Библиографическое описание:

Савина Е. А. Формирование речевой активности у воспитанников после кохлеарной имплантации посредством музыки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 107-110.



− Ваня, скажи, что мы сейчас делали? Что мы слушали?

− Музыку! — громко заявляет Ваня.

− Да, мы слушали музыку. А какая она была?

− Музыка была... красивая! — жизнерадостно отвечал мне 5-летний малыш.

Да, она была красивая. Музыка вообще очень разная. Громкая, тихая, веселая, грустная, романтичная, злая, интересная, необычная... Но самое главное, что она была. Она была в голове у маленького Вани, который полгода назад перенес операцию по кохлеарному имплантированию и в данный момент проходил послеоперационную реабилитацию. И она не просто была. Она была красивая.

Описанная выше коммуникация — это общение двух людей, в процессе которого происходит обмен информацией познавательного или оценочного характера с помощью речи.

Как известно, речевая деятельность — это могучий фактор психического развития человека. Под ее влиянием формируется сознание, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля, эмоции, характер. Речь выполняет функцию коммуникации посредством языка.

Язык — система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Л. С. Выготский отмечал, что слушание является основным элементом в цепи коммуникации. Если слуховое восприятие в норме, то образование и функционирование речи не составляет никаких проблем. Наоборот, если восприятие дефицитарно — речь не развивается, т. к. эмиссия деформирована.

При отсутствии слуха речь затухает на фазе гуления и без специального обучения не развивается. Ребенок не осознает, что он может воспроизвести звук и услышать его, ощутить звучание предметов в пространстве.

В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантат обеспечивает восстановление порогов слухового восприятия до 30–40 дц, улучшает восприятие окружающих звуков, но, вместе с тем, не дает возможности автоматически понимать речь и разговаривать — для этого детям после кохлеарной имплантации необходима длительная реабилитация.

Коррекционная работа строится с учетом уровня слухоречевого развития и индивидуальных особенностей ребенка.

На начальном этапе реабилитации наблюдаются:

− дисгармония моторного развития: ребенок плохо бегает и лазает;

− тенденция остановки на достигнутом моторном уровне: не могут быстро изменить свою активность (бег-остановка, ходьба-бег, бег-ходьба, ходьба-остановка);

− плохая адаптация в звучащем пространстве: локализация, характер звучания, воспроизведение ритма;

− плохая имитация движений тела и артикуляции;

− плохая организация и заполнение пространства;

− слабое выражение эмоций и средств невербальной коммуникации;

− слабое движение в группе и с партнером (синхронность).

Включение детей с нарушением слуха в специально организованное музыкально-танцевально-игровое действие помогает им преодолеть дефицит речевого и моторного развития.

Такое полноценное погружение в музыкальную среду происходит на музыкально-ритмических занятиях в специализированных образовательных учреждениях.

Музыкально-ритмические занятия — форма музыкальной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей с нарушениями слуха средствами музыкального искусства.

На таких занятиях происходит сконцентрированная слухо-речевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами, в отличии от естественной, непроизвольной, дома с родителями или на улице, и это позволяет быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных условиях.

И главная задача таких занятий и для таких детей — развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными компонентами.

Чему они способствуют? Во-первых, развитию эмоционально-волевой сферы детей, совершенствованию их двигательной сферы.

Музыка для любого человека является неким возбудителем собственных чувств, предметом самовыражения, стимулятором двигательной активности. А для особенных детей, в данном случае, с проблемами слуха, музыка выступает механизмом развития их слухового восприятия благодаря связи с движением, ритмом. Хотя кохлеарный имплантат несколько изменяет воспроизводимую мелодию, ее ритмические характеристики он передает точно.

Во-вторых, музыка способствует расширению познавательных интересов, автоматизации произносительных навыков детей.

Одним из ее основных направлений является развитие тактильно-вибрационного чувства и остаточного слуха, которые в свою очередь способствуют становлению речи, значение которой для развития ребенка неоспоримо. Кроме того, именно музыкальная практика положительно влияет на формирование правильных, ритмичных, движений, координации, на вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационную структура речи.

В чем уникальность музыки для особенных детей, в отличие от обычной речи?

Музыка, или неречевое звучание, обладает большей интенсивностью и мощностью, разнообразно по своей частотной характеристике. За счёт целенаправленного вслушивания улучшается острота слуха. Происходит расширение частотного и динамического диапазона слухового восприятия. У детей совершенствуются способности дифференцированного восприятия источников звучания и его направления. Благодаря этому на музыкальных занятиях проводится работа по выработке у детей умения различать ритм (длинные и короткие звуки), метр (сильные и слабые), штрих (слитные и прерывистые). Неречевые звучания обогащают представления о мире звуков, развивают музыкальную память, совершенствуют слухо-мышечную чувствительность за счёт выполнения музыкально-ритмических упражнений, учат определять характер музыки и других звучаний.

Рассмотрим основные направления коррекционной музыкальной деятельности для детей после кохлеарной имплантации.

Первым направлением является развитие слухового восприятия.

Цель процесса — формирование всех центральных слуховых механизмов, обеспечивающих возможность воспринимать окружающие звуки и устную речь. Это такие механизмы, как:

− обнаружение звука (есть/нет) и локализация источника звука в пространстве;

− различение 2 звуков (одинаковый/разный);

− оценка разных качеств звуков (громкий/тихий, одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и т. д.);

− опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов в ситуации ограниченного выбора;

− опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз) при открытом выборе.

Второе направлениесвязь музыкально-ритмических занятий с произношением — прослеживается по таким разделам работы, как развитие речевого дыхания, голоса, отработка произношения звуков речи и их сочетаний в словах, фразах, работа над слитностью речи, воспроизведение речевого материала в заданном темпе и ритме, умение изменять силу и высоту голоса, сохранять тембр голоса без грубых его отклонений, выражать в речи интонацию и логическое ударение.

Речевой материал проговаривается в сочетании с движениями, т. е. соединяет работу речедвигательного анализатора с общей моторикой тела. Весь речевой материал используется как для автоматизации и коррекции произношения, для развития выразительности речи, так и для развития слухового восприятия.

Третьим направлением музыкально-ритмического занятия является развитие двигательных навыков, макромоторики тела. В систему упражнений входят движения всего тела и его отдельных частей (рис. 1). Характер этих движений разный: плавный, отрывистый, медленный, быстрый. Движения могут проводиться без музыки и с музыкальным сопровождением, а также без речи и с речью. Большое внимание уделяется системе контрастного воспроизведения, когда за одно танцевальное упражнение музыка меняется по характеру и звучанию и требует активной смены моторики тела от детей.

C:\Users\admin\Desktop\Савина Е.А\IMG_1178.PNG

Рис. 1. Упражнение «Капельки и Лучики»

Для грамотной и максимально эффективной работы на музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с дефектологом и воспитателем. Музыкальный руководитель подбирает музыкально- дидактические игры и упражнения, наглядный материал; дефектолог подбирает и отрабатывает речевой материал, а воспитатель в свободное время закрепляет полученные знания. Весь материал подбирается в соответствии с возрастными, моторными, слуховыми и речевыми особенностями ребенка и дается с постепенным усложнением.

В доступной и интересной форме строится работа по развитию у детей речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формируются умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы. Также отрабатываются навыки правильного воспроизведения звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словосочетаниях, словах, фразах; навыки различения и воспроизведения различных ритмов, речевого материала в заданном темпе; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

Игра на музыкальных инструментах — это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.

C:\Users\admin\Desktop\Савина Е.А\IMG_1179-1.PNG

Рис. 2. Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?»

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание (рис. 2).

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Артикуляционные, мимические и голосовые упражнения отрабатываются в ходе музыкальных игр и упражнений. В коррекционной работе над произносительными навыками чаще используется музыкальный ритм, приближенный к ритму нормальной разговорной речи. На музыкальных занятиях мы применяются игры с иррациональной считалкой.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия. В процессе музыкально-ритмических движений у детей регулируется процесс возбуждения и торможения, постепенно формируется координация движений, их переключаемость и точность. Они приобретают умение передвигаться и ориентироваться в пространстве.

Все движения, отобранные для проведения музыкальных занятий, рассматриваются как стимулирующие формирование и закрепление произносительных навыков. При этом мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и их слуховое восприятие. Это позволяет детям проявить себя в творческих заданиях: инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрывание по ролям сказок, речевые считалки.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Музыкальное искусство играет особую роль в непосредственной образовательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, активно помогает решать задачи не только нравственно-эстетического воспитания, что не маловажно, но и позволяет скорректировать и компенсировать индивидуальные особенности развития, стимулирует слуховое восприятие, память, крупную и мелкую моторику и, как следствие, речь. Поэтому именно музыка является незаменимым средством в коррекционно-направленной деятельности современного педагога.

Литература:

1. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. — Москва: ACADEMIA, 2002 г.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — Москва: Просвещение, 2003 г.

3. Зонтова О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. –– СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007 г.

Основные термины (генерируются автоматически): слухового восприятия, развитие слухового восприятия, слуховое восприятие, кохлеарной имплантации, музыкальных инструментах, слитностью речи, музыкальных занятиях, особенных детей, порогов слухового восприятия, развития слухового восприятия, диапазона слухового восприятия, произношения звуков речи, развития выразительности речи, речевой материал, эстетические чувства, заданном темпе, высоту голоса, ритмико-интонационную структура речи, произносительных навыков детей, функционирование речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос