Решая мыслительные задачи, которые перед нами ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывая законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Побуждаемый потребностями и интересами человек ставит цель — познать неизвестное, которое становится проблемой или задачей. Мышление, в свою очередь, и есть форма решения проблем, задач, вопросов, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. В контексте обучения иностранному языку творчество реализуется в речи, а оригинальные, нестандартные идеи и решения различных ситуаций, высказанные на иностранном языке в рамках межкультурной коммуникации, являются продуктом творческого мышления.
Одним из способов побуждения учащихся к развитию творческого мышления на занятиях по иностранному языку является применение специальных приемов. Целесообразно упомянуть, что прием — это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. [1] Приемы способствуют организации такой образовательной среды, которая позволяет стимулировать развитие познавательного интереса в изучении иностранного языка, расширению кругозора, развитию коммуникативной компетенции, развитию творческих способностей. Приемы могут составлять систему упражнений, предлагаемую преподавателем, по развитию творческого мышления на занятиях по иностранному языку.
Анализируя работы других исследователей, мы классифицировали наиболее эффективные приемы развития творческого мышления. Мы предлагаем краткую характеристику данных приемов и способов организации учебно-познавательного процесса.
- «Head’s up» («Хэдз-ап»). Цель: тренировка и закрепление нового лексического материала. Организация данного приема включает в себя два пути: «путь аутсайд» и «путь инсайд». Условия для организации «пути аутсайда» следующие: учащимся предлагается карточка с ранее изученным словом, которое ему необходимо угадать по определенным характеристикам, предлагаемым ему другими учащимися. Задача других учащихся максимально творчески объяснить предложенное слово, сферу его употребления, чтобы можно было с легкостью угадать его. Целесообразно установить время, за которое учащийся должен отгадать слово. В «пути инсайд» учащиеся сами предлагают концепции, идеи, остальная группа вправе ответить честно «да» или «нет». Данный путь целесообразно ограничить временными рамками.
- Прием «Draw, Show or Explain» («Нарисуй, покажи или объясни»). Цель: развитие творческого мышления и тренировка нового лексического материала. Прием основан на обмене идеями между игроками. В ходе игры используется 3 формы общения, необходимые для объяснения слов: рисование, пантомима, объяснение. Один учащийся выходит к доске и вытягивает карточку с написанным на ней словом. Цвет карточки (красный, синий, желтый) указывает на то, каким образом необходимо пояснить слово: нарисовать, объяснить или изобразить. Остальные учащиеся пытаются догадаться, какое слово подлежит объяснению. Лексические единицы на карточках должны быть из ранее усвоенной темы. Ответы принимаются только на английском языке [20].
- «Who am I?» («Кто я?»). Цель: развитие творческого мышления учащихся, закрепление лексического материала, осознание сущности изученных понятий. Организация: каждому из учащихся предлагается слово, написанное на карточке. Основной задачей учащихся является рассказать о данном слове как о себе, остальные должны догадаться по описанию о каком слове идет речь.
- «Find me» («Найди меня»). Цель: развитие творческого мышления, тренировка лексического материала. Организация: из предложенного ряда букв, учащиеся должны составить слова в рамках изучаемой темы.
- Прием «Free writing» («свободное написание»). Цель: усвоение грамматических конструкций, развитие творческого мышления учащихся, поддерживание мотивации на учебно-познавательную деятельность. Организация: прием «свободное написание» предполагает свободное письменное задание, которое представляет собой предложение с необычной идеей, которую надо закончить. Данный прием развивает не только творческое мышление, но и совершенствует грамматический навык употребления сослагательного наклонения, а также вызывает интерес у учащихся, так как в большей степени является личностно-ориентированным. Например: Если бы я был Президентом, я бы … [2].
- Прием “Why would you … Yes, but …” («Почему бы … Да, но…»). Цель: развитие творческого мышления, совершенствование навыков структурирования творческой мысли в речи в диалоговой форме. Организация: для организации данного приема от учащихся требуется только «полет фантазий» и строгая грамматическая конструкция “Why would you … Yes, but …” («Почему бы … Да, но…»), которую нельзя игнорировать. Учащиеся в рамках очередности предлагают свои идеи, тем самым выстраивая их в диалоговой форме. Более продуктивен этот прием в рамках парной формы работы, а также он с легкостью мотивирует на творческое взаимодействие, т. к. содержит в себе аспекты игры.
- «Корзина идей». Цель: активизация творческого мышления, развитие умений прогнозирования результатов обсуждаемых проблем, ситуаций, развитие умений определять ключевые аспекты темы, проблемы. Организация: данный прием может использоваться, как и на этапе введения в тему, так и на этапе систематизации знаний по теме. Учащимся предлагается сформулировать проблемные тезисы, ситуации, которые в дальнейшим будут анализироваться [3].
- «Рассказ по рисунку». Цель: развитие творческого мышления и коммуникативной компетенции учащихся. Организация: учащимся предлагается серия картинок, опираясь на картинки, они должны составить историю, прогнозировать все возможные варианты последствия и решения ситуаций, представленных в картинках.
- Прием «635». Цель: развитие творческого мышления и коммуникативной компетенции учащихся, систематизация знаний по теме, формулировка проблемных идей.
Условия организации данного приема следующие: первые 6 учащихся предлагают 3 идеи по теме за 5 минут, далее лист с идеями передается по часовой стрелке, где другие учащиеся дополняют своими идеями. Далее отбирается наиболее интересная для дискуссии идея. Плюс данного приема в том, что практически полностью исключаются повторения идей.
- «Story-telling» или метод составления рассказа. Цель: развитие творческого мышления и коммуникативной компетенции учащихся. Организация: в рамках обсуждаемой темы учащихся предлагается создать свою авторскую историю и разыграть ее. Истории учащихся далее обсуждаются за круглым столом [2].
- Создание проектов или метод «проектов». В метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно приобретать, формулировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Цель данного метода ориентирована на создание образовательного продукта (как и в методе проектов) и на организацию творческой деятельности учащихся, которая преобладает над поиском и изучением готовой информации. Основные требования к учебному проекту: наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта; использование творческих методов реализации данной проблемы, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач; выдвижение гипотез их решения и реализации; обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация, анализ и синтез полученных данных; техническое создание проекта, оформление результатов, их презентация или защита; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
- «Up and down» («вверх внизу»). Для организации данного приема преподавателю необходимо отобрать объекты, предметы, ситуации, которые решаются стандартным способом (например, «ключ — открывает двери», «человек пойман контролерами за безбилетный проезд — оплата штрафа»), задача учащихся придумать как можно больше нестандартных вариантов функционирования объектов, предметов и оригинальных решений ситуаций.
- Интерактивные методы. Дебаты. Это могут быть различного вида занятия-дискуссии: беседы за круглым столом, «мозговой штурм», дебаты и т. д. Использование в работе методов интерактивного обучения дает обучающимся: развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности.
Данные приемы способны не только развить творческое мышление учащихся и их коммуникативную компетенцию, но и мотивировать учащихся на учебно-познавательную деятельность или к самообразованию.
Литература:
- Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник./ Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов; — М.: Высш. школа, 1982. — 373 с.
- Волкова, Л. В. Опыт применения технологии развития творческого мышления на уроках английского языка. / Л. В. Волкова; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://open-lesson.net/845/. Дата доступа: 11.05.2018