Организация исследовательской деятельности школьников посредством интеллектуальной игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 12.06.2018

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Фоменко, Е. В. Организация исследовательской деятельности школьников посредством интеллектуальной игры / Е. В. Фоменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51225/ (дата обращения: 27.04.2024).



Получение опыта исследовательской деятельности (ИД) человеком еще при обучении в школе обусловливается на сегодняшний день в качестве одной из главных задач образования. В Федеральных государственных стандартах общего образования (ФГОС ОО) подчеркивается, что современное учебное заведение обязано наделять не только информацией, но и способами работы с ней. Обучающиеся обязаны научиться учиться, самостоятельно приобретать новые знания и использовать их на практике.

ИД обучающихся в современных условиях является приоритетным, социально и личностно важным видом активной, самостоятельной, познавательной деятельности, дает возможность реализовывать в школьной практике разные направления модернизации образования, содействует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, характеризуемых ФГОС ОО [1].

Известен ряд трудов, посвященных проблеме формирования, организации ИД обучающихся разных ступеней образования (Е. Д. Андреева, Н. В. Гафурова, В. А. Далингер, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. И. Савенков, и др.) [2].

На процесс становления школьника допускается оказывать воздействие 2-мя способами: при помощи усовершенствования образовательного процесса и при помощи проектирования внеучебной образовательной среды, содействующей формированию личностных качеств школьника, которые обеспечивают его исследовательские умения. В этой связи, в настоящее время актуальна проблема поиска обновленных технологий организации учебной и внеучебной ИД.

Следуя логике контекстного обучения, мы полагаем, что главной основной идеей при организации ИД обучающегося ее предельно возможную приближенность к предстоящей профессиональной деятельности школьника. В связи с этим, усвоение содержания учебных дисциплин, может быть, реализовано в условиях диалога, как в специальной дидактико-коммуникативной среде с помощью имитирования социально-ролевых и пространственно-временных обстоятельств будущей профессиональной деятельности. Это содействует развитию активной субъектной позиции школьника, позволяющей осознать недостаток собственных возможностей в любой определенной ситуации и потребность выхода за границы ранее известного, обращения к новому. Содержание образования выступает в данном случае, равно как объект практического освоения, анализа и сознательного выбора школьником.

Достигнуть этого, согласно нашему мнению, возможно включением в образовательный процесс подобных форм организации ИД, которые гарантировали бы личностное участие школьника в ходе проектирования его образования, к примеру, игровые формы. Игровые формы организации учебного процесса создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта и исследовательской инициативности обучающихся.

Игровые формы организации образовательного процесса оказывались в поле зрения философов (работы Е. Финка, Й. Хейзинги, Х. Гадамера, Ф. Шиллера), дидактов (К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн), психологов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Гросс). Игра является общенаучным междисциплинарным понятием, которое широко используется в самых различных отраслях знания. Следует отметить, что нет единого определения содержания понятия «интеллектуальная игра», нет единого мнения относительно их природы и классификации. Тем не менее, в самом общем виде, под интеллектуальной игрой понимают индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования [2]. При этом игра имеет как конвергентную, так и дивергентную продуктивность с целью получения оцененного суждения о логичности (правильности) заданной ситуации, точности ответа или найденного решения. И в этом смысле мы разделяем точку зрения А. И. Савенкова о том, что процессе игры реализуется главная цель исследовательского обучения: «формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры» [3].

Апробировав выше сказанные идеи в образовательной практике МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» при обучении школьников, мы убедились, что участие обучающихся в интеллектуальной игре позволяет расширить их знания в той или иной предметной области; выявить способности школьников в той или иной области и т. д. Кроме того, при таком активном включении обучающихся в поиск, исследование и решение значимых для них профессиональных проблем происходит развитие их исследовательской инициативности, восприимчивости к новому; формирование умений организации педагогического сопровождения ИД учащихся. В заключении хочется обратить внимание, что при разработке содержания игр важно, чтобы они основывались на профессионально ориентированном материале.

Таким образом, представленные идеи являются попыткой переориентации профессионально-педагогической подготовки с усвоения отдельных дисциплин, на формирование готовности обучающихся выбирать, осваивать и применять их содержание в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Клещева И. В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики как средство достижения новых образовательных результатов // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С.27–37.
  2. Кутас Э. А. Интеллектуальные игры как одна из форм игровой деятельности молодежи. Минск: БГУ, 2011. 145с.
  3. Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005. 203с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, будущая профессиональная деятельность, игровая форма организации, интеллектуальная игра.


Похожие статьи

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

Использование педагогических игр как фактор повышения... игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс...

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Интересная игра повышает умственную активность обучающегося, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения подрастающего поколения.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития

Помимо интеллектуального и творческого развития игра способствует физическому развитию

После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется...

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к

Игра- деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная. 5) Диагностическая функция игры.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; – учебная деятельность подчиняется правилам игры

игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

3. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева.

Похожие статьи

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

Использование педагогических игр как фактор повышения... игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс...

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Интересная игра повышает умственную активность обучающегося, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения подрастающего поколения.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития

Помимо интеллектуального и творческого развития игра способствует физическому развитию

После 3 лет в развитых формах игровой деятельности тип поведения ребенка резко меняется...

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к

Игра- деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная. 5) Диагностическая функция игры.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету

Игровые технологии — эффективное средство формирования...

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; – учебная деятельность подчиняется правилам игры

игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

3. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева.

Задать вопрос