Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кубышкина, Н. Д. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы / Н. Д. Кубышкина, Н. Л. Будякова, Л. И. Скарга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51068/ (дата обращения: 02.05.2024).



Тема духовно-нравственного воспитания детей всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Для патриотического воспитания детей необходим личный пример жертвенно служащих Родине взрослых, поэтому одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения состоит в воспитании любви к Родине, своему краю, в формировании у воспитанников высоких патриотических чувств, начиная с младшего возраста.

Здесь особая роль принадлежит знакомству с художественными произведениями, посвященным теме Великой Отечественной войны. Знакомство с произведениями о Родине, о подвигах нашего народа позволяет сформировать у детей представления о славных делах наших предков, как в годы Великой Отечественной войны, так и в мирное время; воспитывать чувство уважения к соотечественникам, отстоявших нашу Родину в годы тяжелых испытаний; знакомить детей с традициями нашей страны, родного края, с жизнью современного общества. Большое значение в решении воспитательных задач имеет выбор правильного направления работы над произведением. Прежде всего важным является определение воспитательной цели и тех задач, которые должны быть реализованы. Например, перед чтением произведений о Великой Отечественной войне, педагог ставит цель раскрыть силу патриотизма русского народа в борьбе с врагом, вызвать у детей уважение к людям, отстоявшим Россию в годы тяжелых испытаний. Представления о Родине, о героических свершениях возникают у детей на основе ярких конкретных образов. Созданию у детей наглядного образа защитника Отечества способствует иллюстративная наглядность, репродукции с картин. Использование картины при прочтении художественного произведения позволяет детям ярче представить себе облик солдата, его одежду, лицо, торжественную позу со знаменем в руках. В результате в сознании ребенка должен сложиться обобщенный образ солдата — подлинного патриота, беззаветно преданного делу своих отцов и дедов, смелого, отважного, находчивого, доброго, готового в любую минуту прийти на помощь людям. Важно связывать материал для чтения с тем опытом, который ими уже был накоплен на основе просмотра телепередач, кинофильмов, воспоминаний и рассказов ветеранов. В процессе чтения и анализа произведения педагог помогает детям точнее и ярче представить те картины и образы, которые созданы автором. Анализируя события, сопереживая героям произведения, дети как бы живут, действуют вместе с ними. Однако они не всегда могут самостоятельно раскрыть смысл поступка, почувствовать, осознать его эмоциональный, гражданский подтекст. Следовательно, при работе над текстом нужно выделять такие задачи: помочь детям воспроизвести место действия, определить наиболее характерные черты героя, осмыслить его поступки. Очень важно, чтобы дети осознали в чем проявляется героизм, поняли мотивы поступка — во имя чего совершались героические поступки, какие качества проявились в этом поступке, как поступок характеризует бойца.

Отвечая на эти вопросы, а также раскрывая причины, побудившие совершать героические поступки, дети приходят к выводу об исключительной смелости, бесстрашии и находчивости русских солдат, их беззаветном служении своему делу. Дети приходят к выводу: если каждый человек будет предан своей Родине, то такую силу победить невозможно. Знакомство с произведениями, в которых прославляются подвиги наших людей в суровые годы Великой Отечественной войны (С. Михалков «Быль для детей», А. Кононов «Памятник» и другие) позволяет расширить представление старших дошкольников о том, какие качества нужны человеку, чтобы выполнить священный долг защитника Отечества, как связаны между собой долг перед Родиной и личное счастье.

Вся работа должна быть направлена на то, чтобы воспитывать в детях активную жизненную позицию, активизируя их сопереживания, вызывая у них чувство сопричастности к описываемым событиям. Поскольку дети получают представления о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны, и, следовательно, далеких от их опыта, педагог продумывает приемы подготовки детей к восприятию произведений, раскрывающих эти события. С этой целью предварительно родителям воспитанников предлагается собрать фотографии родственников, участвовавших в боевых действиях, иллюстрации, репродукции с картин, совместные с детьми рисунки на эту тему. Весь собранный материал педагог использует в беседе с детьми. Задача такой беседы — подготовить детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне, создать представление о том, с каким злым и сильным врагом сражалась наша армия, кому она помогла избавиться от фашистских захватчиков, чем закончилась эта война. Во время беседы педагог подчеркивает значение нашей победы. Уже первое знакомство с тем или иным произведением о Великой Отечественной войне вызывает у детей непосредственное эмоциональное отношение. Важным моментом является беседа, помогающая детям выразить свои мысли и чувства на основе прочитанного текста. Дети отвечают на вопросы: о чем вы думали, слушая произведение? Что особенно понравилось и запомнилось? Какое настроение создает это произведение? Возникающие у детей в процессе знакомства с произведениями о Великой Отечественной войне сопереживания воспитывают чувство гордости за наших героев, которые не жалеют своей жизни ради мира и справедливости в отношениях между людьми. Красный флаг дети воспринимают как символ тяжелой борьбы, пролитой крови нашего народа. Переживая вместе с героями их страдания, надежды, радости, являясь свидетелями достижения большой цели, которую они ставят перед собой, дети как бы проходят путь мужества, воли, горячей любви к Отечеству, осознавая ответственность за его судьбу, и это, несомненно способствует развитию у дошкольников чувства патриотизма, глубокой веры в победу добра и справедливости на земле, положительных идеалов.

Воспитание патриотизма — это духовный ориентир и важнейший ресурс развития современного российского общества. Этот духовный ориентир предполагает возрождение героического прошлого России, обладающего богатейшим воспитательным потенциалом, основанным на познании боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость Отчизны, многогранных исторических, этнографических и культурных корней исторического развития российского общества, опыта участников Великой Отечественной войны и военных конфликтов. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Литература:

  1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013
  2. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011
  3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, ребенок, произведение, Родина, Россия, духовный ориентир, задача, педагог, поступок.


Похожие статьи

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны.

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные

Задачи: Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой о ВОВ.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

урок истории, патриотическое воспитание, Отечественная война, ученик, Россия...

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века. Отразившись в произведениях разных жанров, она оказала

Психологически достоверно передано состояние героя в предсмертные, как он думал, минуты. Мелькает мысль о жене и детях.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании

Естественно оно начинается через знакомство с произведениями искусства, музыкой

При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

Данная тема поднималась в работах выдающихся отечественных педагогов и философов.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечествузадача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.

Проект на тему «История нашей Родины» (из опыта работы...)

ребенок, русский народ, умение, любовь, задача, Родина, Россия, родная природа, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война.

Похожие статьи

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Моя малая родина в годы Великой Отечественной войны.

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные

Задачи: Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой о ВОВ.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

урок истории, патриотическое воспитание, Отечественная война, ученик, Россия...

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Великая Отечественная война стала одной из главных тем литературы ХХ века. Отразившись в произведениях разных жанров, она оказала

Психологически достоверно передано состояние героя в предсмертные, как он думал, минуты. Мелькает мысль о жене и детях.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании

Естественно оно начинается через знакомство с произведениями искусства, музыкой

При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

Данная тема поднималась в работах выдающихся отечественных педагогов и философов.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечествузадача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.

Проект на тему «История нашей Родины» (из опыта работы...)

ребенок, русский народ, умение, любовь, задача, Родина, Россия, родная природа, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война.

Задать вопрос