Исторические источники личного происхождения и их информационная ценность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 12.02.2017

Статья просмотрена: 2875 раз

Библиографическое описание:

Люцай И. А. Исторические источники личного происхождения и их информационная ценность // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 375-378. — URL https://moluch.ru/archive/140/39375/ (дата обращения: 15.12.2018).



}}}

Ключевые слова: источники личного происхождения, мемуары, дневники, личная переписка, архив

Источники личного происхождения — это большой массив различных словесных источников, которые объединены общими признаками происхождения. Такие источники наиболее точно и последовательно воплощают процесс становления межличностных отношений и самой личности вообще [1, с. 258].

Как известно, исторические источники разнообразны. Их основные различия состоят в содержании, форме, способах представления информации, соотношении личного и общественного и т. д., поэтому их необходимо классифицировать. Согласно классификации И. Д. Ковальченко, который выделяет десять видов исторических источников — летописи, законодательные акты, делопроизводственная документация, актовые материалы, статистика, периодическая печать, документы личного происхождения, литературные памятники, публицистика и политические сочинения и научные труды — к документам личного происхождения относятся мемуары очевидцев или участников тех или иных событий, воспоминания и дневники, которые нередко объединяются термином записки, а также личная переписка [2, с. 125]. Все эти источники близки по характеру и значению для исследователя и являются разновидностями источников личного происхождения. Для их разграничения основным критерием является целевое назначение.

Источники личного происхождения также условно делятся на спонтанные (то есть те, которые были созданы по внутренним побудительным мотивам автора) и провоцированные (созданы в ответ на внешнее побуждение) [3].

Исследователь Μ. Ф. Румянцева определяет источники личного происхождения как группу видов источников, основной функцией которых является установление межличностной коммуникаций, определение процессов самосознания личности и формирования межличностных отношений. Она выделяет такие разновидности: частная переписка (так называемые эпистолярные источники) и дневники; мемуары — автобиографии и мемуары — «современные истории»; эссеистика; различные письменные исповеди. Критерии классификации она выявляет следующие:

  1. Все источники личного происхождения делятся на автокомуникативные (дневники) и направленные на межличностную коммуникацию (то есть источники с фиксированным и нефиксированным адресатом).
  2. Источники личного происхождения направлены на установление связей в коэкзистенциальном целом, то есть в совокупность взаимосвязанных элементов, которые существуют в действительности на определённом отрезке времени. К ним относится личная переписка и дневники [4, с. 202].

При источниковедческом анализе источников личного происхождения проводится следующая работа:

1) установление происхождения источника, то есть определение времени и места его создания, авторства, подлинности, причин и мотивов написания источника и определение вспомогательных источников, которые были привлечены;

2) изучение содержания — определение достоверности, полноты, актуальности и т. д.;

3) анализ восприятия окружающей действительности автором и отражения каких-либо особенностей в источнике.

Мемуары — это записи современников, сообщающие о событиях, в которых их автор участвовал сам или которые ему известны от очевидцев. Особенностью мемуаров является документальность, так как нередко они помогают восстановить факты, которые никак не отразились в других источниках. Таким образом, мемуары могут иметь очень важное значение для реконструкции какого-либо исторического события. Существует точка зрения, что начало данному виду источников положили «Мемуары» французского историка и дипломата Филиппа де Коммина, написанные в конце XV в., а опубликованные в начале XVI в. К XVII в. мемуары как источники личного происхождения уже были достаточно распространены. В России в это время они только появились — современник и участник событий периода регентства Софьи Алексеевны Сильвестр Медведев создал труд «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92». Уже самоназвание произведения — «Созерцание» — говорит нам о том, что автор был свидетелем того, что описывал, «созерцал». Многие отечественные историки выделяют обширный круг мемуарных произведений, оставленных современниками Отечественной войны 1812 г. И далее, на протяжении XIX-XX вв. мемуарные произведения были очень распространенным видом источников, поскольку их вызывало к жизни любое социально-значимое событие [1, с. 280].

Как уже упоминалось выше, мемуары делятся на мемуары — автобиографии и мемуары — «современные истории». К мемуарам — автобиографиям относятся автобиографии, написанные специально для публикации (например, автобиографии знаменитых людей), служебные автобиографии, находящиеся в личных делах сотрудников учреждений или следственных материалах или ответы на вопросы различных анкет и т. д. Мемуары — «современные истории» — вид источников личного происхождения, которые фиксируют важные события с целью передать их в эволюционном целом. Можно полагать, что мемуары — «современные истории» восходят к хроникам, а мемуарам-автобиографиям предшествует биографика в европейской традиции [1, c. 236].

Воспоминания обычно создаются спустя какое-то время от событий и содержат ретроспективный взгляд на излагаемые события. Нередко они представляют собой жизнеописание самого автора, описание наиболее важных вех его жизни, описания отдельных событий и лиц. На содержание, форму и объем изложения источника большое влияние оказывает объект воспоминания. Впечатление автора в ходе событий и вслед за ними фиксируют дневниковые записи. Личные дневники дают возможность в доступной форме запечатлеть явления действительности, окружающей автора.

Личная переписка ведется, как правило, между родственниками или знакомыми. Содержание таких писем часто окрашено эмоционально, в них затрагиваются темы, не подлежащие обсуждению в деловой и официальной переписке. Это письменный обмен мыслями и впечатлениями о важных для автора событиях своей и общественной жизни [5, с. 141].

Осмысление значения и наиболее детальный анализ источников личного происхождения в России получили начало еще в XIX в. Источниковедческий анализ данного вида источников проводили такие исследователи как К. Н. Бестужев-Рюмин, Π. П. Пекарский и др., но всестороннего осмысления источников личного происхождения как вида в дореволюционной России не проводилось. Большое внимание уделялось источникам личного происхождения на рубеже 1950–1960-х гг., когда активизировалась деятельность общественных коллективов, собиравших документальные свидетельства о Великой Отечественной войне для музеев. В конце 1958 г. была образована редакция «Военные мемуары». Также начались публикации дневников, материалов переписки участников войны. Вышли в свет учебные пособия, в которых представлялись читателям принципы работы с этими источниками [6, с. 102].

Однако и в советские годы, учитывая достижения отечественных исследователей, источники личного происхождения воспринимались как второстепенные. При их источниковедческом анализе главной проблемой оставалось преодоление субъективизма и установление достоверности сообщаемых в них фактов. Современное источниковедение понимает субъективную природу рассматриваемого вида источников как отражение личных взглядов автора, его положительного и отрицательного жизненного опыта, степени участия и заинтересованности в событиях. В этом смысле субъективность — это неотъемлемая особенность и специфика источников личного происхождения. Но, несмотря на это, они являются незаменимым источником для познания личности и не менее достоверны, чем любой исторический источник [1, с. 232].

Таким образом, охарактеризовав источников личного происхождения, можно сделать вывод о том, что существуют различные классификации этих источников, изучение данного вида источников вызывало интерес у многих исследователей. По классификации И. Д. Ковальченко к документам личного происхождения относятся мемуары очевидцев или участников тех или иных событий, воспоминания и дневники, а также личная переписка.

На сегодняшний день вовлечение в научный оборот источников личного происхождения является распространенным явлением в поиске новой информации об историческом прошлом. В современной исторической науке все больше внимания уделяется проблемам человека в истории, его восприятию исторических событий, именно поэтому в научный оборот вводится огромный пласт источников личного происхождения, в котором отображены мысли и чувства, уровень общественного сознания, психология людей определенной исторической эпохи.

Для источников личного происхождения характерны три основных свойства — документальность, ретроспективность и субъективность, которые связаны именно с проявлением личного начала в источниках этого вида. Эти свойства позволяют раскрыть особенности данного вида, учесть их специфику при исследовании, определить их ценность и т. д. Документальность источников личного происхождения характеризует их с позиции отражения фактических событий прошлого и свидетельств о нем, ведь такие источники — это тоже документы, так или иначе сообщающие о прошлом. Ретроспективность источников личного происхождения характеризует их отношение к историческим событиям и связана с отражением в них прошедших фиксируемых событий в виде определенного вида письменных документов — свидетельствах прошлого [1, с. 188]. Несмотря на то, что ценность источников личного происхождения достаточно обоснована, продолжает обсуждаться вопрос о второстепенной значимости дневников и воспоминаний, об «объективности» или «необъективности» сведений, содержащихся в них. Естественно, и создатели источников, и историки субъективны, в их оценках преобладает, прежде всего, эмоциональная сторона, но здесь виден и профессиональный стиль мышления и анализа событий.

Ценность источников личного происхождения определяется, прежде всего, особенностями их происхождения, так как они принадлежат конкретному автору и отображают непосредственное восприятие им окружающего мира, исторических событий и явлений. В них заложена своеобразная информация социально-психологического уровня, которую в других источниках найти сложно. Также материалы личного происхождения часто содержат факты и сведения, не освященные в других источниках. Их использование позволяет исследователю более подробно воспроизводить как отдельные события, так и особенности определённой эпохи [5, с. 120].

Информационная ценность мемуаров, прежде всего, состоит в том, что одних только документов зачастую бывает недостаточно для изучения какого-либо исторического периода. Многие историки полагают, что эта особенность характерна для сталинского периода и считают, что изучение мемуаров этого времени может дать полезный фактический материал. Здесь уместно упомянуть о произведениях Р. А. Медведева — советского и российского публициста, историка, политического деятеля, представителя левого крыла диссидентского движения. Он является автором более 35 книг по истории, где от первого лица описывает политические события, происходящие в СССР со времени XX съезда КПСС и до развала СССР. Он писал: «...после XX съезда партии я понял, что моя задача — зафиксировать то, что исчезает вместе с людьми. Я приходил к старым большевикам, писателям и всем тем, кто хотел что-то рассказать, и я записывал» [7, с. 94].

Исследователь В. С. Голубцов писал: «Мемуары как исторический источник ценны, в частности, тем, что отражают восприятие событий их современников. Посторонний нажим опасен именно стремлением снять историчность этих воспоминаний, оценок: всякая попытка «выправить» сведения подобного рода прямым вторжением в текст может только запутать выяснение исторического события» [8, с. 225]

Несомненно, что мемуары очень важны для написания чьей-либо биографии, воссоздания политической истории страны. Но для описания массовых общественных движений, для изучения народного хозяйства и т. д. мемуары играют, все таки, второстепенную роль.

Также велика ценность мемуаров, воспоминаний, дневников и личной переписки для реконструкции событий военной истории, поскольку основной спектр историко-психологических проблем вооруженных конфликтов XX в., в том числе и Второй Мировой войны, целесообразно рассматривать на индивидуально-личностном уровне их участников [9, с. 60].

Подводя итог, можно сделать вывод, что источники личного происхождения являются очень важным и ценным средством познания исторических событий и явлений. Расширение привлечения источников личного происхождения в исторические исследования и использование их в совокупности с другими источниками позволит сделать исследование наиболее точным и отойти от излишней опоры на источники официального происхождения, что повысит познавательную значимость рассматриваемой проблемы.

Литература:

  1. Источниковедение: учебное пособие для гуманитарных специальностей [Текст] / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. — М.: Российский гос. гуманитарный университет, Институт «Открытое общество», 2004. — 701 с.
  2. Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования [Текст] / И. Д. Ковальченко. — М.: Наука, 2003. — 277 с.
  3. Никулин, П. Ф. Теория и методика источниковедения в отечественной истории X — начала ХХ вв. [электронный ресурс] // URL: http://www.studmed.ru/view/nikulin-pf-teoriya-i-metodika istochnikovedeniya-v-otechestvennoy-istorii-x-nachala-hh-vv_cd9073f7370.html (дата обращения: 26.10.2016)
  4. Румянцева, М. Ф. Теория истории: учебное пособие [Текст] / М. Ф. Румянцева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 319 с.
  5. Грицкевич, В. П. Теория и история источниковедения: пособие для студентов гуманитарных факультетов [Текст] / В. П. Грицкевич, С. Б. Каун, С. Н. Ходин. — Мн.: БГУ, 2000. — 221 с.
  6. Русина, Ю. А. Методология источниковедения: учебное пособие [Текст] / Ю. А. Русина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 204 с.
  7. Медведев, Р. А. Они окружали Сталина [Текст] / Р. А. Медведев. — М.: Политиздат, 1990. — 351 с.
  8. Голубцов, В. С. Мемуары как источник по истории советского общества [Текст] / В. С. Голубцов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — 450 с.
  9. Бушканец, Е. Г. Мемуарные источники. Учебное пособие к спецкурсу [Текст] / Г. Г. Бушканец. — Казань, 1975. — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): личное происхождение, источник, личная переписка, мемуары, событие, вид источников, дневник, исторический источник, источниковедческий анализ, межличностная коммуникация.


Ключевые слова

мемуары, архив, источники личного происхождения, дневники, личная переписка

Похожие статьи

Письма А.П. Бахрушина к А.К. Жизневскому как источник по...

Традиционно к источникам личного происхождения относят личные письма и дневники, мемуары. Любой документ личного происхождения содержит непосредственную информацию - о его творце и опосредованную - об описываемых событиях.

Понимание исторического источника учащимися как...

Предполагаем, что методика анализа исторического источника для школьников должна опираться не только на источниковедческий анализ, который используют историки, но и включать в себя вопросы, направленные на усвоение новых понятий...

Методика формулярного анализа в прочтении исторических...

В отечественной исторической науке под термином «формулярный анализ» принято понимать источниковедческий метод исследования формуляра актового источника. Методика формулярного анализа...

Предпосылки формирования исследовательской компетенции...

Знакомясь с различными видами исторических источников, студенты первого курса неизбежно затрагивают разные временные и

Румянцева М. Ф. Источниковедение и историография в структуре исторической науки: опыт сравнительного анализа становления дисциплинарности.

Русские летописи: особенности и проблемы изучения

Одним из важнейших исторических источников, обладающим многосторонним источниковедческим потенциалом, является летопись.

Изучению исторических источников и их видов посвящена целая наука, которая называется «источниковедение».

К вопросу об источниковой ценности мемуаров Ф. И. Шаляпина

IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016).

К данным воспоминаниям до настоящего времени не применялся серьезный источниковедческий анализ.

Таким образом, мемуары Ф. И. Шаляпина являются интереснейшим источником по...

Работа учащихся с историческим текстом как диалог поколений...

Анализируя исторические источники, учащиеся осваивают познавательные учебные действия, которые могут стать основой

Предлагаемый многоуровневый подход к анализу исторических документов позволяет обучить школьников элементам источниковедческого анализа.

Мемуары Е. К. Лигачева как источник изучения идентичности...

Анализ мемуарных источников является наиболее продуктивным путем для выявления идентичности автора.

Мемуары, похожие на своеобразное расследование, построены на многочисленных фактах и впервые опубликованных документах (личная переписка с...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Письма А.П. Бахрушина к А.К. Жизневскому как источник по...

Традиционно к источникам личного происхождения относят личные письма и дневники, мемуары. Любой документ личного происхождения содержит непосредственную информацию - о его творце и опосредованную - об описываемых событиях.

Понимание исторического источника учащимися как...

Предполагаем, что методика анализа исторического источника для школьников должна опираться не только на источниковедческий анализ, который используют историки, но и включать в себя вопросы, направленные на усвоение новых понятий...

Методика формулярного анализа в прочтении исторических...

В отечественной исторической науке под термином «формулярный анализ» принято понимать источниковедческий метод исследования формуляра актового источника. Методика формулярного анализа...

Предпосылки формирования исследовательской компетенции...

Знакомясь с различными видами исторических источников, студенты первого курса неизбежно затрагивают разные временные и

Румянцева М. Ф. Источниковедение и историография в структуре исторической науки: опыт сравнительного анализа становления дисциплинарности.

Русские летописи: особенности и проблемы изучения

Одним из важнейших исторических источников, обладающим многосторонним источниковедческим потенциалом, является летопись.

Изучению исторических источников и их видов посвящена целая наука, которая называется «источниковедение».

К вопросу об источниковой ценности мемуаров Ф. И. Шаляпина

IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016).

К данным воспоминаниям до настоящего времени не применялся серьезный источниковедческий анализ.

Таким образом, мемуары Ф. И. Шаляпина являются интереснейшим источником по...

Работа учащихся с историческим текстом как диалог поколений...

Анализируя исторические источники, учащиеся осваивают познавательные учебные действия, которые могут стать основой

Предлагаемый многоуровневый подход к анализу исторических документов позволяет обучить школьников элементам источниковедческого анализа.

Мемуары Е. К. Лигачева как источник изучения идентичности...

Анализ мемуарных источников является наиболее продуктивным путем для выявления идентичности автора.

Мемуары, похожие на своеобразное расследование, построены на многочисленных фактах и впервые опубликованных документах (личная переписка с...

Задать вопрос