Проблемы оценки стоимости бизнеса в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (243) февраль 2019 г.

Дата публикации: 30.01.2019

Статья просмотрена: 2832 раза

Библиографическое описание:

Макушева, О. Н. Проблемы оценки стоимости бизнеса в современных условиях / О. Н. Макушева, А. В. Макушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/243/54724/ (дата обращения: 16.12.2024).



Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к актуализации оценочной деятельности, информационно качественных результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы, поскольку представляют интерес для разных участников финансовых отношений при осуществлении таких операций, как кредитование, инвестирование, передача и/или переуступка прав, слияние и поглощение и т. д.

Проблема оценки стоимости современного предприятия (бизнеса) имеет достаточно широкое освещение в источниках современной научной экономической литературы отечественных и зарубежных авторов.

Различные стороны оценки стоимости бизнеса исследовались российскими учеными, среди которых особое место занимает вклад в исследование проблемы А. Кириченко, П. Круш, А. Кузьмина, Я. Маркуса, Т. Момот, Д. Олексича, С. Панкова, А. Шевчук и др. В зарубежной научной литературе проблема оценка стоимости бизнеса не является новой страницей, как в российской экономике, и находит реализацию в трудах Т. Коллера, М. Миллера, Ф. Модильяни, Дж. Стерна, Дж. Стюарта, К. Уолт, Г. Харрисона, У. Шарпа и прочих.

Несмотря на то, что аспекты оценки стоимости бизнеса (предприятия) подробно изучаются учеными разных стран и научных школ [1–7], в практике хозяйствования оценки применяется устоявшийся, апробированный многочисленными исследованиями инструментарий.

Но тем не менее вопрос обоснованного выбора эффективного метода оценки в зависимости от состояния исследуемого объекта, рыночного окружения и степени заинтересованности элементов внешнего окружения актуализируется.

Динамичность рыночного пространства, проблемы снижения качества прогнозных значений экономических параметров деятельности предприятий и существующие недостатками используемых методик оценки стоимости бизнеса (предприятия) свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования инструментов оценки субъектов хозяйствования.

Традиционно используемые доходный, затратный и сравнительный не учитывает показатели прогнозирования возможного роста или спада деятельности компании, предыдущие ее достижения и пр.

Оценка стоимости предприятия с использованием доходного подхода основана на определении стоимости будущих доходов, которые являются результирующим показателем его коммерческой деятельности и, возможно, информационной основой для дальнейшей его продажи.

Оценка предприятия с позиции доходного подхода в значительной степени зависит от того, как перспективно оно оценивается, т. е., по сути, оценивается его способность генерировать положительные денежные потоки в будущем от использования по назначению объекта оценки [4]. К одной из основных проблем, которые возникают при использовании данного подхода, относится прогнозирование будущих доходов.

Для расчета величины стоимости в рамках данного подхода важно получение достоверных и обоснованных данных относительно будущих доходов предприятия, что вызывает определенные сложности в процессе практического применения.

Использование данного подхода позволяет более полно учесть целевые значения стоимости, согласованные с показателями экономического и социального развития страны в целом, так как все хозяйствующие субъекты обладая отрегулированными системами учета и автоматизации своей деятельности, результатами проверки аудиторов и прочих соответствующих государственных органов, реализуют доходный подход на структурированной и проверенной информации, делая результаты оценки стоимости бизнеса обоснованными и объективными [2].

Следующим методом оценки стоимости бизнеса является метод непрямой капитализации или метод дисконтирования денежного потока, метод капитализации или метод прямой капитализации или метод экономической добавленной стоимости. Преимущества доходного подхода предприятия заключаются в том, что у него появляется реальная возможность рассчитать стоимость бизнеса (предприятия), исходя из качества текущих финансовых показателей, возможности получения будущих доходов на основе неявного сопоставления деятельности компании с аналогичными видами деятельности.

Однако, динамизм рыночного пространства и прочие факторы нестабильности затрудняют применение данного подхода.

В первую очередь, это связано с проблемами прогнозирования ключевых элементов оценки, а именно — составление прогноза на средне- или долгосрочный период (5–6 лет и более); планирование изменение стоимости непрофильных и нефункционирующих активов, собственного оборотного капитала для внесения корректив [3]; определение норм отдачи рабочего капитала, особенно альтернативной стоимости капитала и др.

Доходный метод характеризует способность бизнеса приносить прибыль в будущем и настоящую стоимость объекта, исходя из планируемых доходов в будущем.

Затратный подход, в отличие от доходного, рассматривает стоимость объекта оценки на сегодняшний день с точки зрения понесенных затрат на его создание в прошлом. Сущность затратного подхода заключается в том, что предприятие оценивается как совокупный имущественный комплекс, используемый для осуществления коммерческой (производственной, сбытовой, логистической, торговой и т. д.) деятельности.

При этом его стоимость бизнеса определяется путем переоценки ресурсов, которые были привлечены на формирование данного бизнеса, то есть оцениваются уже понесенные затраты.

Для расчета стоимости затратным подходом используют данные баланса на дату оценки. К наиболее распространенным методам данного подхода относят методы чистых активов и ликвидационной стоимости объекта. Особенности и преимущества затратного подхода заключаются в возможности оценить балансовую стоимость субъекта независимо от прибыльности ее деятельности.

Сравнительный подход основан на анализе цен на типичные объекты купли-продажи с возможной корректировкой отличительных сторон объектов сравнения и объектов оценки. Основным преимуществом сравнительного подхода является его простым в использовании и статистическая обоснованность в связи с реально существующими объектами оценки, что обеспечивает получение объективных данных, равно пригодных и для применения в других подходах

Одним из ограничением в применении сравнительного подхода является обязательное наличие активного рынка.

К недостаткам сравнительного подхода следует необходимость указания поправок, непосредственно влияющих на достоверность итогового результатов.

Также применение сравнительного подхода допустимо только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому бизнесу, но и по его аналогичным видам деятельности, принудительно отобранным оценщиком в процессе анализа [5].

Объективная оценка итогового результата сравнительного подхода базируются на принципе замещения или наличии эквивалентного заменителя, в соответствии со стоимостью оцениваемого бизнеса (предприятия) не может превышать стоимость другого доступного объекта оценки с аналогичными свойствами.

Сравнительный подход рекомендуется рассматривать с более широким учетом поправок на особенности деятельности оцениваемого бизнеса (предприятия) и рыночной стоимости аналогичных видов предприятий; на полные или частичные права собственности, которые доступны для покупки-продажи на момент осуществления оценки. В зависимости от типа экономических отношений, положенных в основу расчета стоимости рыночных аналогов, различают методы сравнительного подхода: метод закрытых сделок и метод котировок, которые основаны на сравнении стоимости аналогичных объектов собственности, зафиксированной в соглашениях [7].

Таким образом, оценка стоимости бизнеса (предприятия) представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс, выбор методов зависимости, как от сложностей процесса оценки, так и от экономических особенностей оцениваемого объекта м целей и принципов оценки.

Литература:

  1. Бродунов А. Н., Кичигин Ю. А. Об итоговых поправках при оценке бизнеса методами доходного подхода // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2014. — № 3 (150). — С. 65–70.
  2. Бушуева Н. В., Гофман Ж. Проблемы оценки стоимости бизнеса в современных условиях // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2017 — № 2 (21) — с.33–37.
  3. Коупленд Т. Стоимость компаний: оценка и управление. — М.: Олимп-Бизнес, — 2005. — 576 с.
  4. Круш П. В., Полищук С. В. Управление стоимостью предприятий // Маркетинг. — 2003.- № 4. — С. 16–19.
  5. Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? — М.: Дело, — 2001. — 212 с.
  6. Оценка бизнеса / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, — 2015. — 511 с.
  7. Шевчук А. В., Зименко А. В. Опциональный метод оценки бизнеса // Проблемы и перспективы развития банковской системы Украины: Сборник научных трудов. 2008. — № 2 (12). — С. 130–134.
Основные термины (генерируются автоматически): сравнительный подход, затратный подход, доходный подход, оцениваемый бизнес, вид деятельности, итоговый результат, оценка стоимости бизнеса, российская экономика, рыночное пространство, стоимость бизнеса.


Задать вопрос