Структура и полномочия органов исполнительной власти в области охраны водных объектов, выявление дублирования государственных функций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 1266 раз

Библиографическое описание:

Ушкова, Ольга. Структура и полномочия органов исполнительной власти в области охраны водных объектов, выявление дублирования государственных функций / Ольга Ушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 141-145. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50049/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время организация системы управления в сфере охраны водных объектов имеет ряд недостатков. Наиболее существенным является дублирование функций органов исполнительной власти, то есть, одним и тем же водным объектом могут управлять несколько ведомств. В данной статье формально рассматриваются полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны водных объектов. На основе рассмотрения положений федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод о том, дублирование функций и полномочий, приводит к неэффективности рассматриваемой системы управления водными объектами.

Ключевые слова: исполнительная власть, окружающая среда, водные объекты, охрана водных объектов, полномочия, экология, дублирование функций.

Основополагающие законы

Существенным недостатком в области охраны водных объектов является дублирование полномочий органов государственной власти. Для понимания сферы деятельности рассматриваемых органов исполнительной власти, необходимо проанализировать основополагающие законы регулируют деятельность, связанную с охраной водных объектов.

Основополагающими законами в области охраны водных объектов являются:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [1];
  2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-Ф [2];
  3. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ [3];
  4. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ [4];
  5. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 N 155-ФЗ [5];
  6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N 117-ФЗ [6];
  7. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ [7].

Федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление вобласти использования иохраны водных объектов

Для лучшего понимания структуры министерств и ведомств, в чьи полномочия входит охрана водных объектов, составлена схема. Структура представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура органов исполнительной власти

Согласно заданной структуре, необходимо более детально рассмотреть основные службы в сфере охраны водных объектов, а также подведомственные им службы. В рамках исследуемой темы, необходимо выделить общие функции органов исполнительной власти, касающиеся охраны водных объектов. В таблице 1 приведены функции и положения, в которых определены полномочия исследуемых служб.

Таблица 1

Положения, определяющие полномочия органов исполнительной власти

Федеральный орган исполнительной власти

Положение, определяющее полномочия

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)

Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 07.10.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370"

Федеральное агентство водных ресурсов России (Росводресурсы)

Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (ред. от 07.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов»

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет)

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 (ред. от 19.06.2017) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 утверждено Положение «О Федеральном агентстве по рыболовству»

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 05.05.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта»

Дублирование полномочий федеральных органов исполнительной власти

В процессе исследования полномочий, вышеперечисленных федеральных органов исполнительной власти, были выделены следующие общие функции и полномочия:

– Нормирование;

– Надзор (контроль);

– Установление правил (требований);

– Выдача разрешений (согласование);

– Мониторинг;

– Мероприятия по очистки водных объектов;

– Исследования воды и водных объектов.

Нормирование. Исследуя полномочия федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод, что водные нормативы устанавливают следующие федеральные органы исполнительной власти:

  1. Роспотребнадзор (нормативы по отношению к качеству воды);
  2. Росрыболовство (норматив допустимого улова водных биологический ресурсов);
  3. Ростехнадзор (нормативы по отношению сброса радиоактивных веществ в воду);
  4. Минсельхоз России (нормативы для водоемов рыбохозяйственного назначения);
  5. Минприроды России (нормативы качества для водных объектов).

Государственный надзор (контроль) в области использования и охраны водных объектов осуществляется следующими органами исполнительной власти:

  1. Роспотребнадзор;
  2. Минприроды России;
  3. Росрыболовство;
  4. Росприроднадзор;

Правила и требования в области охраны водных объектов устанавливают:

  1. Роспотребнадзор;
  2. Минприроды России;
  3. Минтранс России;
  4. Минсельхоз России.

Выдают разрешения на водопользование:

  1. Минсельхоз России;
  2. Росрыболовство;
  3. Росприроднадзор.

Мониторингом водных объектов занимаются 3 ведомства:

  1. Росрыболовство;
  2. Роспотребнадзор;
  3. Росгидромет.

Мероприятия по охране водных объектов входят в полномочия трех ведомств, однако каждое ведомство проводит мероприятия в пределах своей компетенции. Органы исполнительной власти осуществляющие мероприятия по охране водных объектов:

  1. Росморречфлот;
  2. Росрыболовство;
  3. Минприроды России.

Ведомства осуществляющие исследования воды в водных объектах:

  1. Роспотребнадзор;
  2. Росрыболовство.

Анализируя выделенные дублирования, можно выделить несколько моментов.

Согласно действующему законодательству и предоставленным органам контроля полномочиям одним водным объектом управляют несколько органов власти.

Дублирование полномочий и отсутствие ответственных за конечный результат деятельности приводит неэффективность системы управления. На одну и ту же функцию выделяется соответствующие финансирование, что также приводит ведет к неэффективному расходованию средств государственного бюджета.

Приведенные недостатки системы управления создают некую неясность в водных отношениях, проявления коррупции, влекущую за собой нарушение прав граждан, и хозяйствующих субъектов РФ, в частности это причиняет большие неудобства субъектам малого и среднего бизнеса, не позволяя своевременно реализовать свои законные права.

Можно предположить, что исключение функций дублирования посредством передачи права осуществления конкретной функции только одной службе, и упрощение существующей системы управления охраной водных объектов позволит повысить эффективность системы управления.

Литература:

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011): // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  4. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  5. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  6. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  9. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 03.04.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  10. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 (ред. от 07.10.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  11. О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 11.04.2018) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  12. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 (ред. от 13.10.2017) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  13. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 11.07.2016) // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  14. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  15. О Федеральном агентстве по рыболовству: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 утверждено Положение // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
  16. О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля 2004 // Консультант-Плюс: справ.-правовая система.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, Федеральная служба, постановление Правительства РФ, Россия, утверждение Положения, Федеральное агентство, минприрода России, постановление Правительства, область охраны.


Похожие статьи

Понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России

Автор рассматривает понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России и, на основе анализа нормативно-правовых источников и специальной литературы, обосновывает, что под государственным рег...

Государственное управление лесными ресурсами в РФ на современном этапе

Необходимость написания данной статьи обусловлена неблагоприятным положением дел в сфере лесного хозяйства. Отрасль развивается под воздействием ряда негативных факторов, включая частые пожары, противозаконная рубка деревьев, отсутствие эффективных м...

Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне

В своей работе автор рассматривает особенности управления имущественным комплексом муниципального образования. В статье схематически представлен состав муниципальной собственности, а также основные особенности муниципального имущественного комплекса....

Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются вс...

Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены различные точки зрения на проблему соотношения понятий «контроль» и «надзор», выявлены основные признаки государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности, а также проанализированы его принципы и предо...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном управлении в Российской Федерации. Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном управлении. Формулируются рекомендации по совершенствовани...

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

В статье рассматривается структура и основа административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также элементы его законодательного управления. Большое внимание отдано системе и разбору ограничений и запретов на муницип...

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения...

К вопросу о правовом статусе и перспективах муниципальных предприятий

Муниципальное унитарное предприятие является особой формой публичного образования, создаваемого органами государственной или муниципальной власти. Отличительной особенностью данных хозяйствующих субъектов следует признать то, что унитарные предприяти...

Похожие статьи

Понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России

Автор рассматривает понятие, сущность и формы государственного регулирования сферы обеспечения имущественной безопасности в России и, на основе анализа нормативно-правовых источников и специальной литературы, обосновывает, что под государственным рег...

Государственное управление лесными ресурсами в РФ на современном этапе

Необходимость написания данной статьи обусловлена неблагоприятным положением дел в сфере лесного хозяйства. Отрасль развивается под воздействием ряда негативных факторов, включая частые пожары, противозаконная рубка деревьев, отсутствие эффективных м...

Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне

В своей работе автор рассматривает особенности управления имущественным комплексом муниципального образования. В статье схематически представлен состав муниципальной собственности, а также основные особенности муниципального имущественного комплекса....

Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются вс...

Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены различные точки зрения на проблему соотношения понятий «контроль» и «надзор», выявлены основные признаки государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности, а также проанализированы его принципы и предо...

Некоторые вопросы организации работы органов прокуратуры в Российской Федерации

В статье рассматривается организация работы прокуратуры в Российской Федерации. Выделяются следующие принципы организации работы прокуратуры в Российской Федерации: принцип законности, принцип единства, принцип централизации, принцип гласности, принц...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном управлении в Российской Федерации. Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном управлении. Формулируются рекомендации по совершенствовани...

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

В статье рассматривается структура и основа административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также элементы его законодательного управления. Большое внимание отдано системе и разбору ограничений и запретов на муницип...

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения...

К вопросу о правовом статусе и перспективах муниципальных предприятий

Муниципальное унитарное предприятие является особой формой публичного образования, создаваемого органами государственной или муниципальной власти. Отличительной особенностью данных хозяйствующих субъектов следует признать то, что унитарные предприяти...

Задать вопрос