Типы мультипликаторов для оценки стоимости нефтяных компаний методами сравнительного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 11.05.2018

Статья просмотрена: 1073 раза

Библиографическое описание:

Нестеренко, В. С. Типы мультипликаторов для оценки стоимости нефтяных компаний методами сравнительного подхода / В. С. Нестеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50177/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируются особенности применения существующих мультипликаторов для оценки стоимости компании в нефтегазовом секторе, а также предлагается адаптация имеющегося списка мультипликаторов к особенностям рассматриваемой отрасли.

Ключевые слова: оценка стоимости бизнеса, сравнительный подход в оценке, мультипликаторы, компании-аналоги.

The article analyzes features of the use of multiplier funds for the valuation of the company in the oil and gas sector, as well as the adaptation of the existing list of multipliers to the features of this industry.

Keywords: business valuation, comparative approach in valuation, multipliers, analog companies.

Применение методов сравнительного подхода состоит в работе с финансовой информацией, относящейся к компаниям-аналогам. Следующим этапом за анализом финансового состояния компании осуществляется расчет мультипликаторов, которые включают в себя как общие, так и специфические. К категории общих мультипликаторов относятся те, которые применимы для каждого сегмента рынка. К ним относятся следующие:

  1. «Цена / Прибыль»;
  2. «Цена / Денежный поток»;
  3. «Цена / Дивиденды»»;
  4. «Цена / Выручка от реализации»;
  5. «Цена/Физический объем»;
  6. «Цена / Балансовая стоимость».

Анализ цены нефтяных компаний актуален по причине того, что уже разработанные коэффициенты и мультипликаторы не адаптировались к отраслевым особенностям нефтегазового сектора, несмотря на то, что для российской экономики он считается одним из системообразующих. Углеводородные продукты обеспечивают около 90 % первичного потребления энергии, в связи с чем играют достаточно важную роль в мировой экономике [1, c. 67–69]. Несмотря на увеличивающийся темп роста добычи в регионах, относящихся к Ближнему Востоку, в 2016 году удалось нейтрализовать избыток предложения за счет увеличения спроса на нефть. Такая тенденция увеличивающегося спроса, в соответствии с прогнозами аналитиков будет актуальной в ближайшие годы. Для формулировки отраслевых мультипликаторов, необходимо определить, какие именно факторы могут повлиять на капитализацию компании в данной сфере. Кроме основных финансовых показателей, таких как выручка, чистая прибыль, денежные потоки, дивиденды, существуют показатели, характерные для отрасли: годовая добыча нефти и газа, капитальные разведывательные вложения и вложения в добычу, вариация стоимости барреля нефти. Каждый из вышеупомянутых показателей считается дополнительным рассматриваемым инвестором критерием при принятии решения о вложении в бизнес данной отрасли [2, c. 19–25]. Следовательно, для оценивания необходимо учитывать эти факторов, так как их игнорирование способно привести к искажениям итоговой стоимости объекта оценки. Список необходимых мультипликаторов должен быть дополнен отраслевыми мультипликаторами такими, как:

  1. «Цена/ годовая добыча нефти»;
  2. «Цена/ капитальные вложения в разведку и добычу»;
  3. «Цена/ цена за баррель нефти».

Первый предложенный мультипликатор дает возможность учесть особенности и результаты основной деятельности компании и сопоставить объемы добычи с объемами компаний — аналогов. Учет данного показателя способствует определению степени аналогичности выбранных компаний и определяет, будет ли их цена эквивалентной цене объекта. Наблюдающийся рост в данной отрасли на протяжении последних лет предполагает и увеличение значения показателя годовой добычи, что демонстрирует связь рассмотренного мультипликатора с особенностями рассматриваемой сферы.

Учет в мультипликаторах показателя капитальных вложений в разведку и добычу позволяет устранять важный недостаток сравнительного подхода: отсутствие учета потенциала компании. Величина вложений может дать инвесторам данные о средствах компании, которые направлены на собственное развитие и расширение. Специфической особенностью рассматриваемой отрасли является наличие постоянных инвестиций в процесс разведки, в проведение научных разработок, инвестиции в обновление оборудование. Рассматриваемый мультипликатор может показать, как такие вложения оказывают влияние на стоимость бизнеса. Уже на теоретической стадии разработки данного показателя можно предположить, позитивный эффект: инвесторы всегда заинтересованы в развитии компании, в которую они направляют свои средства.

Учет влияния цены за баррель нефти оценке стоимости компании сравнительным подходом в отрасли нефти и газа позволяет определить связь между воздействием рыночных сил и самой стоимостью компании. Данный показатель не всегда в полной мере является объективным и иногда коррелирует с внешними факторами, такими как политика страны, вход на рынок новых конкурентов, изучение альтернативных источников энергии, информационные войны. Его включение в состав мультипликаторов дает возможность связать стоимость оцениваемой компании не только с компаниями — аналогами, но и с изменениями рыночной ситуации, которые следует считать внешними по отношению к нефтяным компаниям.

Все учтенные мультипликаторы дают возможность объективно сравнить компании- аналоги и сформулировать максимально реалистичную стоимость компании- объекта оценки. Для оценивания необходимо не только учитывать стандартные финансовые показатели, которые характерны для всего рынка, но и разрабатывать специфические, относящиеся к конкретной отрасли, коррелирующие с изменениями в ней.

Литература:

  1. Зайцев А. В. «Оценка бизнеса. Электронный учебный курс» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ozenka-biznesa.narod.ru/glava6.htm (Дата обращения 25.04.2018).
  2. Масленкова О. Ф. «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» Учебное пособие. Издательство: Кнорус,2017г. — 288с.
  3. Пратт Ш. П. «Оценка бизнеса. Скидки и премии». Издательство: Маросейка, 2011г. — 412с.
  4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. От 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
  5. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».
Основные термины (генерируются автоматически): сравнительный подход, цена, мультипликатор, вложение, нефтегазовый сектор, особенность, оценка стоимости компании, показатель, рассматриваемая отрасль.


Ключевые слова

компании-аналоги, оценка стоимости бизнеса, сравнительный подход в оценке, мультипликаторы

Похожие статьи

Методические подходы к оценке стоимости компании

В данной статье дана характеристика основных подходов к оценке стоимости компании, приведен цикл создания стоимости бизнеса, проведен сравнительный анализ подходов к оценке бизнеса, выявлены их достоинства и недостатки.

Методики анализа финансовых результатов

В данной статье представлено сравнение известных методик анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, предложенные разными авторами.

Определение рыночной стоимости объектов недвижимости в условиях неразвитого рынка

В исследовании рассматривается проблема определения рыночной стоимости объектов коммерческой недвижимости в условиях неразвитого рынка, характеризующегося низкой ликвидностью и ограниченным количеством сделок. Актуальность темы обусловлена наличием т...

Метод рынка капитала при оценке стоимости телекоммуникационной компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты и практическое применение метода рынка капитала в рамках реализации сравнительного подхода при оценке стоимости телекоммуникационной компании ПАО «Ростелеком».

Методы оценки стоимости активов и обязательств компании в российской и международной практике

В статье рассмотрены методы оценки стоимости активов и обязательств компании в российской и международной практике. Выделены подходы к оценке стоимости активов и обязательств компании. Выделены достоинства и недостатки подходов к оценке. Выделены отл...

Методика формирования интегральной оценки конкурентоспособности кредитной организации

В статье представлена методика агрегирования показателей для формирования интегральной оценки конкурентоспособности коммерческого банка. Описан механизм определения значимости параметров с применением методов многокритериальной оптимизации. Рассчитан...

Оценка стоимости бизнеса в современных условиях: подходы и методы

В данной статье рассматривается сущность оценки бизнеса как одного из ключевых инструментов инвестиционной деятельности компании, которая базируется на двух подходах, основанных на расчете дисконтированной стоимости компании и сравнительном анализе к...

Методы оценки инвестиционной привлекательности

В статье автором рассматриваются методы оценки инвестиционной привлекательности. Рассмотрены достоинства и недостатки методов оценки инвестиционной привлекательности. Рассмотрены особенности методов оценки инвестиционной привлекательности на предприя...

Относительная модель оценки влияния внешней среды на стоимость акций предприятий нефтегазовой промышленности

В рамках данной статьи приводятся результаты регрессионного анализа, описывающего влияние факторов внешней среды на стоимость предприятий нефтегазовой промышленности. Полученные регрессионное уравнение позволяет установить приоритетные направления уп...

Оценка стоимости консалтинговых компаний

Актуальность темы раскрывает само понятие оценки бизнеса — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Ни одна сделка по слиянию и поглощению не происходит без оценки стоимости бизнеса, в том числе для определения эффекта от ...

Похожие статьи

Методические подходы к оценке стоимости компании

В данной статье дана характеристика основных подходов к оценке стоимости компании, приведен цикл создания стоимости бизнеса, проведен сравнительный анализ подходов к оценке бизнеса, выявлены их достоинства и недостатки.

Методики анализа финансовых результатов

В данной статье представлено сравнение известных методик анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, предложенные разными авторами.

Определение рыночной стоимости объектов недвижимости в условиях неразвитого рынка

В исследовании рассматривается проблема определения рыночной стоимости объектов коммерческой недвижимости в условиях неразвитого рынка, характеризующегося низкой ликвидностью и ограниченным количеством сделок. Актуальность темы обусловлена наличием т...

Метод рынка капитала при оценке стоимости телекоммуникационной компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты и практическое применение метода рынка капитала в рамках реализации сравнительного подхода при оценке стоимости телекоммуникационной компании ПАО «Ростелеком».

Методы оценки стоимости активов и обязательств компании в российской и международной практике

В статье рассмотрены методы оценки стоимости активов и обязательств компании в российской и международной практике. Выделены подходы к оценке стоимости активов и обязательств компании. Выделены достоинства и недостатки подходов к оценке. Выделены отл...

Методика формирования интегральной оценки конкурентоспособности кредитной организации

В статье представлена методика агрегирования показателей для формирования интегральной оценки конкурентоспособности коммерческого банка. Описан механизм определения значимости параметров с применением методов многокритериальной оптимизации. Рассчитан...

Оценка стоимости бизнеса в современных условиях: подходы и методы

В данной статье рассматривается сущность оценки бизнеса как одного из ключевых инструментов инвестиционной деятельности компании, которая базируется на двух подходах, основанных на расчете дисконтированной стоимости компании и сравнительном анализе к...

Методы оценки инвестиционной привлекательности

В статье автором рассматриваются методы оценки инвестиционной привлекательности. Рассмотрены достоинства и недостатки методов оценки инвестиционной привлекательности. Рассмотрены особенности методов оценки инвестиционной привлекательности на предприя...

Относительная модель оценки влияния внешней среды на стоимость акций предприятий нефтегазовой промышленности

В рамках данной статьи приводятся результаты регрессионного анализа, описывающего влияние факторов внешней среды на стоимость предприятий нефтегазовой промышленности. Полученные регрессионное уравнение позволяет установить приоритетные направления уп...

Оценка стоимости консалтинговых компаний

Актуальность темы раскрывает само понятие оценки бизнеса — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Ни одна сделка по слиянию и поглощению не происходит без оценки стоимости бизнеса, в том числе для определения эффекта от ...

Задать вопрос