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой центр мозга, положительное воздействие, пальчиковая гимнастика, пальчик, палец, массаж, малыш...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос