Образовательный процесс слушателей высшего учебного заведения характеризуется значительным влиянием учебной информации на интеллектуальную сферу деятельности обучаемых и не связан с перенесением больших физических нагрузок. Однако адаптация организма студентов к таким нагрузкам необходима, т. к., от уровня их физической подготовленности в большой мере зависит оперативность и результативность профессиональной деятельности будущих прокурорских работников.
Анализ процесса физической культуры студентов Университета показал, что во время обучения в вузе на развитие силы, выносливости, быстроты негативно сказываются определенные условия: конференции, вынужденный пропуск занятий из-за болезней, другие мероприятия повседневной деятельности. Учеба в этот период характеризуются как психологически переломный этап в жизни людей, связанный с новым ритмом деятельности, повышенным эмоциональным фоном, физиологической и возрастной перестройкой организма к новым физическим нагрузкам [1]. Поэтому для достижения необходимого уровня заданных физических качеств необходим новый, научно обоснованный подход к организации занятий по физической культуре обучаемых, рассчитанный на активное использование эффективных оздоровительно-прикладных технологий.
В целом ряде выполненных в последнее время исследований выявлено, что наиболее эффективным направлением физического развития студентов является применение методики развития общей и скоростной выносливости, быстроты и силы, основанной на принципах построения спортивной тренировки (М. С. Данилов, А. В. Лотоненко, 2002; и др.). Оценивая современные научные положения о формировании ответных реакций организма в процессе адаптации к физическим нагрузкам (Ф. З. Меерсон, 1981; Б. В. Ендальцев, 1986; А. А. Виру, 1988, 2003; Ф. Г. Шахгельдян, 2002; и др.), предложена методика физической культуры, позволяющая решить эту проблему достаточно быстро и рационально.
Разработанная авторами концепция построения учебно-тренировочного процесса реализована в качестве эксперимента на четырех учебных группах в течение двух месяцев по 2 занятия в неделю продолжительностью 90 минут. Тренировки проводились в часы, отведенные на самостоятельные занятия и в сетке расписания. Перед основной работой проводилась подготовительная часть 7–10 минут: общеразвивающие упражнения в ходьбе, беге, специальные беговые упражнения, ускорения на отрезках до 30 метров. В заключении — бег трусцой или ходьба 300–500 метров.
Занятия по тренировке быстроты в контрольных группах проводилась в челночном беге 10 на 10 метров по 1–2 повторения с максимальным усилием. В экспериментальных группах быстрота тренировалась на силовых тренажерах повторным методом способом резкого (взрывного) разгибания ног в коленных и тазобедренных суставах с отягощением 85–90 % от максимума по 4–5 повторений.
Тренировка силы в контрольных группах осуществлялась методом максимальных усилий по одному подходу на максимальное количество раз. В экспериментальных группах сила развивалась методом «до отказа», когда упражнение в одном подходе выполнялось «до отказа» и число подходов выполнялось также «до отказа».
Оценивая важность одновременного роста результатов в развитии общей и скоростной выносливости, быстроты и силы на стадии привыкания, мы не стали дробить месячный тренировочный цикл на фазы для отдельного совершенствования каждого из этих качеств, а соединили в одном тренировочном занятии нагрузки разного характера. Такой подход рассмотрен в работах В. М. Зациорского, Л. П. Матвеева, А. М. Якимова, и др., исследовавших различия в характере изменений, происходящих в организме человека при тренировке, направленной на развитие отдельно взятого физического качества, и тренировке, сочетающей развитие силы, выносливости и быстроты. Выявлено, что структурные и функциональные элементы мышцы могут быть увеличены избирательно в зависимости от приоритета тренировок на развитие выносливости или силы. Если совершенствовать только на выносливость (метод непрерывного длительного бега и интервальный бег), уровень мышечной работоспособности повысится, а сила мышц снизится. Такие изменения негативно скажутся на результате в беге на средние дистанции. Преподаватели физического воспитания в вузах и сами студенты, как правило, под тренировкой общей и скоростной выносливости понимают бег на 2–3 км, что является на 75–80 % аэробным режимом беговых нагрузок. В беге на 1 км. работа носит преимущественно (70 %) анаэробный характер (В. Е. Борилкевич). Поэтому основным средством развития скоростной выносливости является не равномерный бег на длинные дистанции, а ускорения на отрезках 200–600 метров со скоростью 85 % от максимума и жесткими интервалами отдыха. Объединение в одном тренировочном задании аэробного и анаэробного режимов энергообеспечения одновременно развивает общую и скоростную выносливость, силу и быстроту.
Полученные результаты подтвердили данную гипотезу. По окончании формирующего эксперимента результаты по бегу на 1 км у студентов экспериментальных групп улучшились на 10–15 секунд, в контрольных группах на 4–5 секунд. По бегу на 3 км. результаты у студентов экспериментальных групп улучшились на 45–45 сек., а у студентов контрольных групп на 15–20 сек. По челночному бегу 10 на 10 метров результаты у слушателей экспериментальных групп улучшились на 0,3 сек., в контрольных группах на 0,1–0,2 сек. Уровень развития силы проверялся сгибанием и разгибанием рук в упоре лежа на полу. Количество повторений у обучаемых экспериментальных групп выросло на 7–10 раз, в контрольных группах на 3–5 раза.
Из этого следует, что развитие физических качеств у студентов вуза в обстановке негативного воздействия конкретных обстоятельств, физиологической и возрастной адаптацией организма к новым физическим нагрузкам видится в использовании технологий учебно-тренировочного процесса, основанных на современных формах и методах построения спортивной тренировки, обеспечивающих одновременное развитие общей и скоростной выносливости, быстроты и силы.
Литература:
- Коровин В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: Монография. — Воронеж: ВГУ, 2002.- 192 с.