Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности таможенных органов в условиях формирования новой системы правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.10.2017

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Мовчан, А. З. Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности таможенных органов в условиях формирования новой системы правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения / А. З. Мовчан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45829/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена вопросам обеспечения законности в деятельности таможенных органов в условиях формирования новой системы правовых актов, регулирующих таможенных правоотношения.

Проведен анализ судебной практики Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ по вопросам применения льгот по уплате таможенных пошлин. Делается вывод о том, что формируется новая система правовых актов, которые в перспективе окажут существенное влияние на регулирование таможенных правоотношений в ЕЭС в целом и в Российской Федерации в частности.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный кодекс ЕАЭС, прогноз развития взаимоотношений в рамках ЕАЭС для стран-членов в условиях приоритетности электронных процессов

Таможенное регулирование можно разделить на национальный и наднациональный уровни. Наделение правотворческой компетенцией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) способствует тому, что центр тяжести смещен в сторону наднационального уровня.

Порядок перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) регулируют международные правовые акты: Декларация о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., Акты евразийского высшего экономического и межправительственного советов, Таможенный Кодекс Таможенного союза (ТК ТС).

Основы таможенного-тарифного и нетарифного регулирования определяют внутринациональные правовые акты: Федеральный Закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Гражданский, Уголовный и Налоговый кодексы, Федеральный Закон № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный Закон № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой дельности», Кодекс об административных правонарушениях и др.

Вышеуказанное правовые нормы содержат в себе ряд противоречий. Решить эти противоречия можно только путем разработки нового кодекса.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы на основе анализа существующего таможенного законодательства и проекта нового ТК ЕАЭС выявить положительные и отрицательные стороны законодательства, спрогнозировать развитие взаимоотношений в рамках ЕАЭС для стран-членов в условиях приоритетности электронных процессов.

В теории административного права административная юрисдикция определяется как административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных [1].

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу после получения ЕЭК уведомлений о ратификации Договора от всех пяти стран-участниц.

Ожидается, что за счет синхронизации проведения внутригосударственных процедур и направления в ЕЭК уведомлений об их проведении, будет обеспечено вступление в силу Договора о ТК ЕАЭС с начала 2018 года [2].

ТК ЕАЭС состоит из 9 разделов, 60 глав и не имеет разделения на общую и специальную части, в то время как ТК ТС состоял из 8 разделов, 50 глав и делился на общую и специальную части.

ТК ЕАЭС направлен на систематизацию на всей территории ЕАС практики сформированной локально в каждом государстве.

Главное новшество кодекса — существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный формат с целью исключить влияние человеческого фактора. Три основных изменения в новом кодексе: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. Электронные технологии охватывают весь процесс — от поступления до его выпуска на рынок для продажи. Сегодня основные таможенные процедуры оформляются на бумагу, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот. После введения ТК ЕАЭС большинство таможенных процедур будут реализовываться в электронном формат, а бумажные носители будут их дублировать. Все государственные органы, министерства и ведомства будут вынуждены переформатировать свои технологии таким образом, чтобы процедуры изначально прописывались в электронном виде, а не переносились в электронный формат с бумажных носителей.

Повышение статуса уполномоченного экономического оператора — еще одно нововведение кодекса. Компании, которые будут соответствовать необходимым критериям смогут его получить. Организации смогут использовать упрощенные таможенные процедуры, включая возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе, использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, убытием товаров с этой территории, и прочее. Уполномоченные операторы будут являться партнерами государства, которые обеспечат ведение легального бизнеса. Таким образом контролирующие органы смогут сосредоточится на реальных нарушителях, не отвлекаясь там самым на проверку законопослушных организаций.

При использовании информационных технологий существенная роль отводиться системе управления рисками.

Введение ТК ЕАЭС декларации будут обрабатываться информационной системой управления рисками, которая будет оценивать сведения, содержащиеся в декларациях, и находить те, которые отправляются на автоматический выпуск и декларации, требующие проверки со стороны должностных лиц таможенных органов.

Декларации, которые подлежат автоматическому выпуску, выпускаются и выдается ответ с информацией о выпуске. Количество таких деклараций должно постепенно расти, несмотря на массовость фирм-однодневок. Таким образом большее количество ресурсов таможенных органов будет направлено на детальную проверку деклараций подозрительного характера.

ТК ЕАЭС является проектом международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, и который разработан при участии государственных органов, специалистов ЕЭК и представителями бизнеса пяти стран.

Инновационный характер ТК ЕАЭС неизбежно приведет к тенденции роста объемов торговли и развития союзных экономик, дальнейшего углубления евразийской интеграции ее качественному развитию.

Необходимо понимать, что на начальном этапе формирования правоприменительной практики неизбежно будут возникать проблемы единообразного толкования норм ТК ЕАЭС у сотрудников таможенных органов и участников внешней экономической деятельности. Так же, необходимо сказать о том, что принятие нового кодекса потребует положить начало разработки на национальном уровне законодательных актов, направленных на реализацию отсылочных норм ТК ЕАЭС.

Нужно ответить на ряд вопросов:

  1. Как разрешить возникающие противоречия между российским таможенным законодательством и правом Союза?
  2. В праве ли российские суды и иные правоприменители толковать положения права Союза, принятого в сфере таможенного регулирования?
  3. Что делать, если противоречия возникают внутри права Союза?

Невозможно применять право без разъяснения его смысла. 12 мая 2016 г. Пленум Верховного суда РФ принял постановление № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»

[3]. В постановлении закреплены правовые позиции еще из практик Высшего Арбитражного суда РФ по таможенной тематике.

Ряд вопросов, решенных в праве Союза, находят особое применение в национальной практике применения права. Соответственно каждая из стран — участников Союза не лишена возможности регулировать толкование норм права исходя из потребностей существующих реалий.

Пункт 2 Постановления № 18 разъясняет последствия возникновения коллизий между правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» распространяет свое действие на отношения, возникающие в российской Федерации как части единой таможенной территории Союза.

Однако также в п.2 Постановления № 18 говориться о том, что коллизионный приоритет права Союза не может приводить к нарушению прав и свобод граждан (организаций), гарантированных конституцией РФ. В частности, при применении норм права Союза, которые устанавливают (изменяю, прекращают) права и обязанности по уплате таможенных платежей, использованию таможенных льгот, должен учитываться принцип недопустимости придания обратной силы новом таможенному регулированию, ухудшающему положение участников длящихся правоотношений.

Существующий принцип единства таможенного регулирования, закрепленный статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, участником которого является Российская Федерация, и наличие единой таможенной территории Союза порождают приоритет права Союза. Конституция определяет заключенные Российской Федерацией международные договоры как неотъемлемые части ее правовой системы. Однако, мы знаем, что если международный договор Российской Федерации устанавливает иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то должны применяться правила международного договора.

Конституционный суд РФ рассмотрел одно из дел, где впервые был поставлен вопрос о допустимости применения акта наднационального регулирования Таможенного союза, который устанавливал новые условия применения таможенных льгот в отношении оборудования, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал до принятия этого акта.

Конституционный суд пояснил, что, применяя новые наднациональные акты таможенного регулирования, российские органы обязаны избегать пересмотра установленного на момент предоставления таможенных льгот правового режима их использования, противоречащего общеправовому принципу «закон обратной силы не имеет» (определение от 03.03.2015 № 417-О). Суд в качестве ссылке указал статью 57 Конституции Ф.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ, учитывая позицию Конституционного суда, пересмотрела ряд дел, вынесенных не в пользу плательщиков таможенных пошлин, которым таможенные органы со ссылкой на вновь принятые акты Таможенного союза отказали в применении льгот по уплате таможенных платежей (определения от 21.07.2015 № 305- КГ15–2443, от 08.09.2015 № 308-КГ15–2483, от 30.09.2015 № 302-КГ15–2428).

Верховный суд РФ отказал в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ поскольку признал оспариваемые действия таможенного органа не основанными на нормах международных договоров (определения от 27.07.2017 № 308-КГ17–9157, от 27.07.2017 № 308-КГ17–9160).

В Постановлении № 18 указано на необходимость учитывать акты Суда Союз, принятые в соответствии с п. 39 Статута Суда, когда при разрешении дела стоит вопрос о применении таможенных норм права Союза.

Хозяйствующие субъекты имеют право обратиться с Суд Союза, когда решения Комиссии затрагивают на прямую их права и законные интересы в сфере экономической деятельности и при этом противоречат Договору и (или) международным договорам в рамках Союза (подп. 2 п. 29 Статута Суда).

Существование указанной нормы говорит о значительном потенциале Суда Союза в разъяснении норм права Союза и изъятии из него актов таможенного законодательств, нарушающих права и законные интересы субъектов экономической деятельности.

Однако, согласно п. 113 Статута Суда, действие решения Комиссии или его отдельных положений, признанных Судом не соответствующими Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, продолжается после вступления в силу соответствующего решения Суда до исполнения Комиссией данного решения Суда.

В каждом индивидуальном случае необходимо учитывать особенность оспоренного в суде Союза акта таможенного регулирования для того чтобы российский суд смог принять справедливое решение по таможенному спору.

Например, если Суд Союза установил нарушения, допущенные при принятии Комиссией решения о таможенной классификации отдельного вида товаров, то при рассмотрении в российском суде спора между декларантом и таможенным органом о классификации определенного товара, на основании положений ст.18 и ст.120 Конституции РФ такой спор рассматривается с исключением из нормативной базы акта Комиссии.

Анализ судебной практики показывает, что сегодня мы является свидетелями формирования новой системы правовых актов, которые в перспективе окажут существенное влияние на регулирование таможенных правоотношений в ЕЭС в целом и в Российской Федерации в частности. При этом формирование новой системы правых актов происходит в рамках парадигмы «достижение баланса между упрощениями для легальной международной торговли и обеспечением национальной безопасности».

Так приведенные факты свидетельствуют о том, что в условиях введения в действие ТК ЕАЭС невозможно без толкования норм права: прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее смысл, а при необходимости и довести результаты толкования до других заинтересованных лиц.

Литература:

  1. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. 415 с.
  2. О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: решение № 233 Коллегии Евразийской экономической комиссии (принято в г. Москве 18.12.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: htt://www.eurasiancommission.org.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» // Российская газета. N 105. 18.05.2016.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, таможенное регулирование, акт, верховный суд РФ, Евразийский экономический союз, Союз, международный договор, Статут Суда, Таможенный кодекс, Таможенный союз.


Ключевые слова

Евразийский экономический союз, Таможенный кодекс ЕАЭС, прогноз развития взаимоотношений в рамках ЕАЭС для стран-членов в условиях приоритетности электронных процессов

Похожие статьи

Составы суда ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассматривается структура Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, Армения, член ЕЭС, россия, Беларусь.

Совершенствование таможенного декларирования...

Совершенствование таможенного декларирования в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенное декларирование, Евразийский экономический союз, ТК ЕАЭС, таможенные операции, электронная форма декларирования...

Теоретические аспекты условного выпуска товаров...

3) государством – членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) в отношении товара применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС...

Попытка правовой идентификации Суда Евразийского...

Суд, орган, Статут Суда, интеграционное объединение, разрешение споров, правоохранительная функция, орган Союза, многосторонняя торговая система, Евразийский экономический союз, евразийская интеграция.

Правовой статус суда Евразийского экономического союза

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, Суд ЕАЭС, СНГ, правовой статус, международная интеграция, международное право. Суд Евразийского экономического союза — это международный орган правосудия...

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, СУР, ЕАЭС, профиль риска. С 1 января 2015 г. начал функционировать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в основу которого положены принципы обеспечения свободы движения товаров...

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры»...

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета

Ключевые слова. Евразийский экономический союз, таможенные операции, таможенный процедуры, ТК ТС.

Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов...

1.Таможенный кодекс ЕАЭС: – Глава 9, статья 70. Таможенные платежи; Международные договоры стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС, в том числе различные Конвенции: – Договор о Евразийском экономическом союзе

Похожие статьи

Составы суда ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассматривается структура Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, Армения, член ЕЭС, россия, Беларусь.

Совершенствование таможенного декларирования...

Совершенствование таможенного декларирования в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенное декларирование, Евразийский экономический союз, ТК ЕАЭС, таможенные операции, электронная форма декларирования...

Теоретические аспекты условного выпуска товаров...

3) государством – членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) в отношении товара применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС...

Попытка правовой идентификации Суда Евразийского...

Суд, орган, Статут Суда, интеграционное объединение, разрешение споров, правоохранительная функция, орган Союза, многосторонняя торговая система, Евразийский экономический союз, евразийская интеграция.

Правовой статус суда Евразийского экономического союза

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, Суд ЕАЭС, СНГ, правовой статус, международная интеграция, международное право. Суд Евразийского экономического союза — это международный орган правосудия...

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Ключевые слова: таможенный контроль, система управления рисками, СУР, ЕАЭС, профиль риска. С 1 января 2015 г. начал функционировать Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в основу которого положены принципы обеспечения свободы движения товаров...

О понятиях «таможенные операции» и «таможенные процедуры»...

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета

Ключевые слова. Евразийский экономический союз, таможенные операции, таможенный процедуры, ТК ТС.

Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов...

1.Таможенный кодекс ЕАЭС: – Глава 9, статья 70. Таможенные платежи; Международные договоры стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС, в том числе различные Конвенции: – Договор о Евразийском экономическом союзе

Задать вопрос