В статье рассматриваются теоретические аспекты и практическое применение метода рынка капитала в рамках реализации сравнительного подхода при оценке стоимости телекоммуникационной компании ПАО «Ростелеком».
Ключевые слова: корпоративные финансы, оценка стоимости бизнеса, метод рынка капитала, мультипликаторы, телекоммуникации, операторы сотовой связи
Как известно, в оценке стоимости бизнеса, так же, как и в оценке любых других объектов, используются несколько подходов — доходный, затратный и сравнительный. Метод рынка капитала, который относится к методологии сравнительного подхода, является одним распространенных способов оценки крупных компаний, и именно его применение будет рассмотрено в данной статье.
Сравнительный подход не является основным для оценки бизнеса и применяется лишь в определенных ситуациях. Он основывается на принципе замещения — в рамках данного подхода предполагается, что стоимость объекта оценки может быть определена с помощью сформированного финансового рынка, на котором объект может быть продан (при наличии такого рынка). В этом случае цена продажи бизнес-аналога может считаться наиболее вероятной величиной стоимости объекта оценки, которая фиксируется в рыночных условиях при проведении сделки. Пункт 10 ФСО № 8 регламентирует требования к применению сравнительного подхода при оценке стоимости бизнеса. [2]
Сравнительный подход используется в следующих ситуациях:
− необходимость быстрой упрощенной оценки;
− недостаток данных для доходного подхода (метод дисконтированных денежных потоков) или сложность прогнозирования деятельности компании;
− необходимость в альтернативном способе расчета в целях повышения объективности процесса оценки.
Помимо метода рынка капитала, сравнительный подход включает в себя метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.
Метод рынка капитала — в своей основе использует сравнение с реальными ценами, выплаченными за акции бизнес-аналогов на фондовом рынке. После применения корректировок величина стоимости объекта оценки может быть определена на основе данных сопоставимых аналогичных компаний. В данном методе используются фактические данные — необходимо наличие достоверной финансовой и рыночной информация об объекте оценки и о его компаниях-аналогах. С помощью метода рынка капитала определяется стоимость бизнеса на уровне неконтрольной доли акций (миноритарный пакет).
Необходимая информация для реализации метода может быть получена из следующих источников: www.akm.ru; www.rbc.ru; www.skrin.ru; ОАО «Московская биржа»; информационный бюллетень «Государственное имущество»; база данных СПАРК (Интерфакс) и прочие.
При подборе сопоставимых аналогов оценщик должен руководствоваться четкими критериями отбора, которые зависят от условий оценки, наличия сведений об объектах и используемых методов. Одним из важнейших критериев является отраслевое сходство — различные отрасли кардинально отличаются друг от друга по параметрам доходности, капиталоемкости, темпов роста, в связи с чем компании-аналоги должны принадлежать той же отрасли, что и объект оценки. Тем не менее, в этом случае также должны быть учтены многие факторы:
− уровень диверсификации производства;
− характер взаимозаменяемости производимой продукции;
− состав экономических факторов, оказывающих влияние.
− этап экономического развития компании.
Среди важнейших критериев отбора также выделяют сходство выпускаемой продукции, размер компании и перспективы её роста. Данные о размерах аналога могут подвергаться корректировкам в отличие от информации о сходстве продукции (если существуют различия по этому критерию). Критерий о размере включает в себя данные об объемах реализованной продукции, объемы прибыли, структура и количество филиалов и другие. При этом оценщик должен учитывать географическую диверсификацию, количественные скидки при закупке крупных объемов сырья, ценовые различия по аналогичным товарам.
Таблица 1
Перечень использованных при проведении оценки источников информации по аналогам
Данные для оценки |
Источник получения |
Финансовая отчетность ПАО «Мегафон» |
http://megafon.ru |
Финансовая отчетность ПАО МГТС |
http://mgts.ru |
Финансовая отчетность ПАО «МТС» |
http://mts.ru |
Финансовая отчетность ПАО «ВымпелКом» |
http://beeline.ru |
Финансовая отчетность ПАО «Ростелеком» |
http://rt.ru |
Котировки акций объекта оценки и аналогов |
http://moex.com |
Финансовый анализ объекта оценки и аналогов |
Расчеты автора |
Проведем оценку рыночной стоимости ПАО «Ростелеком» методом рынка капитала в рамках сравнительного подхода. Для реализации метода были подобраны компании-аналоги: ПАО «Мегафон», ПАО МГТС, ПАО «МТС». Также, была рассмотрена компания ПАО «Вымпелком» (бренд «Билайн»), однако, она является дочерней компанией зарубежного холдинга VEON Ltd. и её акции не обращаются на российском фондовом рынке.
В целях определения финансовых рисков и структуры капитала проводится финансовый анализ аналогичных компаний (на основе финансовых коэффициентов, средних арифметических и медианных значений, возможно применение рейтинговой оценки), позволяющий оценить:
− соотношение собственных и заемных средств;
− ликвидность и платежеспособность;
− кредитоспособность (привлечение заемных средств на выгодных условиях).
При оценке рисков также используется критерий качества менеджмента и фактор корпоративного управления, формируемые на основе косвенных данных: качество отчетности, возраст руководящего звена, его опыт, уровень образования, заработная плата.
К перечисленным критериям на усмотрение оценщика можно добавить критерии репутации компании, опыт сотрудников, характер конкуренции, дивидендная политика, балансовая стоимость компании. После предварительного анализа оценщик делает вывод о сопоставимости аналога с объектом оценки по определенному набору критериев и использует его для расчета мультипликаторов. Или, в обратном случае, при недостаточности сопоставимых качеств такой аналог исключается из процесса оценки.
Таблица 2
Структура балансовых показателей объекта оценки ианалогов по итогам 2018г. (млн руб.)
Организация-аналог |
Единицы измерения |
Всего активов |
Основные средства |
Оборотные активы |
Запасы |
Дебиторская задолженность |
Мегафон |
млн руб. |
582 062 |
177 674 |
88 519 |
962 |
28 789 |
% |
100 |
30,52 |
15,21 |
0,17 |
4,95 |
|
МТС |
млн руб. |
844 811 |
173 851 |
141 130 |
460 |
30 502 |
% |
100 |
20,58 |
16,71 |
0,05 |
3,61 |
|
МГТС |
млн руб. |
105 307 |
47 421 |
29 896 |
790 |
6 203 |
% |
100 |
45,03 |
28,39 |
0,75 |
5,89 |
|
Среднее |
% |
100 |
32,04 |
20,10 |
0,32 |
4,82 |
Медиана |
% |
100 |
30,52 |
16,71 |
0,17 |
4,95 |
Ростелеком |
млн руб. |
602 685 |
339 088 |
82 758 |
7 132 |
57 659 |
% |
100 |
56,26 |
13,73 |
1,18 |
9,57 |
Источник: megafon.ru, mts.ru, mgts.ru, rt.ru
Таблица 3
Структура балансовых показателей объекта оценки ианалогов по итогам 2018г. (продолжение, млн руб.)
Организация-аналог |
Единицы измерения |
Денежные средства |
Собственный капитал |
Всего обязательства |
Долгоср. обязательства |
Краткосрочные обязательства |
Мегафон |
млн.руб. |
24 863 |
146 885 |
435 177 |
328 911 |
106 266 |
% |
4,27 |
25,24 |
74,76 |
56,51 |
18,26 |
|
МТС |
млн.руб. |
69 147 |
107 428 |
737 383 |
556 107 |
181 276 |
% |
8,18 |
12,72 |
87,28 |
65,83 |
21,46 |
|
МГТС |
млн.руб. |
375 |
80 117 |
25 189 |
13 152 |
12 037 |
% |
0,36 |
76,08 |
23,92 |
12,49 |
11,43 |
|
Среднее |
% |
3,86 |
32,49 |
67,51 |
48,57 |
18,94 |
Медиана |
% |
3,44 |
20,58 |
79,42 |
57,99 |
19,86 |
Ростелеком |
млн.руб. |
11 329 |
247 452 |
355 234 |
211 407 |
143 827 |
% |
1,88 |
41,06 |
58,94 |
35,08 |
23,86 |
Источник: megafon.ru, mts.ru, mgts.ru, rt.ru
Как показал анализ структуры баланса и других показателей, наиболее близким аналогом ПАО «Ростелеком» является ПАО «Мегафон». Сходство компаний проявляется в следующих аспектах:
− сопоставимые величины активов;
− сопоставимые величины оборотных активов;
− близкая структура капитала компании;
− схожий уровень выручки;
− сопоставимый уровень чистой прибыли;
− более близкие значения коэффициентов автономии, рентабельности продаж и плеча финансового рычага, чем у других аналогов.
Таблица 4
Финансовые результаты объекта оценки ианалогов по итогам 2018г. (млн руб.)
Организация-аналог |
Выручка от продаж |
Прибыль от продаж |
Прибыль до налогообложения |
Налог на прибыль |
Чистая прибыль |
||||
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
млн руб. |
% |
|
Мегафон |
305 426 |
100 |
49 531 |
16,2 |
20 609 |
6,8 |
2 840 |
16 430 |
5,4 |
МТС |
331 236 |
100 |
94 258 |
28,5 |
20 302 |
6,1 |
12 369 |
9 160 |
2,8 |
МГТС |
38 722 |
100 |
10 084 |
26,0 |
22 539 |
58,2 |
3 640 |
19627 |
50,7 |
Среднее |
225 128 |
100 |
51 291 |
23,6 |
21 150 |
23,7 |
6 283 |
15 072 |
19,6 |
Медиана |
305 426 |
100 |
49 531 |
26,0 |
20 609 |
6,8 |
3 640 |
16 430 |
5,4 |
Ростелеком |
305 939 |
100 |
24 041 |
7,9 |
7 515 |
2,5 |
3 193 |
5 381 |
1,8 |
Источник: расчеты автора
Таблица 5
Финансовые коэффициенты объекта оценки ианалогов на конец 2018г.
Организация-аналог |
Коэф. текущей ликвид-ности |
Коэф. быстрой ликвидности |
Доля ОС ввалюте баланса |
Коэф. автономии |
Рент. продаж |
Плечо рычага |
Рент. СК |
Мегафон |
0,83 |
0,23 |
0,31 |
0,25 |
0,16 |
2,96 |
0,11 |
МТС |
0,78 |
0,38 |
0,21 |
0,13 |
0,28 |
6,86 |
0,09 |
МГТС |
2,48 |
0,03 |
0,45 |
0,76 |
0,26 |
0,31 |
0,24 |
Среднее |
1,37 |
0,22 |
0,32 |
0,38 |
0,24 |
3,38 |
0,15 |
Медиана |
0,83 |
0,23 |
0,31 |
0,25 |
0,26 |
2,96 |
0,11 |
Ростелеком |
0,58 |
0,08 |
0,56 |
0,41 |
0,08 |
1,63 |
0,02 |
Источник: расчеты автора
На основе полученных мультипликаторов был проведен расчет стоимости, где в качестве аналога был выбран ПАО «Мегафон».
Метод рынка капитала предполагает использование ценовых мультипликаторов — коэффициентов, показывающих отношение рыночной цены акции (P, рыночная капитализация компании) или стоимости всего инвестированного капитала (EV, полная стоимость компании) компании-аналога к какому-либо финансовому или нефинансовому показателю этого предприятия. [3, c. 590] Мультипликаторы классифицируются следующим образом:
− финансовые (доходные и балансовые) и натуральные;
− моментные и интервальные.
Знаменатель финансовых мультипликаторов состоит из показателей финансовой отчетности в стоимостном выражении. Доходные финансовые мультипликаторы содержат такие параметры, как прибыль, денежный поток, дивиденды, выручка от продаж и прочие. Балансовые мультипликаторы включают в себя стоимость активов, стоимость чистых активов и другие. Знаменатель же натуральных мультипликаторов состоит из количественных показателей хозяйственно-экономической деятельности компании в натуральных единицах.
Наиболее распространенными финансовыми доходными мультипликаторами являются:
− P/E (Рыночная цена акций/Чистая прибыль);
− P/S или EV/S (Рыночная цена акций/Выручка или Стоимость компании/Выручка);
− P/CF (Рыночная цена акций/Денежный поток);
− P/DIV (Рыночная цена акций/Дивиденды);
− EV/EBITDA (Стоимость компании/Прибыль до выплаты процентов, налогов и амортизации).
Величина стоимости всего инвестированного капитала или полная стоимость бизнеса (E/V) определяется по формуле:
Рыночная капитализация компании + Рыночная стоимость долгосрочных обязательств — Наиболее ликвидные активы (денежные средства и ликвидные ценные бумаги).
Наиболее распространенными финансовыми балансовыми мультипликаторами являются:
− EV/BV (также EV/B, EV/BVA) — «Стоимость компании/Балансовая стоимость активов»;
− P/BV (также P/B, P/BVE) — «Рыночная цена акций/Балансовая стоимость акционерного капитала» или «Рыночная цена акций/Балансовая стоимость чистых активов»;
− P/BE — «Рыночная цена акций/Стоимость внеоборотных активов»;
− Q (мультипликатор Q или Q Тобина) — «Рыночная цена акций/Стоимость замещения чистых активов».
При выборе тех или иных мультипликаторов оценщик обязан обосновывать их применение. Для получения объективного результата необходимо соблюдать следующие правила использования мультипликаторов:
- Используемые мультипликаторы должны быть сопоставимы в плане расчета числителя и знаменателя.
- В связи с влиянием конъюнктуры рынка расчет мультипликаторов должен быть произведен на один и тот же момент времени.
- Кроме отраслевого сходства, компании-аналоги должны иметь сходный потенциал рост и уровень риска.
Таблица 6
Расчет стоимости ПАО «Ростелеком» (млн руб.)
Организация-аналог |
Сред. цена акции, руб. |
Кол-во обыкн. акций, млн шт. |
Баланс. стоимость акции, руб. |
EPS*, руб. |
Выручка на акцию, руб. |
Мультипликаторы |
||
P/S |
P/E |
P/BV |
||||||
Мегафон |
647,8 |
620 |
236,91 |
26,50 |
492,62 |
1,32 |
24,45 |
2,73 |
МТС |
260,75 |
1 998,38 |
53,76 |
4,58 |
165,75 |
1,57 |
56,89 |
4,85 |
МГТС |
1780 |
79,71 |
1005,12 |
246,23 |
485,79 |
3,66 |
7,23 |
1,77 |
Среднее |
896,18 |
899,36 |
431,93 |
92,44 |
381,39 |
2,18 |
29,52 |
3,12 |
Медиана |
647,80 |
620,00 |
236,91 |
26,50 |
485,79 |
1,57 |
24,45 |
2,73 |
Ростелеком |
72,25 |
2574,91 |
96,10 |
2,09 |
118,82 |
0,61 |
34,57 |
0,75 |
Стоимость по мультипликаторам |
- |
- |
- |
- |
- |
402 311 |
131 549 |
676 621 |
Весовые коэффициенты |
- |
- |
- |
- |
- |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
Стоимость ПАО «Телеком» до поправок |
403 494 |
|||||||
Применение корректировок (премия за контроль — 31,87 %) |
532 087 |
|||||||
Поправка на недостаток/ избыток ЧОК |
-96 771 |
|||||||
Поправка на избыточные активы |
529 |
|||||||
Итоговая стоимость |
435 845 |
|||||||
*EPS — чистая прибыль на одну акцию.
Формирование итоговой величины стоимости включает в себя следующие этапы.
- Выбор величины мультипликатора и включение его в расчет. Это наиболее сложный момент, так как требуется четкое обоснование, которое будет отражено в дальнейшем в отчете. При согласовании мультипликаторов аналогов необходимо учитывать проблемы:
− сравнительной оценки мультипликаторов: должны быть исключены экстремальные значения мультипликаторов и рассчитаны их средние и медианные значения. Подобная процедура проводится и с финансовыми показателями, позволяющая определить близость аналогов;
− взаимосвязь фундаментальных переменных величин (риск, рост и потенциал роста для генерирования денежных потоков) объекта оценки и его рыночных цен акций. Возможно использование модели Гордона как ориентир получения стоимости на основе доходных финансовых мультипликаторов:
- Анализ полученного результата величины стоимости. Важно учитывать, что при применении метода рынка капитала определяется стоимость неконтрольной доли акции (миноритарный пакет), а при применении метода сделок определяется стоимость контрольной доли (мажоритарный пакет).
- Внесение итоговых поправок. К их числу относятся корректировки в случае наличия непроизводственных и нефункционирующих активов, при наличии недостатка чистого оборотного капитала и потребности в срочных капитальных вложений — данные величины должны быть вычтены.
При проведении оценки контрольного пакета акций и стоимости всего бизнеса необходимо применение премии за контроль. Премия за контроль представляет собой стоимостное выражение преимущества, связанного с владением контрольной доли в бизнесе.
По данным исследования величин премий за контроль, проведенного Федотовой М. А. и Евстафьевой Е. М. в статье «Премия за контроль и скидка за размер пакета: практическое применение отечественной статистики», средний уровень премии за контроль в российской практике колеблется в интервале 30–60 %.
Также, согласно результатам исследования, среднее арифметическое значение премии за контроль при сделках с пакетами (доля свыше 50 %) составляет 63,04 %; среднее медианное значение соответственно составляет 31,87 %. Результаты исследования Федотовой М. А. и Евстафьевой Е. М. приведены в таблице ниже.
Среднее арифметическое значение премии за контроль с пакетами свыше 50 % (63,04 %) выходит за интервалы 30–60 % и не применяется.
Таблица 7
Результаты исследования ФедотовойМ.А. иЕвстафьевойЕ.М. величин премий за контроль по данным отечественного рынка
Размер пакета |
Значения премии за контроль |
Значения премии за контроль (для сделок спремиями от 0% до 100%) |
||
Среднее |
Медианное |
Среднее |
Медианное |
|
Все |
29,00 % |
14,84 % |
19,05 % |
14,18 % |
Сделки с пакетами свыше 50 % |
63,04 % |
31,87 % |
30,69 % |
23,82 % |
Сделки с пакетами свыше 25 % |
59,13 % |
30,76 % |
31,56 % |
25,18 % |
На основании этого в качестве премии за контроль оценщиком применяется среднее медианное значение в размере 31,87 %.
В рамках сравнительного подхода стоимость ПАО «Ростелеком» составила 435 844 508 000 рублей.
Результаты сравнительного подхода и метода рынка капитала в частности являются лишь частью комплексной оценки стоимости бизнеса. Для получения итоговой рыночной стоимости компании необходимо согласование полученных данных с результатами доходного и затратного подхода, если возможно их применение.
Литература:
- Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018 г.)
- Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 г. № 326 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка бизнеса» (ФСО № 8)».
- Косорукова И. В. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса / И. В. Косорукова, С. А. Секачев, М. А. Шуклина; под ред. И. В. Косоруковой. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016. — 904 с. (Университетская серия)
- Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
- Федотова М. А., Евстафьева Е. М. Премия за контроль и скидка за размер пакета: практическое применение отечественной статистики / «Оценочная деятельность» № 1, 2008 г. — с. 67–71.