Проблема изучения, воспитания и обучения детей с ОНР, разрабатывается в отечественной логопедической науке достаточно давно и решается посредством клинических, психолого-педагогических, логопедических методов, но недостаточно решаются вопросы формирования контроля за звукопроизношением у дошкольников с ОНР. Это можно объяснить существенной сложностью самой проблемы и трудностями подбора адекватных методов исследования. Большое значение для решения данной проблемы имеют взгляды Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца и др.
Изучение научной литературы показало, что дети с ОНР имеют своеобразный характер сформированности самоконтроля речевой деятельности. Следовательно, они нуждаются в специально организованном изучении и коррекционно-развивающем обучении самоконтролю в процессе преодоления ОНР.
Самоконтроль трактуется как осознание и оценка субъектом собственной деятельности в соответствии с эталоном.
Формирование самоконтроля проходит на всех этапах работы над звукопроизношением (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация).
На подготовительном этапе, с целью усвоения детьми артикуляционных характеристик звука, применяется метод артикуляционно-орального моделирования. Этот метод осуществляется на артикуляционном конструкторе, состоящем из магнитной доски и частей плоскостных моделей артикуляционного аппарата. Для формирования умения моделировать артикуляционный образ звука на артикуляционном конструкторе используются следующие приемы:
Произносится звук правильно и неправильно. Детям предлагается исправить логопеда, выбирать правильный вариант произношения звука, составить модель данного звука, многократно произнося его;
Найти данную модель среди других моделей;
Воспроизвести данную модель самостоятельно на артикуляционном конструкторе и артикуляционно;
Сконструировать правильную и несколько вариантов неправильных моделей звука, попробовать произнести, исправить неправильные модели;
Исправить неправильное произношение самостоятельно с опорой на модель, затем без опоры на модель;
Для закрепления операций кинестетического и кинетического контроля на логопедических занятиях применяется следующий комплекс упражнений:
Игра «Учимся говорить»
Цель: формирование кинетического и кинестетического контроля.
Детям даются элементарные теоретические знания об артикуляционных органах, упражнениях. Использованы дидактические пособия: «Клоун Бим и Бом», модельный вариант сказки о веселом язычке и др;
Игра «Найди звук»
Цель: сформировать умение определить наличие или отсутствие заданного звука в тексте, предложении, слове, находить символ этого звука среди других символов.
Оборудование: Графическая, рисуночная, плоскостная модель изучаемого звука, текст, предложения, слова с наличием изучаемого звука, пластинки для обозначения слов и предложений.
Детям предлагается внимательно послушать два предложения, два слова, отобрать те предложения, в которых слышится заданный звук. Выстроить с помощью пластинок схему предложения, выделить слово с искомым звуком, также обозначить слово фишкой. Выделить звук в слове, обозначить символом, смоделировать артикуляционно-оральный образ звука.
«Построим звук» Цель: формировать умение моделировать артикуляционный образ звука на модельном планшете, с помощью рук, нарисовать, смоделировать с помощью проволоки, вылепить из соленого теста.
«Подбери картинки» Цель: закрепление орально-акустико-артикуляционного образа звука, формирование фонематического слуха, начальных навыков звукового анализа.
Конструируется модель заданного звука, дается задание подобрать картинки, в словах-названиях которых слышится заданный.
«Слово изменилось» Цель: формирование фонематического слуха, начальных навыков звукового анализа.
Назвать слово. На плоскостной модели воспроизвести артикуляционный образ каждого звука в слове. Логопед изменяет артикуляционную модель какого-либо звука в составе слова. Детям дается задание догадаться, какой звук изменился и изменилось ли слово (мак, так, как, лак).
Усложнение:
- Смоделировать звук, который чаще всего слышится в потешках и чистоговорках.
- Изменить модель так, чтоб она обозначала другой звук, вспомнить слова на этот звук.
- Моделирование слогов и слов из двух звуков (ау, уа, ах, на, ты).
- Изменение модели одного звука в модельной формуле слога, слова.
- «Чтение» слогов и слов по их модельным формулам.
- Составление кинетических моделей звуков слогов, слов.
- Произнести звуки, слоги, слова, с опорой на кинетическую модель.
Моделирование способствует более осознанному и планомерному овладению этапами операций кинестетического и кинетического контроля.
Для более осознанного и планомерного овладения этапами операций кинестетического и кинетического контроля используется прием мнемотехники. Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, путем образования ассоциаций. Прием мнемотехники можно использовать на этапе автоматизации и дифференциации звуков в чистоговорках, стихах, рассказах.
Еще один прием, применяемый в логопедической работе -кинезиология. Кинезиология — это наука развития головного мозга через определенные двигательные упражнения. Например, для изолированного произнесения звука и для автоматизации поставленных звуков применяются следующие виды игр:
«Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.
«Цветные бусинки» На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.
«Прокати мяч» Логопед предлагает ребенку прокатить мяч по полу из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук
Для автоматизации звука в слогах:
«Звуковые шаги» Повторять на каждый шаг слоги: ра-ра-ру.
«Регулировщик» Ра — руки в стороны, ры — вверх прямые руки, ро — вверх круглые руки, рэ — руки на пояс.
«Пальчики здороваются». Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
«Назови слоги» Загибать поочередно пальцы и произносить слоги: указательный — СА, средний — СО, безымянный — СЫ, мизинец- СУ.
«Говорящий кулачок» Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
«Веселые пальчики» Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.
Для автоматизации звуков в словах.
«Веселый лабиринт». Назови картинки, проводя пальцем по лабиринту.
Для автоматизации звука в связной речи.
«Расскажи стихи руками».
«Нарисуй картину» Например, «Зоопарк». Изобрази всех, кого увидишь на звук [p] в зоопарке.
Таким образом, методами и приемами формирования самоконтроля за произношением служат: моделирование, схематизация, мнемотехника, кинезиология. Они способствуют коррекции речи старших дошкольников с ОНР, стимулируют развитие познавательных способностей и успешное овладение теми видами деятельности, которые составляют основу для подготовки к обучению в школе.
Литература:
- Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.- СПб.: Детство-пресс.- 2005. С. 35–37.
- Игры в логопедической работе с детьми // Ред.- сост. В. И. Селиверстов.- М.: Педагогика.- 1987.- С. 101.
- Лазаренко О. И. Ястребова А. В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.- М.: АРКТИ.- 1999. С.42–45.
- Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг: Практ. пособие для логопедов, воспитателей, родителей. — М.: Просвещение.- 2007.
- Сачко Н. Н. Формирование двигательных навыков / Н. Н. Сачко, П. Я. Гальперин // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.- М.: МГУ- 1968.- С. 38.