Управленческие инновации и особенности их применения на российских предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 879 раз

Библиографическое описание:

Шустрова, Т. Н. Управленческие инновации и особенности их применения на российских предприятиях / Т. Н. Шустрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50771/ (дата обращения: 18.11.2024).



В современных быстроизменяющихся условиях традиционные методы повышения конкурентоспособности предприятий не гарантируют долгосрочного рыночного преимущества. Так как высокие входные барьеры на рынок можно преодолеть с помощью сетевого партнерства, а уникальность в продуктах и технологиях легко копируются конкурентами. Рыночная стратегия с каждым десятилетием становится всё сложнее, и как следствие, возможностей для быстрого экономического роста всё меньше. Высокая и жесткая степень конкуренции приводит к многообразию различных товаров на рынке, становится сложнее удержать потребителей. Так, по мнению Али З. (Ali Z.), Сан Х. (Sun H.) и Али М. (Ali M.): «…новые обстоятельства вынуждают предприятия анализировать свои ресурсы и организационные возможности для достижения и поддержания конкурентного преимущества в форме организационных инноваций» [4]. Актуальность данной темы заключается в том, что предприятиям уже недостаточно уделять внимание только техническим инновациям, сейчас необходима комплексная инновационная стратегия развития, которая позволит вносить изменения и в организационно-управленческие процессы.

Существует множество трактовок термина «организационно-управленческие инновации». В общем смысле, внедрение управленческих инноваций можно характеризовать как реализацию новых методов организации бизнес-процессов. Джулиан Биркиншау (Julian Birkinshaw) и Майкл Мол (Michael Mol) определяют организационно-управленческие инновации как: «…внедрение новых практик, процессов и структур, представляющих собой значительный отрыв от текущих норм» [6]. Поэтому можно сделать вывод, что управленческие инновации представляют собой некий вариант реинжиниринга бизнес-процессов предприятия с добавлением новизны. В самом традиционном понимании к организационно-управленческим инновациям можно отнести как введение персональных показателей эффективности, систем управления проектами и управления качеством, так и поддержку персональных инициатив, исходящих специалистов всех уровней.

Инновационная активность российских предприятий значительно отстаёт от мировых тенденций. И этому способствует ряд причин, в том числе исторических и внешнеэкономических. В национальном докладе «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» В. Г. Антонов, Т. Г. Аржакова, Е. А. Иванова и др. отметили, что на сегодняшний день в нашей стране выработка на одного сотрудника существенно ниже, чем в странах с развитой экономикой. Одним из следствий этого является более низкая стоимость бизнеса, чем у работающих в аналогичных отраслях европейских или американских предприятий [1]. Одним из способов повышения эффективности бизнеса также являются организационные инновации.

Однако крупной проблемой является и то, что в настоящее время нет системных исследований тенденций применения компаний малого, среднего и крупного бизнеса организационных и управленческих инноваций в России. В результате возникает разрыв между теорией управления и практикой работы менеджеров компаний. Также исследовательская литература по предпринимательству и инновациям очень скудна в направлении развивающихся рынков, которая могла бы использоваться менеджерами в этом регионе мира. Литература по предпринимательству и управлению инновациями относительно новая, абсолютно перекошенная в сторону Северной Америки и Европы, и как следствие, очень мало работ опубликовано с упором на развивающиеся рынки мира [9]. Это пробел в исследованиях необходимо заполнять и уделять внимание управленческим инновациям в научной среде, что будет способствовать инновационному развитию экономики России в целом.

Пренебрежение инновациями значительным большинством организаций в России также связанно с тем, что разработка и внедрение инновационных решений традиционно считается слишком затратным и рискованным процессом. А как показывает практика, финансирование управленческих инноваций осуществляется исключительно за счёт собственных средств предприятия, различные фонды и внешние инвесторы предпочитают технологические инновации, отдача от которых более ощутимы. Также, кроме распространённой во всем мире проблемы сопротивления персонала, в статье «Application of organizational and managerial innovations in activities of Russian companies» Маслеников В., Попова Е. В., Безрукова Т. и др. к проблемам российских компаний отнесли: отсутствие необходимых методик и навыков эффективной реализации управленческих инноваций, а также низкое качество управления на российских предприятиях, которое, в первую очередь, связано с недостаточной квалификацией менеджеров [7]. Сюда можно также отнести недопонимание роли и сути управленческих нововведений в современных экономических условиях, отнесение данного вида инноваций к второстепенным, менее значимым, нежели технологические нововведения. Стоит отметить, что в большинстве российских компаний, за исключением крупных и отчасти государственных организаций, отсутствует профессиональная команда менеджеров. Директивный стиль управления зачастую ограничивает инициативу сотрудников. Российские компании в большей степени возлагают ответственность за неэффективность инновационных процессов на внешние условия, в том числе макроэкономические, чем в неэффективности собственного управления. В то же время, как показывают результаты исследования в статье «Managing innovation in Russian competitive companies: the role of HRM», только 35 % компаний назначали топ-менеджеров, ответственных за внедрение инноваций, 17 % организовали специальные процедуры для сбора инновационных идей, а 7 % внедрили системы материальных стимулов для того чтобы поощрять их инновационную деятельность [8]. Так слабым местом менеджеров является не столько недостаточное финансирование, сколько отсутствие навыков управления инновационным процессом. Поэтому неоспоримым фактом является необходимость модернизации системы подготовки управленческого и инженерного персонала как приоритетного условия формирования инновационной экономики России [5]. Помимо этого, Тино Вошке (Tino Woschke) и Хейко Хаасе (Heiko Haase) в своей статье выделили особенность в отношении управленческих инноваций, которая заключается в том, что они по сравнению с техническими новшествами менее ощутимы [10]. Фактически, физический характер технических инноваций легче увидеть и оценивать, чем более негласные управленческие инновации. Однако, в целом, различные исследования показывают, что управленческие инновации имеют решающее значение для фирм, поскольку они рассматриваются как движущие силы для технических инноваций.

Данные проблемы оказывают сильное влияния на российский бизнес, и большое количество исследований в этой области показывает, что Россия по-прежнему имеет низкий уровень инновационной активности. Судить об этом позволяют различные статистические данные по инновациям, в частности — различные международные рейтинги. Например, рейтинг стран на основе глобального инновационного индекса (ГИИ), который показывает уровень инновационной активности промышленности 128 стран. За 2017 год, по данным ГИИ, Россия находится на 45 месте [3] между Грецией (44) и Чили (46), спустившись на 2 позиций по сравнению с 2016 годом [2]. Общий инновационный индекс Российской Федерации по результатам анализа ГИИ составляет 38,75, тогда как у мировых лидеров значение колеблется от 60 до 67,79. Динамика позиций нашей страны в данном рейтинге позволяет говорить, что инновационный разрыв России от мировых лидеров по-прежнему остается значительным.

Таким образом, решения вышеизложенных задач позволило сформулировать основные выводы данной статьи:

  1. Зачастую считается, что организационно-управленческие инновации менее важны и ощутимы, чем технологические. На самом же деле, даже внедрение новых технологических решений, всегда требует перестройки всей существующей системы бизнес-процессов как в производстве, так и в управлении. Поэтому данные виды инноваций, как правило, взаимосвязаны и взаимоусиливают друг друга.
  2. Основной особенностью внедрения управленческих инноваций является сопротивление персонала. Основные причины сопротивления инновациям со стороны персонала: отсутствие лидеров; внутренняя разобщенность организации; отсутствие планов, размытость целей Преодоление данного сопротивления должно осуществляться как на этапе информирования персонала, так и во время всего процесса воплощения управленческих инноваций, создание системы материального и морального поощрения сотрудников, создание корпоративной культуры. Сопротивление работников по внедрению управленческих инноваций обычно больше, чем с техническими или производственными. В первую очередь это связано с неосведомленностью работников с последствиями внедрения инноваций, при том что изменения касаются их напрямую и перестраивают их привычный стиль работы. Именно поэтому после воплощения идеи необходимо осуществить оценку полученных результатов и ознакомить с ними персонал предприятия. Так как «оппозиционный настрой» персонала способен загубить даже экономически обоснованное нововведение.
  3. Отсутствие навыков управления инновационным процессом со стороны российского менеджмента. Специализация менеджмента в отечественной системе образования появилась сравнительно недавно, а именно 15–20 лет назад, которая включала изучение традиционного опыта управления. Инновационный менеджмент понятие в российской образовательной среде относительно новое. В связи с этим, происходит некоторое отставание системы подготовки кадров от развития и ориентации рынка.
  4. Большинство компаний, особенно в России, считаю, что копирование управленческого опыта с зарубежных компаний является инновациями в организации в чистом виде. Предприятия в странах западной Европы и США являются флагманами в области разработки и применения инноваций в управлении. Сложившаяся ситуация определила западные компании не только как основоположников управленческих инноваций, но и как основных разработчиков и систематизаторов новых нововведений, в том числе и в области управления. Однако организационно-управленческие инновации носят индивидуальный характер для каждой отдельной организации, исходя из его специфики и состояния, оценить каждый отдельный инструмент внедрения инновации в отрыве от конкретного предприятия, не представляется возможным. Управленческие инновации и определенный инструмент её реализации должны соответствовать технологическим, кадровым, финансовым, коммуникационным возможностям предприятия, для того чтобы их внедрения было эффективным.

Проведенное исследование позволило выделить и систематизировать основной перечень проблем и причин, негативно влияющих на российские предприятия, с точки зрения применения организационно-управленческих инноваций. Таким образом, нехватка ресурсов и стремление к выходу на мировые рынки требует от российских предприятий применять новые методы управления, в основе которой лежат управленческие нововведения.

Литература:

  1. В. Г. Антонов, Т. Г. Аржакова, Е. А. Иванова, Б. Н. Киселев, С. Ю. Ляпина, В. В. Масленников. Национальный доклад «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях» // Под ред. С. Е. Литовченко — М.: Ассоциация Менеджеров, 2008 г. — 104 с.
  2. Глобальный инновационный индекс 2016. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2016report (дата обращения: 15.05.2018).
  3. Глобальный инновационный индекс 2017. [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/gii-201report (дата обращения: 15.05.2018).
  4. Ali Z., Sun H., Ali M. The impact of managerial and adaptive capabilities to stimulate organizational innovation in SMEs: A complementary PLS-SEM approach // Sustainability (Switzerland), 2017, Volume 9, Issue 12, статья № 2157.
  5. Anna A. Larionova, Natalia A. Zaitseva, Alexander S. Fadeev, Viacheslav N. Zhenzhebir, Vladimir V. Filatov, Tatiana S. Pshava. The Use of Organizational and Technological Innovations in the Process of Managerial and Engineering Personnel’s Training // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. ISSN: 1306–3057, 2017 12(7b): Pp 1573–1580.
  6. Birkinshaw J, G. Hamel, M. J. Mol. Management innovation // Academy of Management Review. — 2014, Volume 33. — Pp. 825–845.
  7. Maslennikov, V., Popova, E.V., Bezrukova, T., Kalinina, I., Bezrukov, B. Application of organizational and managerial innovations in activities of Russian companies // The Journal of Contributions to Economics. 2017, Pp. 415–423.
  8. S. V. Kosheleva, E. K. Zavyalova, V. S. Tsybova, D. G. Kucherov, A. I. Alsufyev. Managing innovation in Russian competitive companies: the role of HRM. Working Paper 9 (E) // Graduate School of Management, St. Petersburg State University: SPb, 2014.
  9. Sanjay Kumar Singh, Sanjaya S. Gaur. Entrepreneurship and innovation management in emerging economies // Management Decision. 2018, Volume, 56 Issue:1, pp.2–5.
  10. Tino Woschke, Heiko Haase. Enhancing new product development capabilities of small- and medium-sized enterprises through managerial innovations // The Journal of High Technology Management Research. 2016, Volume 27, Issue 1, Pp 53–64.
Основные термины (генерируются автоматически): инновация, Россия, предприятие, HRM, вид инноваций, инновационная активность, инновационный процесс, компания, отсутствие навыков управления, том.


Задать вопрос