Некоторые вопросы изложения ритмо-синтаксических закономерностей узбекской речевой интонации в вокальной музыке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 19.06.2018

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Махмудова, С. М. Некоторые вопросы изложения ритмо-синтаксических закономерностей узбекской речевой интонации в вокальной музыке / С. М. Махмудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51317/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: ритм, интонация, сингама, паузы, темп.

Во многих исследованиях, посвященных лексике и музыкальному языку, основное внимание уделяется сравнительному анализу речи и музыкальной интонации, а точнее-выявлению их общих и отличительных черт. Можно выделить и ряд работ, в которых освещаются особенности узбекской речевой интонации. Интонация-это сложное явление, характеризующееся набором определенных фонетических средств и их постоянными элементами, которые связаны с языком и речью. Национальные особенности интонирования, закономерности временной организации (ритмическое строение, акцентировка, темп, паузирование) влияют и находят непосредственное отражение в строении узбекской вокальной мелодии.

Ритм играет важную роль при рассмотрении речевой и музыкальной интонации, поскольку находит непосредственное отражение в воспроизведении слова и музыки, их течении во времени, распределении и взаимодействии коротких и длинных звуков, акцентов, цезур, пауз, темпа и в целом отражается на особенностях синтаксиса.

Следует отметить, что закономерности словесной ритмической организации, которые зависят от деления речи на синтаксические единицы накладывают свой отпечаток и оказывают сильное влияние на формирование музыкального ритма синтаксиса. Так, если интонация произнесения слова отличается свободой и разнообразием, то ритм речи напрямую влияет на музыкальном ритме и синтаксис, что можно непосредственно заметить при анализе. Ямбическая направленность узбекской речи часто приводит к формированию однотипных ритмических структур. При пропевании каждого слога в музыке, музыкальный ритм следует за ритмом речевым, что приводит к созданию впечатления однообразия и нивелировки национального характера и самобытности. На наш взгляд, исходя из особенностей узбекской синтагматики композиторы не учитывают параметры встречного ритма.

Во взаимодействии слова и музыкальной интонации важно точность речи и музыки. Акцент в узбекском языке — это прежде всего явление экспираторное, т. е. выраженное через воздушный поток. Анализируя лексическую структуру современного узбекского языка, можно заметить, что большая часть акцентов падает на последний слог слова. Однако, важно, чтобы акцент в речи и музыке соответствовали и гармонично соотносились с речевой и музыкальной интонациями. Но следует отметить, что в народных песнях несовпадение акцентов слова и музыки широко распространено и этому есть конкретные объективные причины. Например, в музыкальной практике есть немало образцов, когда композитор, желая достигнуть определенного художественного эффекта выделяют акцентом не главное смысловое слово или ударный слог. Заметим, что соответствие построения вокальной линии структуре теста представляется важным, ибо способствует точной передаче выражаемого смысла произведения. Синтагматика позволяет быстро и точно разделить сочетающиеся между собой интонационные составляющие единицы, такие как акцент, пауза, слово или фраза, а также повышение или понижение голоса.

Синтагма, таким образом, является одной из основополагающих единиц, одним из ключевых средств, которое помогает нам понять смысл и содержание выражаемого слова в данном контексте.

В большинстве случаев композиторы концентрируют свое внимание на логической последовательности комбинации синтагм, и одновременно стараются подчеркнуть все слова в синтагме. В подобной ситуации композиторы не учитывают наличие одного синтагматического акцента в данном последовательности единиц в синтагме, который призван выделить эту единицу как определяющий смысловой элемент содержания.

Перейдем к такому важному элементу в строение речи как пауза. Итак, наша речь не является неделимым потоком. Она всегда связана с временной остановкой звучания, вызываемыми разными причинами, например, чтобы выделить важные слова. Подобные временные перерывы в звучании речи обычно отмечаются знаком паузы. В ритмической организации речи паузы играют особую роль в подчеркивании ключевых слов, разделении двух синтаксических единиц и эмоциональном выражении. В лингвистике пауза членит синтагмы внутри фразы, отделяя их друг от друга. Таким образом, пауза является главным признакам синтагмы. Появление паузы связано с мелодической интонацией, но также обусловлено и другими важными причинами. Одна из них- мелодические и динамические повороты, подъемы, которые осуществляются до перерыва в звучании.

Отметим также, что иногда пауза бывает связана с темпом речи: чем быстрее будет темп, тем короче будет продолжительность паузы. Паузы обычно находятся на границе синтагм и играют большую роль в логическом распределении материала в музыкальном произведении в целом или в какой-либо его части. Например, в вопросительных интонациях паузы появляются на границе синтагм. До её появления темп наращивается и достигает своего пика, что подчеркивается и синтагматическим акцентом на этом же временном участке.

Как уже было отмечено выше, паузы соотносятся с темпом. Темп-это временная категория. Любое событие в мире протекает во времени. Например, даже при произнесении звука проходит определенный промежуток времени. Таким образом, темп является одним из важных элементов речевой интонации. Согласно проводимых исследованиям, человек способен воспринимать разнообразные голоса, различать их градацию: темп даёт возможность выделить значимые слова от слов, не несущих смысловую нагрузку.

Как мы видим, значение пауз в строении речи очень велико и помогает в выражении определенных эмоций как правило, такие паузы называются «эмотивными».

Обратимся к примерам. В романсе Мутала Бурханова «Ишқида» функцию паузы перед словом “ишқида” выполняет точка, стоящая у ноты. То же самое можно наблюдать в поэме “Санъатим”, где функцию паузы выполняют две точки. Рустам Абдуллаев в романсе “Англаш” применяет паузы, выделяя основное слово в синтагме. Подобный приём использован и в балладе “Шоир орзуси”.

Наши наблюдения показали, что вокальная музыка должна четко и ясно раскрывать смысл текста, передовать эмоции, чувства и характер выражаемого, в результате чего можно говорить о достижении гармонического сочетания текста и музыки, поэтического ритма и ритма мелодического движения, звуковой линии и синтаксиса. Иными словами, текст и музыка должны быть гармонично сочетаться согласованы или совместимы. Поэтому композиторам необходимо обращать большое внимание строению речи, синтаксису, мелодической и ритмической пульсации.

В этой связи как на образец можно опираться на достижения мировой классической вокальной музыки, в которых практически не используют разнообразные выразительные возможности из сокровищицы национального наследия.

Фонетические особенности произнесения в узбекском языке, зависящие от его национального своеобразия, которые можно наблюдать в различных образцах народных песен очевидны. Они сложились в свою уникальную систему. В них гармония музыкальной композиции сочетается с её яркостью, чувственностью, а также выразительными возможностями национальной (вокализации) интонации.

Исходя из вышеизложенного, резюмируем композиторы Узбекистана создают своеобразные, интересные, яркие в национальном отношении произведения. Поиски наших композиторов не останутся незамеченными и приведут к ещё более значительным результатам, а также будут способствовать поднятию на качественно новый уровень развития национальной узбекской музыки в целом.

Литература:

  1. Анализ Вокальных произведений / под.ред.О. П. Коловкого.-Л.: Музыка, 1988.
  2. Асафьев Б. В. Речевая интонация.-М.-Л.: Музыка, 1969.
  3. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово.- М.: Музыка., 1972.-ч.1.
  4. Васина Гроссман В. Музыка и поэтическое слово.- М.: Музыка.,1978-ч2–3.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная интонация, пауза, слово, строение речи, темп, вокальная музыка, музыкальный ритм, непосредственное отражение, синтагматический акцент, узбекский язык.


Ключевые слова

интонация, темп, ритм, сингама, паузы

Похожие статьи

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи...

Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно

Ритм регулирует длительность (это продолжительность звука), темп (это звучание звука), акцент (это усиление звука) и т. д. Это все, что необходимо для...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Музыкальное чувство ритма способствует естественной и постоянной адаптации и

Игра в детском оркестре помогает и в формировании вокально-певческой культуры воспитанников.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство...

Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении...

С другой стороны, речь и музыка имеют почти одинаковые параметры: интонацию, паузы, ударение, темп, фразовое строение, высоту тона. Данное сходство можно объяснить тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление — звук.

Формирование речевой активности у воспитанников после...

Кроме того, именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных, движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи. В чем уникальность музыки для особенных детей...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

При опросе, проведенном непосредственно после опыта, испытуемые отмечали, что энергичная музыка, исполняемая в быстром темпе

Причем такое непроизвольное двигательное усвоение музыкального ритма и темпа доставляет им удовольствие, а несогласованность ритма и...

Использование «орфовских инструментов» в работе с детьми...

Ключевые слова: орфовские инструменты, нарушение речи, совместная работа музыкального руководителя и учителя- логопеда

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом.

Фонетические средства как часть социокультурного портрета...

Таким образом, проанализировав фонетические особенности речи королевы Елизаветы II мы можем заключить, что ее язык и акцент соответствует

Кроме того, мы проанализировали речь Элизы Дулиттл, главной героини музыкального

Все это нашло отражение в речи персонажа.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

— Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.

— Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений

Музыкально — ритмическое направление: — Слушание музыки

Похожие статьи

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи...

Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.

Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно

Ритм регулирует длительность (это продолжительность звука), темп (это звучание звука), акцент (это усиление звука) и т. д. Это все, что необходимо для...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры...

Музыкальное чувство ритма способствует естественной и постоянной адаптации и

Игра в детском оркестре помогает и в формировании вокально-певческой культуры воспитанников.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, физическое воспитание, темп, ритм, чувство...

Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении...

С другой стороны, речь и музыка имеют почти одинаковые параметры: интонацию, паузы, ударение, темп, фразовое строение, высоту тона. Данное сходство можно объяснить тем, что в первооснове речи и музыки лежит одно и то же физическое явление — звук.

Формирование речевой активности у воспитанников после...

Кроме того, именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных, движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи. В чем уникальность музыки для особенных детей...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

При опросе, проведенном непосредственно после опыта, испытуемые отмечали, что энергичная музыка, исполняемая в быстром темпе

Причем такое непроизвольное двигательное усвоение музыкального ритма и темпа доставляет им удовольствие, а несогласованность ритма и...

Использование «орфовских инструментов» в работе с детьми...

Ключевые слова: орфовские инструменты, нарушение речи, совместная работа музыкального руководителя и учителя- логопеда

Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом.

Фонетические средства как часть социокультурного портрета...

Таким образом, проанализировав фонетические особенности речи королевы Елизаветы II мы можем заключить, что ее язык и акцент соответствует

Кроме того, мы проанализировали речь Элизы Дулиттл, главной героини музыкального

Все это нашло отражение в речи персонажа.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

— Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.

— Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений

Музыкально — ритмическое направление: — Слушание музыки

Задать вопрос