Известно, что на рубеже XI века в мировой экономике наблюдался высокий темп роста сферы услуг по отношению к производству, обусловленный прежде всего с переходом к постиндустриальному типу развития общества. Развитие сферы услуг в свою очередь требует проведения маркетингового исследования от каждого участника рыночных отношений. В стратегии действий президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева большое внимание уделено совершенствованию сферы услуг, так как потребители требуют не только качество продукции, но и культуру обслуживания, что без развития этой сферы невозможно. [1. стр.6]. Тем более, если учесть, что в развитых странах услуги являются ведущим сектором экономики, для развивающихся стран это требует адекватного подхода.
Согласно исследованиям международного маркетингового центра “Мarketingresearch” в странах Северной Африки, Европы и Азии (Япония и Южная Корея) число сотрудников, работающих в сфере услуг, превышает число занятых во всех других отраслях вместе взятых. Сектор общественных и частных услуг в этих странах составляет 60–70 % общего объёма национального производства [2. стр.6]. Тогда как в Узбекистане доля услуг в ВВП составляет около 50 %, что требует необходимость проведения маркетинговых услуг в данной сфере.
Основной целью маркетинговых исследований в сфере услуг является выявление эффективных действий, благодаря которым предлагаемые на рынке услуги доходят до клиентов. Благодаря маркетинговым исследованиям разработанные действия по продвижению услуг на рынке потенциальные потребители способны дать адекватную оценку предоставляемым услугам, что в свою очередь позволяет научно обосновывать принятие решения о производстве, сбыте и продвижении услуг на рынке.
В отличии от сферы материального производства сфера услуг имеет ряд особенностей, которые обусловливают специфику рынка услуг как разновидность рынка, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. Специфика рынка услуг как одного из видов рынков характеризуется некоторыми особенностями рыночной координации, обусловленные специфической природой услуги, что требует особого подхода к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
По мнению д. э. н. профессора М. А. Икрамова в соавторстве с Э. Р. Ягшимурадовой, особенности рынка услуг проявляются, прежде всего:
– в высокой динамичности рыночных процессов — предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека;
– в территориальной сегментации — формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий по предоставлению услуг, спрос и условия функционирования предприятий по предоставлению услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком;
– в высокой скорости оборота капитала — одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного цикла;
– в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры — свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления;
– в специфике организации производства услуг — обладая большей мобильностью, малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры; [3. стр.292].
Перечисленные выше особенности рынка услуг во многом предопределяют актуальность и необходимость развития сферы услуг, как наиболее приоритетной и высокорентабельной сферы национальной экономики. Что же касается формы организации производства услуг, наиболее эффективной на наш взгляд является малый бизнес, основанный на частной или коллективной собственности, эффективность которого проявляется в экономии на разнообразии и качестве услуг.
В настоящее время одной из главных особенностей маркетинговых исследований в сфере услуг является процесс глобализации в мировой экономике, которое во многом предопределяет разработку адекватных мер вызовам глобализации, при проведении маркетинговых исследований рынка услуг.
Глобализация мирового хозяйства считается качественно новой ступенью процесса интернационализации, при которой в национальных экономиках растут размеры универсальных для всех стран элементов хозяйственной жизни (глобальных информационных сетей, повсеместно обращающихся финансовых инструментов, всеобщих стандартов управления, предпринимательства, качества продукции и пр.), а предприятия и потребители получают возможность хозяйственного выбора неограниченного территориально или регионально.
Согласно исследованиям д. э.н. проф.А. В. Вахабова глобализация экономической деятельности проявляется в таких направлениях как международная торговля товарами, услугами, технологией, объектами интеллектуальной собственности, международное движение факторов производства — капитала, рабочей силы; международные финансовые операции — предоставление кредитов, операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, валютные операции. [4. стр.19]
Развитие телекоммуникаций и повсеместное внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества способствовали активной интеграции сферы услуг в мировое хозяйство. Широкие перспективы для глобализации услуг открываются с развитием Интернета, благодаря которому отпадают пространственные и временные барьеры в международных контактах производителей и потребителей услуг. На ее основе формируется радикально новая модель их массового потребления. Объём операций неуклонно растет по мере увеличения доступа пользователей к услугам Интернета, повышения компьютерной грамотности населения, разработки принципов и норм правового регулирования сделок в специфической рыночной среде, принятия мер по защите интеллектуальной собственности и прав личности и т. п. Широкое использование возможностей интернета при продвижение услуг на рынок не защищено однако от подброски ложной не адекватной реалиям информации о качестве и других особенностей услуги, что требует учитывать при разработке и проведении маркетинговых исследований в этой сфере. В условиях жёсткой конкурентной борьбы на рынке именно возможности социальных сетей и других средств коммуникаций являются одним из злостных орудий устранения конкурентов, которое, к сожалению, часто используется конкурентами в повседневной жизни.
В последние десятилетия основными участниками рынка услуг в мире являются ТНК, которые являются как инвесторами, так и распространителями современных технологий, а также стимуляторами международной торговли услугами. В силу своей финансовой мощи и достижений в области НИОКР ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке услуг, при этом они всё более активно участвуют в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. С середины 90х годов ХХ века наблюдается рост капиталовложений в сферу услуг со стороны крупнейших ТНК, которые в основном направлялись на НИОКР и маркетинговые исследования.
Глобализация мирового хозяйства и как следствие развитие, а в дальнейшем применение информационно-коммуникационных технологий во всех отраслях хозяйства дало возможность накапливать, хранить и передавать услуги на расстояние, потреблять их в разных формах и в любое время, в том числе в режиме реального времени. Данное обстоятельство, в свою очередь способствовало снижению трансакционных издержек субъектов предпринимательства, что в конечном итоге реально отразилось на их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В эпоху индустриального общества ведущие позиции в структуре сектора услуг в развитых странах в основном занимали торговые, бытовые, рекреационные и ряд других услуг, переход к постиндустриальному обществу обусловил выход на ведущие позиции группу наукоемких видов деловых и профессиональных услуг, телекоммуникации, а также образование, здравоохранение, культура. При этом данная группу наукоёмких услуг в значительной степени определяют вектор развития как сферы услуг, так и всего хозяйства в целом.
В последнее время выход национальных услуг на внешние рынки осуществляется в таких направлениях как телекоммуникации, финансы, рынок информаций, компьютерные услуги, консалтинг, менеджмент, маркетинг, инженерно-строительные услуги, аудит, образование. Данная группа услуг во многом оказывают растущее и решающее воздействие на динамику, структурные и качественные характеристики интернационализации услуг, и придают мощное ускорение общему процессу глобализации.
В заключение необходимо отметить, что более широкое участие национальных экономик в процессе глобализации требуют от участников процесса адекватного и квалифицированного подхода в осуществлении маркетинговых исследований в сфере услуг, учитывающие тенденции мировой экономике, что в свою очередь, требует от современных кадров в области маркетинга, постоянного совершенствования знаний.
Литература:
- Указ президента республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева № УП — 4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по пяти приоритетным направления развития республики Узбекистан в 2017–2021 годах»
- www.marketingresearch.com
- Икрамов М. А., Ягшимурадова Э. Р. Материалы республиканской научно-практической конференции «Пути эффективного использования маркетинговой системы при повышения экспортного потенциала республики Узбекистан» Ташкент 24 ноября 2017 года.
- Вахабов А. В., Разыкова Г. Х., Хажибакиев Ш. Х. «Мировая экономика» учебное пособие Т.: 2006 год