В последние годы интенсивность эмоционально-стрессовых нагрузок в ОВД, особенно среди участников событий в Северо-Кавказском регионе, достигла предельных значений. Этому способствовало закрепление функций по выполнению несвойственных ранее правоохранительным органам служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе.
Условия, в которых протекает служба сотрудников милиции в служебных командировках в Северо-Кавказском регионе, характеризуется повышенной вероятностью возникновения экстремальных ситуаций. Экстремальная ситуация – это жизненная ситуация, характеризующаяся индивидуальной и относительной неразрешимостью, предъявляющая к адаптационным резервам личности повышенные требования и приводящая к развитию процессов психической дезадаптации [4].
Исследуя экстремальные ситуации, а тем более, оказывая психологическую помощь человеку, пережившему экстремальную ситуацию, следует рассматривать их в единстве объективного и субъективного аспекта. Если говорить об объективном аспекте, то это уровень объективной сложности ситуации и специфика травмирующего события. Если об аспекте субъективном, внутреннем – то это особенности личности, особенности ее системы отношений к себе, другим людям и окружающему миру [2].
В рамках данного направления проблема роли системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям профессиональной деятельности на сегодняшний день является одной из самых сложных и малоизученных в психологии [Александровский Ю.А., 1991; Линдеман Э., 1993; Китаев-Смык Л. А., 1983; Осухова Н.Г., 1999; Пуховский Н.Н., 2002 и др.].
Наиболее полно и разносторонне определение понятия «отношения» дается В.Н. Мясищевым [1995]: отношение – сознательная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, выражающаяся в действиях, реакциях, переживаниях [3].
В.Н. Мясищев [1960] характеризует личность прежде всего как систему отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность – ее отношение к людям, являющееся одновременно взаимоотношениями. В.Н. Мясищев [1960] подчеркивает, что отношения (к себе, к другому, к миру), приобретая устойчивость, становятся характерными для личности (то есть становятся чертами характера) и проявляются в типичных для личности способах выражения этих отношений [3].
Отношения определяют действия, реакции и переживания человека, они являются движущей силой личности. Характеризуя личность, обычно говорят о её направленности. По В.Н. Мясищеву [1960], в сущности, речь идет о доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, эффективности в отношении к тем или иным объектам. В системе отношений человека имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определенную роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества [1].
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения отношения, данного В.Н. Мясищевым [1995] и рассматривать личность как систему отношений. Под системой отношений мы будем понимать отношение человека к самому себе, отношение человека к другим людям и отношение человека к миру.
Главной характеристикой экстремальной ситуации является ее патогенность для личности, зависящая как от остроты, длительности, повторяемости, неожиданности экстремальной ситуации, так и от уязвимости личности к конкретной экстремальной ситуации. Характер поведения, степень адаптации к экстремальной ситуации зависит от ее значимости для личности, а также от психологической структуры личности — отношения человека к себе, степени уверенности в своих силах, отношения к другим людям, к миру в целом, отношения человека к трудностям в работе, к успеху и неудаче, направленности личности, соотношения притязаний и возможностей [4].
В связи с возросшим количеством выездов сотрудников милиции в служебные командировки в Северо-Кавказский регион в зону военных действий, актуальной задачей психологов на сегодняшний день является обеспечение оптимальной социально-психологической адаптации сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности. Необходимо осуществление психологической подготовки сотрудников милиции перед отправкой в зону экстремальных ситуаций. К сожалению это не всегда возможно. Поэтому первостепенное значение приобретает организация психореабилитационных мероприятий с сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности, после приезда из служебной командировки.
Целью нашего исследования было показать роль системы отношений личности в процессе социально-психологической адаптации сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации в профессиональной деятельности. Изучить особенности поведения в экстремальных ситуациях в зависимости от системы отношений личности. Обеспечить оптимальную социально-психологическую адаптацию сотрудников милиции к условиям мирной жизни путем психокоррекционной работы, направленной на реконструкцию и гармонизацию системы отношений личности. Проследить, как в ходе психокоррекции трансформируется система отношений личности и какие преобразования происходят при этом в уровне социально-психологической адаптации и дезадаптивных процессах.
Объектом исследования стали сотрудники милиции, пережившие экстремальные ситуации профессиональной деятельности, проходя службу в Северо-Кавказском регионе, в Чеченской республике. Исследование проводилось на базе УВД г. Шахты, п. Каменоломни Ростовской области. Всего выборку составили 136 мужчин в возрасте от 23 до 38 лет.
В результате исследования системы отношений сотрудников милиции, перед отъездом в служебную командировку, было выделено 4 группы испытуемых характеризующихся различными особенностями системы отношений:
1) Сотрудники милиции с гармоничной системой отношений: позитивно относящиеся к себе, к другим людям и окружающему миру – 45 человек (33%).
2) Сотрудники милиции с нарушенной системой отношений: позитивно относящиеся к себе, но негативно относящиеся к другим людям, враждебные по отношению к окружающему миру – 59 человек (43,3%).
3) Сотрудники милиции с нарушенной системой отношений: неуверенные в себе с заниженным чувством самопринятия, но имеющие позитивную доверительную установку по отношению к другим людям и окружающему миру – 8 человек (5,8%).
4) Сотрудники милиции с нарушенной системой отношений: неуверенные в себе, не доверяющие другим людям и окружающему миру – 24 человека (17,64%).
Только для 33% сотрудников милиции характерна гармоничная система отношений, выражающаяся в позитивном отношении к себе, к другим людям и окружающему миру.
Рассматривая изменения в системе отношений сотрудников милиции после приезда из служебной командировки, можно сказать о значительном влияние экстремальной ситуации на отрицательную динамику отношения к себе, другим людям и окружающему миру. У сотрудников милиции уверенных в себе, но не доверяющих другим людям чувство «За» собственное Я достигает максимальных значений за счет высокого уровня аутосимпатии и самоинтереса, самоуверенности и саморуководства. Для сотрудников милиции неуверенных в себе, но доверяющих другим людям к снижению интегрального самоотношения приводит неспособность к саморуководству и повышенная склонность к самообвинению. Для сотрудников милиции не достаточно уверенных в себе и не доверяющих другим людям к снижению интегрального самоотношения приводит низкое самопринятие и самопонимание.
После приезда из служебной командировки у сотрудников милиции с нарушенной системой усилилось негативное отношение к другим людям, выражающееся в снижение потребности в совместной деятельности, преобладании отрицательных эмоций в отношении к другим людям, не проявлении интереса к личностной сфере человека, его переживаниям, чувствам, большей оценке качеств, а не поступков человека. Повысилась социальная фрустрированность и неудовлетворенность отношениями в различных социальных сферах. Произошло значительное снижение уровня личностного адаптивного потенциала, нервно-психической устойчивости и коммуникативных способностей, особенно у сотрудников милиции неуверенных в себе, не доверяющих другим людям и окружающему миру.
Особенности системы отношений сотрудников милиции влияют на индивидуальный стиль саморегуляции поведения в экстремальной ситуации. Выявлено значительное влияние положительного отношения к себе на выраженность процессов планирования, моделирования, самостоятельности. Принятие Других людей влияет на выраженность процессов программирования и гибкость регуляторных процессов. В целом, уровень саморегуляции деятельности сотрудников милиции с нарушенной системой отношений снижен. Наиболее низкие показатели наблюдаются у сотрудников милиции неуверенных в себе, но доверяющих другим людям.
Можно говорить о наличии как сильных, так и слабых сторон индивидуального стиля саморегуляции поведения, наличии взаимокомпенсаторных взаимосвязей между регуляторными особенностями сотрудников милиции в выделенных группах. Чем более дисгармонична система отношений личности сотрудников милиции, тем более выражены слабые стороны индивидуального стиля саморегуляции поведения, ослаблены взаимокомпенсаторные взаимосвязи между регуляторными особенностями.
Для сотрудников милиции с нарушенной системой отношений характерно снижение эффективности совладающего поведения за счет преобладания в репертуаре непродуктивных копинг стратегий совладания со стрессом. Большинство сотрудников милиции с нарушенной системой отношений используют стратегию компенсации. Сотрудники милиции, уверенные в себе, но не доверяющие другим людям преимущественно используют стратегии протест и установление собственной ценности; сотрудники милиции неуверенные в себе, но доверяющие другим людям преимущественно используют стратегии растерянность и пассивная кооперация; сотрудники милиции недостаточно уверенные в себе и не доверяющие другим людям преимущественно используют стратегии агрессивность, отступление, установка собственной ценности, игнорирование. Именно непродуктивные стратегии совладания со стрессом нарушают адаптацию сотрудников милиции к экстремальным условиям профессиональной деятельности.
Для сотрудников милиции с нарушенной системой отношений, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности, характерно снижение уровня социально-психологической адаптации, актуализация процессов дезадаптации. Чем более снижено интегральное самоотношение, понимание и принятие других людей тем интенсивнее выражены процессы дезадаптации. Значима связь между уровнем социально-психологической адаптации и социальной фрустрированностью, свидетельствующей о нарушении социальных отношений с миром. У сотрудников милиции позитивно относящихся к себе, но негативно относящихся к другим людям, враждебных по отношению к окружающему миру, психосоматические расстройства проявляются в значительном ухудшении общего самочувствия, расстройствах сердечно-сосудистой деятельности, повышение возбудимости; невротические - в аффективной неустойчивости, агрессивности. Наиболее сильно выражены дезадаптивные процессы у сотрудников милиции, неуверенных в себе с заниженным чувством самопринятия, но имеющих позитивную доверительную установку по отношению к другим людям и окружающему миру и у сотрудников милиции недостаточно уверенных в себе и не доверяющих другим людям и окружающему миру. Для них характерно снижение работоспособности, психическая истощаемость, ухудшение общего самочувствия, расстройства сердечно-сосудистой деятельности, расстройства в сфере пищеварения, аффективная неустойчивость, невротический «сверхконтроль» поведения, интровертированная направленность личности. Максимальных значений достигает склонность к химической зависимости. Сотрудники милиции используют алкоголь, табак для снятия тревоги, напряжения, расслабления, для повышения самооценки.
Для сотрудников милиции с нарушенной системой отношений, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности, характерно значительное ухудшение психического состояния. Наиболее выражена неустойчивость эмоционального тона, неудовлетворенность жизнью, снижение жизненного тонуса, понижение настроения.
Характеристика особенностей дезадаптивных процессов у сотрудников милиции с нарушенной системой отношений приводит к выводу о необходимости оказания им психологической помощи после приезда из служебной командировки. Психокоррекционная работа с сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности, была направлена на реконструкцию и гармонизацию системы отношений личности. Психокоррекционный курс - строился по принципу комбинирования групповых и индивидуальных занятий, причем групповая коррекция проводилась согласно модели групповой психогенной психотерапии по В.Н. Мясищеву [1973], а индивидуальные консультации базировались на принципах клиент-центрированного консультирования, согласно К.Роджерсу [1994].
Можно говорить о значительной реконструкции и гармонизации системы отношений сотрудников милиции, прошедших курс психокоррекции: они стали более уверенны в себе, больше понимать и принимать себя, стали более позитивно относится к другим людям, увеличилась доля положительных эмоций в оценке поступков и качеств других людей. Снизилась социальная фрустрированность, что говорит о большей удовлетворенности сотрудников милиции своим социальным положение, отношениями в социуме, своим образом жизни в целом. Реконструкция системы отношений в процессе психокоррекции позитивно отразилась на психическом здоровье сотрудников милиции, способствовала повышению эмоциональной комфортности и уровня социально-психологической адаптации, снижению дезадаптивных процессов, улучшению психического состояния.
У сотрудников милиции контрольной группы наблюдается отрицательная динамика в системе отношений и усиление процессов дезадаптации за исключением сотрудников позитивно относящихся к себе, но негативно относящихся к другим людям. Среди остальных групп с нарушенной системой отношений, они самые адаптивные. В этой группе наблюдалась положительная динамика системы отношений и уровня социально-психологической адаптации. Смена экстремальной обстановки на обыденную способствовала естественному процессу реабилитации, что показывает влияние не только личностного, но и ситуативного фактора на процесс дезадаптации сотрудников милиции. Не смотря на то, что сотрудники способны к самостоятельной реабилитации после командировки, все же им необходима квалифицированная психологическая помощь с целью ускорения процесса социально-психологической адаптации. Сотрудники милиции контрольной группы неуверенные в себе с заниженным чувством самопринятия, но имеющие позитивную доверительную установку по отношению к другим людям и окружающему миру и сотрудники милиции неуверенные в себе, не доверяющие другим людям и окружающему миру не способны к самостоятельной реабилитации после выполнения служебных обязанностей в зоне экстремальных событий. В течение двух месяцев после служебной командировки наблюдалась отрицательная динамика в их психическом состоянии, снизилась социально-психологическая адаптация, усилились дезадаптивные процессы – невротические реакции, психосоматика, алкоголизация. Усилилась познавательная и социальная пассивность, апатия, неуверенность в себе, агрессивность и враждебность по отношению к другим людям, снизилась удовлетворенность жизнью. В связи с чем, можно сказать о необходимости оказания психологической помощи данным категориям сотрудников милиции после приезда из служебной командировки. Смена экстремальной обстановки на обыденную не способствовала положительной динамики психического состояния сотрудников. В данных группах сотрудников в большей мере личностный фактор способствовал обострению процессов дезадаптации и смена обстановки не привела к естественному процессу реабилитации.
Итак, проведенное нами исследование позволило установить два необходимых условия эффективности психокоррекционного процесса:
1.Формирование позитивного отношения к себе, основанного на самопринятии и самопонимании;
2.Формирование позитивного отношения к Другим людям и окружающему миру.
Эти два условия достигаются посредством комбинирования в психокоррекционной работе двух моделей: патогенической психотерапии, по В.Н.Мясищеву и недирективной клиент-центрированной психотерапии, по К.Роджерсу. И представление о личности как системе отношений, по В. Н. Мясищеву, и концепция полноценного функционирования человека К. Роджерса подчеркивают активность и осмысленность отношения Субъекта как к самому себе, так и к окружающему миру. Оба подхода, пусть и различными методами, позволяют в процессе психокоррекции осуществить преобразование такой интегральной характеристики, как самоотношение, подводя клиента к более глубинному самопониманию и самопринятию, а также способствуют формированию позитивного отношения к Другим людям. Гармонизация системы отношений личности - значимых внутриличностный фактор, способствующий психическому оздоровлению личности, повышению уровня социально-психологической адаптации, снижению невротических и психосоматических симптомов клиента в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции.
Библиографический список
1. Александров А.А. Современная психотерапия. – СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997.
2. Бурлачук А.Ф. Психология жизненных ситуаций. – М.: РПА, 1998.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1995. – С. 5-38.
4. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 285с.