В современной динамичной экономической системе условием успешного функционирования и конкуренции является четкое понимание текущего положения компании и стратегии ее перспективного развития. Существенную роль в обосновании принятия управленческих решений играет маржинальный анализ. На базе маржинального анализа плановых и фактических значений разрабатываются возможные пути мобилизации резервов, а также контроль показателей объема оказываемых услуг, издержек и прибыли. Маржинальный анализ можно проводить как в целом по организации, так и отдельно по каждому продукту. Сущность маржинального анализа во многом состоит в выявлении продуктов в линейке разной прибыльности с их последующим ранжированием. Особенностью учета оказания услуги в фитнес-центре является учет проданного продукта и последующий учет понесенных расходов на оказание клиенту качественной услуги. Таким образом, статистический учет количества посещений по купленным абонементам и связанные с этим учет издержек имеет принципиальное значение. Полученные результаты являются основанием для принятия управленческих решений. Отрицательная величина маржинальной прибыли свидетельствует о росте убытков в случае роста объемов продаж. При положительном значении маржинальной прибыли рост продаж приводит к увеличению балансовой прибыли. Несмотря на вышеуказанные закономерности, руководству при планировании номенклатуры оказываемых услуг необходимо учитывать влияние услуг с отрицательным значением маржинальной прибыли на объем продаж в целом. Так некоторые услуги могут включать имиджевую составляющую, продаваться группой для увеличения объема выручки или для формирования комфортного предложения клиенту.
Основные показатели маржинального анализа:
- Коэффициент маржинального дохода.
- Коэффициент изменения валовых продаж.
- Коэффициент операционной прибыли.
- Прибыльность продаж.
- Коэффициент маржинального дохода.
Кмд = МД/В
Где
Кмд — коэффициент маржинального дохода.
МД — маржинальный доход.
В — выручка.
МД = В — СПЗ
Где
СПЗ — средние переменные затраты.
- Коэффициент изменения валовых продаж. Используется для определения величины изменения валовых продаж в текущем периоде по отношению к предыдущему.
КИВП = (ВТ — ВП)/ВП
Где
КИВП — Коэффициент изменения валовых продаж.
ВТ — Выручка за текущий период
ВП — Выручка за предыдущий период.
- Коэффициент операционной прибыли или операционной маржи рассчитывается как соотношение операционной прибыли к объему продаж.
КОП = ОП/ВП
ОП — операционная прибыль.
ВП — выручка от продаж.
- Прибыльность продаж.
Кчп = ЧП/В
Где
Кчп — коэффициент чистой прибыли (коэффициент характеризующий прибыльность продаж).
ЧП — чистая прибыль
В — Выручка
Прибыльность продаж — это итоговая величина, дающая характеристику прибыльности от основной деятельности.
Коэффициент |
Формула |
План 2017 |
Факт 2017 |
|
1 |
Выручка руб. |
|
70 419 999,00 |
60 574 000,00 |
2 |
Переменные затраты руб. |
|
8 808 000,00 |
6 890 220,00 |
3 |
Постоянные затраты руб. |
|
45 644 868,79 |
44 451 780,00 |
4 |
Совокупные затраты руб. |
|
54 452 868,79 |
51 342 000,00 |
5 |
Операционная прибыль |
ОП=ВД-Себест |
15 967 130,21 |
9 232 000,00 |
6 |
Маржинальный доход |
МжД=В-ПЗ |
61 611 999,00 |
53 683 780,00 |
7 |
Чистая прибыль |
13 572 060,68 |
7 032 800,00 |
|
8 |
Коэффициент маржинального дохода |
Кмд = (В — сПЗ)/В |
0,87 |
0,89 |
9 |
Коэффициент изменения валовых продаж |
КизмВП=(Втг-Впг)/Впг |
0,24 |
0,05 |
10 |
Коэффициент операционной прибыли |
Коп=ОП/В |
0,23 |
0,15 |
11 |
Коэффициент чистой прибыли (прибыльность) |
Кчп=ЧП/В |
0,19 |
0,12 |
12 |
% исполнения плана по выручке |
86,02 % |
||
13 |
% исполнения плана по операционной прибыли |
57,82 % |
||
14 |
% исполнения плана по маржинальной доходности |
87,13 % |
||
15 |
% исполнения плана по ЧП |
51,82 % |
||
16 |
Маржинальная рентабельность затрат |
МРЗ=МжД/ПЗ |
7,79 |
Стоит отметить, что для большей точности фактический расчет переменных затрат на единицу стоит определять из фактических понесенных затрат на абонемент с учетом реальной посещаемости спортивного клуба клиентами. Источником информации служит единая автоматизированная система контроля и учета посещений в клубе.
Структура продаж |
||||||||
Абонемент |
Объем продаж |
Структура продаж |
Цена |
Переменные затраты на единицу |
||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
|||
1 |
12 месяцев |
1100 |
814 |
19,26 % |
15,10 % |
18000 |
3 059,93 |
2 613,07 |
2 |
12 месяцев 90 посещений |
220 |
226 |
3,85 % |
4,19 % |
12000 |
2 929,93 |
2 480,07 |
3 |
12 месяцев день |
550 |
401 |
9,63 % |
7,44 % |
11000 |
3 020,10 |
2 511,07 |
4 |
12 месяцев акция |
40 |
280 |
0,70 % |
5,19 % |
12500 |
2 855,00 |
2 247,07 |
5 |
6 месяцев |
500 |
502 |
8,76 % |
9,31 % |
12000 |
1 529,96 |
1 306,53 |
6 |
6 месяцев день |
385 |
252 |
6,74 % |
4,68 % |
8600 |
1 499,00 |
1 040,53 |
7 |
3 месяца |
622 |
618 |
10,89 % |
11,47 % |
6400 |
764,98 |
653,27 |
8 |
Акц лето (3+1) |
417 |
317 |
7,30 % |
5,88 % |
6000 |
1 019,98 |
871,02 |
9 |
3 мес акция |
150 |
460 |
2,63 % |
8,53 % |
5000 |
701,00 |
1 306,53 |
10 |
3 месяца день |
301 |
222 |
5,27 % |
4,12 % |
4200 |
720,90 |
1 204,53 |
11 |
1 мес |
1425 |
1298 |
24,96 % |
24,08 % |
2950 |
254,99 |
217,76 |
Итого |
5710 |
5390 |
100,00 % |
100,00 % |
||||
Таким образом возможен дальнейший расчет коэффициента маржинального дохода по каждому виду услуги:
Абонемент |
Кмд |
||
План |
Факт |
||
1 |
12 месяцев |
0,83 |
0,85 |
2 |
12 месяцев 90 посещений |
0,76 |
0,79 |
3 |
12 месяцев день |
0,73 |
0,77 |
4 |
12 месяцев акция |
0,77 |
0,82 |
5 |
6 месяцев |
0,87 |
0,89 |
6 |
6 месяцев день |
0,83 |
0,88 |
7 |
3 месяца |
0,88 |
0,90 |
8 |
Акц лето (3+1) |
0,83 |
0,85 |
9 |
3 мес акция |
0,86 |
0,74 |
10 |
3 месяца день |
0,83 |
0,71 |
11 |
1 мес |
0,91 |
0,93 |