Правовой статус суда Евразийского экономического союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Эргемлидзе Н. Г. Правовой статус суда Евразийского экономического союза // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 347-349. — URL https://moluch.ru/archive/206/50503/ (дата обращения: 24.03.2019).



В статье рассматривается правовой статус Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, Суд ЕАЭС, СНГ, правовой статус, международная интеграция, международное право.

Суд Евразийского экономического союза — это международный орган правосудия, действующий на постсоветском пространстве в качестве одного из институтов Евразийского экономического союза. Создание этого Суда ознаменовало сближение государств-участников в разрешении споров, развитие методов регулирования правоотношений между ними. Суд ЕАЭС — единственный орган этой структуры, который выполняет роль судебного органа в рамках наднационального правосудия. Это объясняется тем, что процесс интеграции не стоит на месте, государства находят различные «точки соприкосновения» и новые пути взаимодействия, появляются новые цели, задачи, соглашения и договоры.

Правовой статус Суда, его компетенция, полномочия и состав закреплены в Договоре о Евразийском экономическом союзе, Статуте Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору о ЕАЭС), а так же в Регламенте Суда Евразийского экономического союза.

Компетенция Суда состоит в разрешении и рассмотрении споров, возникающих в процессе развития интеграционного объединения, а эффективность его работы — гарантия сохранения международного авторитета Суда и прочных взаимоотношений стран-участников Союза. Вместе с решениями и распоряжениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, акты Суда образуют вторичное право Союза. В компетенцию Суда входят споры, которые возникают по вопросам реализации международных договоров, соглашений, решений органов Союза. Компетенция Суда не распространяется на физических лиц, так как возможность обращаться в Суд в случае нарушения прав имеют только государства-участники и хозяйствующие субъекты. Этот факт можно рассматривать в качестве некоторого пробела, ведь создание возможности для физических лиц позволило бы расширить сферу воздействия Суда и обеспечить защиту прав и интересов физических лиц на наднациональном уровне, укрепить статус Суда ЕАЭС как высшего юридического органа на постсоветском пространстве.

Что касается судебных актов, то они играют важную роль в правовой системе Союза, которая стремится к синхронизации и углублению интеграции с международным правом [2]. Это закреплено так же и в п. 50 Статута Суда: Суд применяет международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства-стороны спора; решения и распоряжения органов Союза, общепризнанные принципы и нормы международного права и международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы [6]. Судебные акты Суда ЕАЭС принимаются в форме: решения (по существу спора) и постановления (по процедурным вопросам). По заявлению государства-члена Суд может дать разъяснение положений Договора, международных договоров и решений — консультативное заключение, которое носит рекомендательный характер. Интересно то, что Суд не может обязать государство исполнить судебное решение в случае, если для него решение суда оценивается как нежелательное. Данный факт часть исследователей считает пробелом в Договоре, который требует пересмотра, особенно с учетом положительного опыта Суда Европейского союза.

Учреждение Суда ЕАЭС ознаменовало собой создание своеобразного гаранта по обеспечению единого толкования права Союза, договоров, соглашений, что, несомненно, способствует развитию интеграции. Интеграция — это построение более тесных взаимоотношений между государствами по социальным, экономическим, политическим вопросам. Развитие интеграции на постсоветском пространстве предполагает создание особого правопорядка ЕАЭС, который основан на основных принципах, закрепленных в международных договорах. Главная задача Суда — придать исполнительность правовым актам Союза, осуществлять контроль над реализацией договоров и исполнением государствами-участниками своих обязанностей. Суд стал правопреемником предшествующего судебного органа — Суда ЕврАзЭС, а так же вобрал в свою компетенцию те направления, которые являются актуальными в современных международных органах правосудия. Осуществление Судом ЕАЭС правосудия играет значимую роль в развитии подхода Российской Федерации к интеграционному процессу. Для определения эффективности процесса интеграции можно выделить несколько критериев. Во-первых, осуществляя правосудие и разрешая споры, возникающие между государствами-участниками Союза, Суд ЕАЭС косвенно влияет на формирование права Союза. Суд выносит решение и тем самым создает наглядный пример того, как будут разрешаться подобные споры в будущем. Во-вторых, обеспечение единообразного толкования права Союза всеми его участниками оказывает положительное влияние на сохранение международного интеграционного объединения. Только активное взаимодействие и открытый диалог участников Союза могут помочь Суду в формировании единого правопорядка. В-третьих, в качестве показателя эффективности работы Суда можно отметить положительную динамику исполнения национальными судами государств-участников решений Суда ЕАЭС. Этому способствует нарастающий юридический авторитет Суда — орган заявил о себе, как о независимом, справедливом и беспристрастном судебном учреждении.

Вопрос о правовом статусе Суда ЕАЭС является дискуссионным. Часть ученых считает, что Суд ЕАЭС является ярким примером передачи государствами-участниками их компетенции органам интеграционного объединения, что приводит к формированию обособленной наднациональной правовой системы. Другая часть исследователей полагает, что некорректно говорить о формировании обособленной наднациональной правовой системы в силу того, что отсутствуют какие-либо специальные признаки [3]. Таким образом, Суд ЕАЭС — орган международного правосудия, который осуществляет определенные функции. Стоит отметить, что подобные международные органы обеспечивают взаимодействие государств-участников и положительное развитие интеграционных процессов. Важно и то, что наднациональные органы не являются полностью обособленными, ведь государство передает не суверенитет, а лишь доверяет определенные полномочия. Это означает, что государство реализует регулятивные функции не только в рамках национального, но и наднационального права.

Правовой статус Суда ЕАЭС характеризуется, в первую очередь, независимостью. Это обусловлено тем, что правовая позиция Суда не основывается на позиции какой-либо одной страны-участницы Союза. Ни государства, ни другие органы и учреждения Союза не оказывают влияния на работу Суда ЕАЭС. Согласно п. 2 Статута Суда, основная цель — обеспечение единообразного толкования и применения права Союза не только государствами-членами, но и другими органами. Некоторые исследователи считают, что Суд исполняет роль «конституционного» суда, исходя из целей его деятельности. А другие исследователи склонны считать, что Суд имеет особенную природу, что не позволяет провести параллель между национальными конституционными судами и международными судами [1]. В пользу этой позиции можно отметить и то, что Суд рассматривает споры между государствами-членами, осуществляет судебное разбирательство в каждом конкретном случае, а национальные суды не имеют таких полномочий. Итак, три функции Суда, позволяющие рассматривать его обособленно от национальных судебных систем: интеграционная, юрисдикционная, правоохранительная. Юрисдикционная функция направлена на разрешение споров между государствами-участниками Союза, а так же на применение права Союза. Интеграционная функция направлена на сближение правовых систем государств-участников, выявление и устранение юридических коллизий, укрепление правоотношений участников Союза. По мнению профессора Т. Н. Нешатаевой, правоохранительная функция Суда обеспечивает соблюдение участниками Союза основных принципов рыночной экономики, например — принцип добросовестной конкуренции. Данная функция реализуется посредством дачи консультативных заключений и разрешения споров, возникающих в случае применения методов недобросовестной конкуренции хозяйствующими субъектами Союза. В качестве примера осуществления правоохранительной функции можно привести дело ПАО «НКМЗ» против КТС и Graphite India Limited и HEGLimited против ЕЭК [5].

Принимая судебные акты, Суд ЕАЭС способен улучшить отношения между государствами-участниками Союза. Условия эффективной интеграции — создание единой правовой системы, обеспечение правопорядка между членами объединения — в первую очередь, задача судебных учреждений. К сожалению, на данный момент Суд ЕАЭС не может принимать преюдициальные заключения, что усложняет интеграционные процессы [6]. Таким образом, Суд ЕАЭС — необходимый и значимый элемент интеграционного процесса [7]. Стоит отметить, что на данный момент Суд не в полной мере реализовал прочие методы усиления интеграционных процессов. На мой взгляд, необходимо популяризовать практику деятельности Суда ЕАЭС, что позволит охватить большее количество экономических субъектов государств-членов. Это даст им возможность обратиться к данному судебному механизму в случае возникновения споров и нарушения прав.

Литература:

  1. Ануфриева Л. П. ЕАЭС и «право ЕАЭС» в международно-правовом измерении // Московский журнал международного права. 2016. URL: http://www.mjil.ru/jour/article/view/199 дата обращения 16.04.2018).
  2. Капустин А. Я. Право Евразийского экономического союза: Международноправовой дискурс // Журнал российского права. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza-mezhdunarodnopravovoy-diskurs (дата обращения 15.04.2018).
  3. Кирин Алексей Александрович. Попытка правовой идентификации Суда Евразийского экономического союза // Молодой ученый. 2016. № 8. URL: https://moluch.ru/archive/112/28783/ (дата обращения 18.04.2018).
  4. Олейник М. А. Наднациональные инструменты разрешения правовых споров в рамках Евразийского экономического союза // Отечественная юриспруденция. 2016. № 10. URL: https://legalscience.ru/images/PDF/2016/12/nadnatsionalnye-instrumenty-razresheniya.pdf (дата обращения 18.04.2018).
  5. Постановление Суда Евразийского экономического сообщества от 22 апреля 2014 года.
  6. Приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе 6 Статут Суда Евразийского экономического союза. URL: http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/EVRAZES/Annex_2_ru.pdf (дата обращения 15.04.2018).
  7. Соколова Н. А. евразийская интеграция: возможности Суда Союза // Lex Russia. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskaya-integratsiya-vozmozhnosti-suda-soyuza (дата обращения 18.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Суд, Евразийский экономический союз, правовой статус Суда, постсоветское пространство, Статут Суда, государствами-участник Союза, разрешение споров, договор, компетенция Суда, интеграционное объединение.


Похожие статьи

Проблемы разрешения споров Судом Евразийского...

Компетенция суда Евразийского Экономического союза определена главой IV Статута Суда ЕАЭС

«Суд Союза рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и(или) решений органов Союза

Попытка правовой идентификации Суда Евразийского...

Суд, орган, Статут Суда, интеграционное объединение, разрешение споров, правоохранительная функция, орган Союза, многосторонняя торговая система, Евразийский экономический союз...

Составы суда ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Споры, возникающие между участниками Союза, Суд рассматривает в составе Большой коллегии, Коллегии и Апелляционной палаты.

На заседаниях Большой коллегии дела рассматриваются в случаях, предусмотренных подпунктом 1 п. 39 Статута Суда: Суд...

Эффективность применения решений Экономического суда СНГ...

Правовой статус суда Евразийского экономического союза.

Статута Суда Евразийского экономического союза (Приложение № 2 к Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) URL: http.

Системы разрешения международных споров в рамках ВТО...

Проанализировав статут суда союза, я пришел к выводу, что суд имеет наднациональный характер. Тем самым суд ЕАЭС отдаленно напоминает суд Европейского союза, однако, следует отметить, что суд Европейского союза имеет больше полномочий.

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

Белоруссия, Единое экономическое пространство, постсоветское пространство, Казахстан, межгосударственная интеграция, Евразийский экономический союз, Россия, страна СНГ, Таможенный союз, экономическое...

Досудебное урегулирование споров в суде Евразийского...

Процедура досудебного урегулирования спора является обязательным этапом рассмотрения спора в Суде Евразийского экономического союза, в соответствии со ст. 43 Статута Суда Евразийского экономического союза...

Суд, орган, Статут Суда, интеграционное объединение...

Правовой статус суда Евразийского экономического союза.

Попытка правовой идентификации Суда Евразийского... Суд, орган, Статут Суда, интеграционное объединение, разрешение споров, правоохранительная функция, орган Союза, многосторонняя торговая...

Международно-правовое регулирование процедуры досудебного...

Статут Международного Суда ООН составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

Институт примирения, альтернативное регулирование... Досудебное урегулирование споров в суде Евразийского экономического союза.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы разрешения споров Судом Евразийского...

Компетенция суда Евразийского Экономического союза определена главой IV Статута Суда ЕАЭС

«Суд Союза рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и(или) решений органов Союза

Попытка правовой идентификации Суда Евразийского...

Суд, орган, Статут Суда, интеграционное объединение, разрешение споров, правоохранительная функция, орган Союза, многосторонняя торговая система, Евразийский экономический союз...

Составы суда ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Споры, возникающие между участниками Союза, Суд рассматривает в составе Большой коллегии, Коллегии и Апелляционной палаты.

На заседаниях Большой коллегии дела рассматриваются в случаях, предусмотренных подпунктом 1 п. 39 Статута Суда: Суд...

Эффективность применения решений Экономического суда СНГ...

Правовой статус суда Евразийского экономического союза.

Статута Суда Евразийского экономического союза (Приложение № 2 к Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) URL: http.

Системы разрешения международных споров в рамках ВТО...

Проанализировав статут суда союза, я пришел к выводу, что суд имеет наднациональный характер. Тем самым суд ЕАЭС отдаленно напоминает суд Европейского союза, однако, следует отметить, что суд Европейского союза имеет больше полномочий.

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

Белоруссия, Единое экономическое пространство, постсоветское пространство, Казахстан, межгосударственная интеграция, Евразийский экономический союз, Россия, страна СНГ, Таможенный союз, экономическое...

Досудебное урегулирование споров в суде Евразийского...

Процедура досудебного урегулирования спора является обязательным этапом рассмотрения спора в Суде Евразийского экономического союза, в соответствии со ст. 43 Статута Суда Евразийского экономического союза...

Суд, орган, Статут Суда, интеграционное объединение...

Правовой статус суда Евразийского экономического союза.

Попытка правовой идентификации Суда Евразийского... Суд, орган, Статут Суда, интеграционное объединение, разрешение споров, правоохранительная функция, орган Союза, многосторонняя торговая...

Международно-правовое регулирование процедуры досудебного...

Статут Международного Суда ООН составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

Институт примирения, альтернативное регулирование... Досудебное урегулирование споров в суде Евразийского экономического союза.

Задать вопрос