Потенциал компаний с государственным участием как объекта инвестиций на примере ОАО «РЖД» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 12.06.2018

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Никифоров, С. В. Потенциал компаний с государственным участием как объекта инвестиций на примере ОАО «РЖД» / С. В. Никифоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51366/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье отмечаются особенности компаний с государственным участием, и оценивается возможность привлечения дополнительных инвестиций путем продажи части акций компании на примере ОАО «РЖД».

Ключевые слова: государственная компания, ОАО «РЖД», анализ деятельности, финансовое состояние, инвестиции, акции, перспективы.

В современной нестабильной экономической ситуации наибольшую актуальность приобретают массивные экономические структуры, такие как корпорации и холдинги. Благодаря огромной ресурсной базе и прочной структуре они имеют возможность более эффективно адаптироваться к кризисным явлениям в экономике. В Российской Федерации развитие организаций также активно продолжается, как и во всем мире, однако, учитывая исторические особенности страны, достаточно значимой формой крупной организации является государственная корпорация. После распада СССР часть организаций перешла в частную собственность, но некоторые сохранили свой статус принадлежности государству.

Стоит отметить, что согласно действующему законодательству, а именно статья 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», государственная корпорация — это не имеющая членства некоммерческая организация, которая основана Российской Федерацией на основе имущественного взноса и осуществляет социальных, управленческие или иных общественно полезные функции [1]. Для создания и управления такими корпорациями создаются отдельные федеральные законы, поэтому использование понятия «госкорпорация», которое часто употребляется СМИ, не является абсолютно верным для всех организаций, которые принадлежат государству. Многие организации являются обычными акционерными обществами, в которых единственным акционером является государство.

Исследуя возможности и перспективы развития, компаний, в которых государство играет ключевую роль, необходимо понимать, что государственные корпорации представлены небольшим числом организаций, которые имеют важное стратегическое и структурное значение, соответственно не могут быть использованы для получения прибыли или же переданы в частную собственность. С другой стороны, акционерные общества с государственным участием имеют возможность продажи части акций для привлечения дополнительного финансирования и новых идей для обновления компании. На наш взгляд, многие подобные компании находятся в состоянии стагнации из-за своего положения на рынке и определенных управленческих решений. Одним из возможных сценариев нового стратегического развития компании может стать частичная приватизация компании. В качестве примера возможного проведения частичной приватизации рассмотрим ОАО «РЖД».

Железнодорожный комплекс имеет важное стратегическое значение для Российской федерации. Он является элементом, который объединяет экономическую систему, при этом обеспечивает стабильную работу промышленных предприятий и является доступным транспортом для граждан страны.

ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли [2].

Российская Федерация является учредителем ОАО «РЖД». Полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Стоит отметить, что ОАО «РЖД» сформировалась и продолжает свое развитие как общенациональная вертикально-интегрированная транспортная компания. Холдинг представляет собой естественную монополию, в собственности который находится одна из самых продолжительных железнодорожных сетей.

Совокупная эксплуатационная длина железных дорог составляет 85,5 тыс. км. Общая протяженность электрифицированных линий равна 43,7 тыс. км. [3]

Если учитывать трубопроводный транспорт, то доля, представляемая в грузообороте транспортной системы России ОАО «РЖД», равняется 45,3 %. В пассажирообороте транспортной системы доля холдинга составляет 26,4 %

Анализ деятельности холдинга можно проводить с различных точек зрения. Огромное количество подразделений и множество функций, которые выполняет холдинг, усложняет детальный анализ деятельности. В данной статье акцент смещен в сторону финансовых показателей, эффективности деятельности и инвестиционной привлекательности. Очевидно, что ОАО «РЖД» подчиняется государству, но при этом оценка работы компании является важным аспектом, который в целом покажет работу компании не только как социально значимой структуры, но и бизнеса с целью получения прибыли.

ОАО «РЖД» продолжает свое развитие, на фоне стабилизации общей экономической ситуации и состояния экономики внутри страны компания показывает в общем положительную динамику роста показателей. В 2017 году увеличился грузооборот на 6,4 %, но при этом немного снизился пассажирооборот на 1,4 %. Данный факт, скорее всего, связан с активным восстановление производственного сектора, что требует дополнительных транспортных перевозок, но при этом сокращение некоторых маршрутов для пассажиров негативно сказалась на пассажирообороте.

По итогам 2016 года во всех видах сообщения перевозки составили 1 млрд 328,6 млн тонн (+9,4 % к 2003 г.). При этом экспортные перевозки за этот период выросли на 41,2 % (до 433,9 млн тонн), транзитные — на 10,6 % (до 18,8 млн тонн), грузооборот увеличился почти на 80 % (до 2 трлн. 997,6 млрд. тонно-километров).

По итогам 2016 года рентабельность собственного капитала составила 0,15 %, которая демонстрирует отношение чистой прибыли к собственному капиталу. После экономического кризиса организация восстановила свои показатели, однако они остаются достаточно низкими.

Таблица 1

Факторный анализ рентабельности (в процентах)

2014

2015

2016

Рентабельность собственного капитала

-1,3

0,1

0,15

Рентабельность продаж

4,2

5,5

7,4

Рентабельность деятельности

-3,1

0,02

0,4

Финансовый рычаг

138

142

134

Использование активов

29

30

28

В целом, такие показатели логичны. Прежде всего, отметим небольшой провал в 2014 году, связанный с напряженной политической и экономической обстановкой. Затем идет активное восстановление, что отражается в показателях.

Снижение финансового рычага в первую очередь обусловлено снижением долговой нагрузки за счет положительной переоценки валютных обязательств (долг по кредитам в 2015 году составил 988,9 млрд. руб., в 2016 году — 921 млрд. руб.)

Оборачиваемость снизилась за счет долгосрочных проектов, которые планируется ввести в эксплуатацию в последующие годы.

Рентабельность чистой прибыли составила 0,4 %,с ростом к 2015 году, это обусловливается ростом рентабельности продаж, а также проведением мероприятий финансового управления.

Холдинг показал сбалансированный результат по итогам 2016 года. За 2015–2016 годы сокращение издержек составило более чем 103 млрд. руб. Основные решения, принятые руководством для достижения безубыточности были связаны со снижением издержек, связанных с доставками грузов, а также повышение качества обслуживания, что отразилось ростом количества пассажиров на 1 037 млн. человек, с ростом к 2015 году на 1,6 %

Таблица 2

Финансово-экономические результаты деятельности холдинга

Показатель

2015

2016

Изменение кплану

Изменение кпред. году

план

факт

+/–

%

+/–

%

Всего доходов

1 510,8 млрд. руб.

1 567,5 млрд. руб.

1 577,5 млрд. руб.

10

100,6

66,7

104,4

Всего расходов

1 427,2 млрд. руб.

1 464,0 млрд. руб.

1 460,3 млрд. руб.

–3,7

99,7

33,1

102,3

EBITDA

336,3 млрд. руб.

315,6 млрд. руб.

315,7 млрд. руб.

0,1

100

–20,5

93,9

Чистая прибыль

0,3 млрд. руб.

0,9 млрд. руб.

6,5 млрд. руб.

5,6

6,2

Как видно по показателю чистая прибыль, решения, принятые руководством, оказали положительное влияние. С другой стороны присутствует небольшое снижение показателя EBITDA. По нему инвесторы оценивают возможность возврата собственных средств, однако показатель не является до конца объективным. В 2017 году показатель чистая прибыль вырос уже до 17,5 млрд. рублей, что дополнительно подчеркивает уверенное положение компании.

Таблица 3

Капитальные вложения ОАО «РЖД» (в млн. руб. без НДС)

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

факт

факт

факт

факт

факт

план

Всего:

480 066,9

467220,1

395966,6

365466,6

376372

459536,1

Из представленных данных, очевидно, что размер вложений уменьшался, по причине экономических трудностей и кризисной ситуации, но далее происходило постепенное восстановления уровня. В планах организации уже заложены проекты по модернизации, повышение безопасности, обновление парка и другие проекты. На 2018 год в планах определена инвестиционная программа в размере 549,6 млрд. рублей. [3]

Оценивая общие результаты деятельности компании ОАО «РЖД», можно сделать вывод о стабильном состоянии организации, но при этом наблюдаются отдельные проблемы. Учитывая факт монополии в данной отрасли в России, очевидно, что компания будет находиться в выгодном положении и медленно продолжать свое развитие. С одной стороны, однозначно, что компания, выполняя государственные заказы, обеспеченная финансовой поддержкой, получает прибыль и наполняет государственный бюджет. Национальное значение ОАО «РЖД» делает организацию жизненно необходимой, а соответственно востребованной у потенциальных клиентов.

С другой стороны, данный факт серьезно ограничивает направления развития и возможные перспективы, так как холдинг обязан преследовать цели определенные Правительством РФ. Однако, при этом компания в любом случае является слишком привлекательным объектом для инвестиций.

На данный момент стоимость компании по оценкам в соответствии с финансовой отечностью составляет примерно 4,7 трлн. рублей. Теоретически, если продать всего 10 % процентов акций, то можно получить сумму, примерно соответствующую инвестиционной программе, которая заложена руководством организации. На наш взгляд стоит рассмотреть вариант с использованием портфельных инвестиций. В этом случае контроль над организацией остается в руках правительства, но при этом появляется новый источник средств. Учитывая возможности компании, это может стать одним из первых шагов для развития и обновления. Дополнительные инвестиции могут не только положительно отразиться на финансовом состоянии компании, но и принести дополнительный положительный эффект в социальный аспект, как развитие транспортной системы и стимулирование изучения технологических новинок для дальнейшего научного развития компании и страны в целом. Компания в перспективе может стать технологической и развивать новые направления в транспортной сфере.

Литература:

  1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 05.02.2018)
  2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
  3. Официальны сайт ОАО «РЖД» — http://www.rzd.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): млрд, Российская Федерация, EBITDA, компания, показатель, собственный капитал, факт, чистая прибыль, государственная корпорация, государственное участие.


Похожие статьи

Инвестиционная деятельность в управлении предприятием ОАО «РЖД»

В статье рассмотрена характеристика инвестиционной деятельности в управлении предприятием железнодорожного комплекса России — ОАО «РЖД». Рассмотрены проблемы инвестиционной деятельности. Проанализирована роль инвестиций при стимулировании развития пр...

Оценка стоимости и доходности акций на примере ПАО «Роснефть»

В статье оценены потенциальные риски при инвестировании в акции, произведены расчеты стоимости и доходности акций ПАО «Роснефть».

Инструменты повышения стоимости бизнеса. Российский и зарубежный опыт

В статье рассматривается понятие «стоимость компании» и способы ее управления. Управление стоимостью компании является многогранным процессом. В ходе данного исследования были рассмотрены основные способы достижения повышения стоимости компании. Такж...

Инструменты финансирования авиакомпаний на примере ПАО «Аэрофлот»

В данной статье поднимается проблема выбора инструментов финансирования авиакомпаний и структуры их капитала. Рассматриваются инструменты финансирования ПАО «Аэрофлот» и проводится сравнительный анализ показателей доходности и финансовой устойчивости...

Метод рынка капитала при оценке стоимости телекоммуникационной компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты и практическое применение метода рынка капитала в рамках реализации сравнительного подхода при оценке стоимости телекоммуникационной компании ПАО «Ростелеком».

Анализ корпоративной социальной ответственности российских нефтегазовых компаний на примере ПАО «Газпром нефть»

В статье автор анализирует направления социальной политики российских компаний нефтегазовой сферы на примере ПАО «Газпромнефть».

Финансовые риски при обеспечении экономической безопасности предприятий

В статье рассматривается сущность понятия «риск» в контексте системы обеспечения экономической безопасности предприятия. А также представлены особенности управления финансовыми рисками на ПАО «Газпром».

Анализ публичного размещения акций в российских компаниях

В статье анализируется публичное размещение акций как источника получения финансовых ресурсов для компании, рассматривается российский опыт IPO, и оцениваются преимущества данного вида финансирования.

Анализ факторов внешней среды вертикально-интегрированной нефтяной компании (на примере ОАО «Роснефть»)

В статье рассмотрены основные факторы внешней среды, влияющие на деятельность вертикально-интегрированной нефтяной компании. Осуществлен корреляционный анализ факторов внешней среды крупнейшей российской вертикально-интегрированной нефтяной компании ...

Расчет средневзвешанной стоимости капитала компании «Ростелеком»

Существенным фактором, влияющим на решение о целесообразности вложения средств в инвестиционный проект, в частности, по выходу на новые рынки, является средневзвешенная стоимость капитала компании. В данной работе будет произведен расчёт и анализ это...

Похожие статьи

Инвестиционная деятельность в управлении предприятием ОАО «РЖД»

В статье рассмотрена характеристика инвестиционной деятельности в управлении предприятием железнодорожного комплекса России — ОАО «РЖД». Рассмотрены проблемы инвестиционной деятельности. Проанализирована роль инвестиций при стимулировании развития пр...

Оценка стоимости и доходности акций на примере ПАО «Роснефть»

В статье оценены потенциальные риски при инвестировании в акции, произведены расчеты стоимости и доходности акций ПАО «Роснефть».

Инструменты повышения стоимости бизнеса. Российский и зарубежный опыт

В статье рассматривается понятие «стоимость компании» и способы ее управления. Управление стоимостью компании является многогранным процессом. В ходе данного исследования были рассмотрены основные способы достижения повышения стоимости компании. Такж...

Инструменты финансирования авиакомпаний на примере ПАО «Аэрофлот»

В данной статье поднимается проблема выбора инструментов финансирования авиакомпаний и структуры их капитала. Рассматриваются инструменты финансирования ПАО «Аэрофлот» и проводится сравнительный анализ показателей доходности и финансовой устойчивости...

Метод рынка капитала при оценке стоимости телекоммуникационной компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты и практическое применение метода рынка капитала в рамках реализации сравнительного подхода при оценке стоимости телекоммуникационной компании ПАО «Ростелеком».

Анализ корпоративной социальной ответственности российских нефтегазовых компаний на примере ПАО «Газпром нефть»

В статье автор анализирует направления социальной политики российских компаний нефтегазовой сферы на примере ПАО «Газпромнефть».

Финансовые риски при обеспечении экономической безопасности предприятий

В статье рассматривается сущность понятия «риск» в контексте системы обеспечения экономической безопасности предприятия. А также представлены особенности управления финансовыми рисками на ПАО «Газпром».

Анализ публичного размещения акций в российских компаниях

В статье анализируется публичное размещение акций как источника получения финансовых ресурсов для компании, рассматривается российский опыт IPO, и оцениваются преимущества данного вида финансирования.

Анализ факторов внешней среды вертикально-интегрированной нефтяной компании (на примере ОАО «Роснефть»)

В статье рассмотрены основные факторы внешней среды, влияющие на деятельность вертикально-интегрированной нефтяной компании. Осуществлен корреляционный анализ факторов внешней среды крупнейшей российской вертикально-интегрированной нефтяной компании ...

Расчет средневзвешанной стоимости капитала компании «Ростелеком»

Существенным фактором, влияющим на решение о целесообразности вложения средств в инвестиционный проект, в частности, по выходу на новые рынки, является средневзвешенная стоимость капитала компании. В данной работе будет произведен расчёт и анализ это...

Задать вопрос