Делопроизводство общественных организаций конца XIX — начала XX в. — самостоятельный вид документооборота | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Бабухина М. И. Делопроизводство общественных организаций конца XIX — начала XX в. — самостоятельный вид документооборота // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 49-50. — URL https://moluch.ru/archive/209/51240/ (дата обращения: 23.02.2019).



Делопроизводство общественных организаций конца XIX–начала XXвв. формировалось под влиянием определенных норм и правил обработки документов государственных учреждений, крупных частновладельческих предприятий и организаций общественного порядка. В рамках настоящей статьи представляется необходимым рассмотреть формирование делопроизводства общественных организаций, обратившись к концу XIX–начала XXвв., развитие и формирование их документооборота как самостоятельного вида. Понимание общих закономерностей развития российского делопроизводства позволяет понять, как в условиях того времени формировалась внутренняя структура организаций, их деятельность и взаимодействие с государством и населением.

В XIX — начале XX в. образование большого количества общественных объедений поднимал главный вопрос, который заключался в документальном, а также юридическом закреплении прав и обязанностей таких объединений, для их сохранения и регулирования деятельности, как внутри организации, так и в взаимодействии с местной администрацией.

Во-первых, в связи с акционированием промышленности и созданием монополий и, во-вторых, в связи с возникновением организаций различной направленности, объединяющих населений как одной, так и разных губерний, послужило к развитию и расширению ведения делопроизводства [1] общественных организаций, что позволила вести различную переписку как внутри самой такой организации, так и с вышестоящими учреждениями по вопросам, касающимся их деятельности.

Таким образом, с развитием института общественных организаций развивалась и система документирования их деятельности.

Любая общественная организация, ведя свою обработку документов, опиралась на нормативную базу и общие правила ведения документооборота. Поэтому следовало знать четкое определение «делопроизводство». Однако до второй половины XIX века единого существующего термина не было, однако многие исследователи-практики в этой области такие, как В. Мельман [3], Ю. А. Тиличеев [5], Майзельс [2], изучающие общее ведение делопроизводство в организации, определяли его как «совокупность действий производящимся по деловым бумагам».

По представленным примерам можно выразить основную идею делопроизводства, такую как совокупность действий, производящиеся над документом, а именно создание, фиксация, движение, исполнение, хранение и его контроль.

С точки зрения исторического источника под делопроизводством понимается исторический источник, функция которого является документное обслуживание различных управляющих систем (государственное делопроизводство, вотчинное делопроизводство, делопроизводство акционерных компаний, делопроизводство некоммерческих организаций, объединений и т. д.).

В структуре делопроизводства выделяется группа, обеспечивающая принятие и реализацию управленческих решений, и группа, обеспечивающая документооборот. Так, например, изучение формирования делопроизводства конца XIX — начала XX в. общественных организаций помогает проследить их развитие, с помощью анализа документальных материалов, имеющих архивное хранение таких, как организационно-распорядительных (уставы, положения), переписка личного характера, переписка с местной администрацией, документы финансового характера и т. д.

Нормативно-правовые акты (уставы, положения) занимали важное значение в регулировании деятельности общественных организаций дореволюционной России. Их важность состояло в том, что в них были собраны основные действия существования организации: 1) цель; 2) задачи; 3) список членов организации; 4) действия, связанные с финансами. Все эти документы фиксировали решения административных и организационных вопросов деятельности организаций, регулировали и координировали их деятельность, позволяли обеспечивать реализацию поставленных перед ними задач.

Вторыми по значимости являлись распорядительные документы (приказы, распоряжения, указы и т. д.), действующие в сфере управления. С помощью них определялись функции и права учредителей организаций, устанавливали структуру и штаты отделов (канцелярия, отдел финансирования и т. д.), фиксировали кадровые решения.

Оформление большинства распорядительных документов была одинакова, отличие заключалось только в заголовочной части внутренних и внешних документов. Во внешних документах обязательно указывались справочные данные общественной организации, на внутренних документах их не было. Цель распорядительных документов являлась регулирование деятельности организаций, позволяющие органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ними задач.

Третьей группой, но не мало важной, являлись информационно-справочные документы, представляющие собой сведения, стимулирующие к определенным решениям. К таким документами относились: докладная записка, служебная записка, предложение, представление, заявление, различная переписка, протокол, акт, справка и т. д.

Большой интерес представляла различная переписка с нуждающимся или обращающимся гражданами, цель которой представляла собой ответы на важные вопросы населения. Вторым видом была переписка с местной администрацией, цель которой являлась, в свою очередь, передача информации, связанная с отчетной документацией, представляющиеся по запросу, а также, в связи с окончанием календарного года.

Согласно «Общим учреждением министерств» (1811г.) [4] устанавливался единообразный порядок «производства дел» в учреждениях государственного аппарата и в общественных организациях. Этапы процесса делопроизводства представлял собой: 1) порядок вступления дел; 2) движение их (производство); 3) отправление дел; 4) ревизия; 5) отчеты.

Таким образом, можно четко определить основные этапы работы с документами:

– организация приема документов;

– направление на исполнение и исполнение;

– контроль за исполнением и отправка.

Документы, поступающие в организацию, во-первых, оказывались в канцелярии, где был этап регистрации в журналах. Процесс регистрации был сложным, так как все поступившие документы регистрировались на всех ступенях их движения: в канцелярии, а также отделах. В канцелярии велся общий журнал поступивших документов, в котором излагалось краткое содержание документа, указывались номер, учреждение или лицо, от которого документ получен, дата поступления.

Регистрировались и все исходящие документы. В «Общем учреждении министерств» [4] выделялось, что «…никакая бумага не исходит ни из канцелярии прежде, нежели она будет внесена в журнал исходящих»...

Таким образом, порядок составления документов также превращался в «обряд». Степень регламентации оформления всех реквизитов документов любой разновидности зависела не столько от назначения документа, сколько от инстанции аппарата, куда он посылался. Поэтому одна и та же разновидность документа имела по-разному оформленные реквизиты. Это не способствовало выработке общих единых норм оформления и составления документов и лишь усложняло весь процесс работы с ними.

Порядок составления и оформления документов был таким же громоздким и сложным, как и все делопроизводство. Документы были длинными и многословными, несмотря на то, что законы требовали краткого и ясного изложения, точности фактов.

Так, общим в делопроизводстве этого периода можно выделить наличие основных документов таких как устав, положение об обществе, который регулировал деятельность организаций. Особенное зависело от особенностей общественных объединений, например, Тульское отделение Императорского православного палестинского общества (ф. 1670) [6] вела переписку не только с губернатором, которому предоставляли отчеты общего характера (финансовые, ежегодные о деятельности и членов общества), но и также велась переписка с Тульской епархии, что являлось особенностью данного общества.

Таким образом, рассмотренные документы и материалы, относящиеся к деятельности общественных организаций Российской империи XIX — начала XX вв., показали структуру, развитие и функционирование системы документации, как самостоятельный вид. Так например, определился четкий и систематизированный алгоритм работы с документами: организация приема и регистрации документов (канцелярия), направление на исполнение и исполнение, контроль за их исполнением, отправка документов.

Литература:

  1. Данилевский И. Н. Источниковедение: теория. история. метод. источники рос. истории: учебное пособие для студентов вузов// И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т «Открытое о-во». М.: РГГУ. — 2000. — С. 701с. URL:http://www.historichka.ru/materials/istochnikovedenie/index.html
  2. Майзельс Р. С. Руководство по делопроизводству// Р. С. Майзельс. Моква, Ленинград: ГИЗ. — 1925.
  3. Мейльман В. Организационная канцелярия/ В. Мейльман. — Киев. — 1924.
  4. Манифест об «Общем учреждении министерств» от 25 июня 1811 г. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ministry.htm
  5. Тиличеев Ю. А. Руководство по делопроизводству// Ю. А. Тиличеев. — 1921.
  6. ГАТО, Ф.1670, ОП.1
Основные термины (генерируются автоматически): документ, местная администрация, различная переписка, делопроизводство, самостоятельный вид, регулирование деятельности, общественная организация, исторический источник, деятельность организаций, совокупность действий.


Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности архива организации

В-третьих, в зависимости от вида деятельности организации могут выделяться более подробные перечни законодательных и

Архивное право не существует само по себе, положения по организации работы с документами содержатся в различных отраслях права.

Исторические источники личного происхождения и их...

Большое внимание уделялось источникам личного происхождения на рубеже 1950–1960-х гг., когда активизировалась деятельность общественных

Расширение привлечения источников личного происхождения в исторические исследования и использование их в совокупности с...

Место и роль документационного обеспечения управленческой...

документ, делопроизводственная служба, CALS, вид работ, документационное обеспечение управления, организация работы, управленческая деятельность.

Местная администрация в структуре органов местного...

Именно исполнительная власть приобретает реальный характер в деятельности местной

Так, А. В. Елькина считает, что местная администрация — это самостоятельный

интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций [3, с. 10].

Из истории развития отечественного делопроизводства

Правовое регулирование деятельности архива организации.

Делопроизводство общественных организаций конца XIX–начала XXвв. формировалось под влиянием определенных норм и правил обработки документов государственных учреждений, крупных...

Документы в истории российского делопроизводства

Организация делопроизводства в Войсковой канцелярии Войска...

Организация делопроизводства в Войсковой канцелярии Войска... Каждый исторический этап развития общества описан в различных документах, которые позволяют.

Законодательная база деятельности службы документационного...

Нормативной правовой базой ведения бухгалтерского учета является совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регулирующих технологию создания документов, их обработки

Правовое регулирование деятельности архива организации.

Направления совершенствования документационного обеспечения...

Ключевые слова: документационное обеспечение управления, муниципальное управление, документ, делопроизводство, бумажный

Объектом исследования является система документирования деятельности и организации работы с документами в администрации...

Понимание исторического источника учащимися как...

Раскроем подходы к организации познавательной деятельности учащихся с письменными историческими источниками как педагогической задачи, стоящей перед учителем истории.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности архива организации

В-третьих, в зависимости от вида деятельности организации могут выделяться более подробные перечни законодательных и

Архивное право не существует само по себе, положения по организации работы с документами содержатся в различных отраслях права.

Исторические источники личного происхождения и их...

Большое внимание уделялось источникам личного происхождения на рубеже 1950–1960-х гг., когда активизировалась деятельность общественных

Расширение привлечения источников личного происхождения в исторические исследования и использование их в совокупности с...

Место и роль документационного обеспечения управленческой...

документ, делопроизводственная служба, CALS, вид работ, документационное обеспечение управления, организация работы, управленческая деятельность.

Местная администрация в структуре органов местного...

Именно исполнительная власть приобретает реальный характер в деятельности местной

Так, А. В. Елькина считает, что местная администрация — это самостоятельный

интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций [3, с. 10].

Из истории развития отечественного делопроизводства

Правовое регулирование деятельности архива организации.

Делопроизводство общественных организаций конца XIX–начала XXвв. формировалось под влиянием определенных норм и правил обработки документов государственных учреждений, крупных...

Документы в истории российского делопроизводства

Организация делопроизводства в Войсковой канцелярии Войска...

Организация делопроизводства в Войсковой канцелярии Войска... Каждый исторический этап развития общества описан в различных документах, которые позволяют.

Законодательная база деятельности службы документационного...

Нормативной правовой базой ведения бухгалтерского учета является совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регулирующих технологию создания документов, их обработки

Правовое регулирование деятельности архива организации.

Направления совершенствования документационного обеспечения...

Ключевые слова: документационное обеспечение управления, муниципальное управление, документ, делопроизводство, бумажный

Объектом исследования является система документирования деятельности и организации работы с документами в администрации...

Понимание исторического источника учащимися как...

Раскроем подходы к организации познавательной деятельности учащихся с письменными историческими источниками как педагогической задачи, стоящей перед учителем истории.

Задать вопрос