В статье рассмотрена конкурентоспособная стратегия развития акционерного общества с госпакетом акций, нацеленная на реструктуризацию всех аспектов деятельности приватизированных предприятий. Данная стратегия должна повысить эффективность финансовой деятельности приватизированных предприятий, составляющих стержень реального сектора экономики Узбекистана.
Ключевые слова: корпоративный менеджмент, металлургия черных металлов, приватизированное предприятие, реструктуризация, конкурентоспособная стратегия, дивидендная политика.
In article considerate a competitive strategy of development of incorporated society with state packet of actions, aimed on the restructuring of all aspects of activity of privatized enterprises. The given strategy has to promote an efficiency of financial activity of privatized enterprises, component the core of real sector of economics of Uzbekistan.
Keywords: metallurgical industry, ferrous metallurgy, privatized enterprise, restructurization, competitive: corporative management, strategy.
Металлургия черных металлов во многих странах мира развивается достаточно высокими темпами. При этом важно отметить то, что в последние годы центр современной промышленности черных металлов постепенно смещается в страны Азии, где в настоящее время производится более половины стальной продукции мира.
Месторождения железных руд выявлены в 98 странах, а мировые прогнозные ресурсы оцениваются в 790,9 млрд.т. Общие запасы железных руд в мире составляют 464,24 млрд.т; подтвержденные запасы- 206,9 млрд. т. На долю трех крупнейших стран производителей (КНР, Бразилия, Австралия) приходится около 65 % от мирового объема производства [1].
В Узбекистане прогнозные ресурсы месторождений железных руд оцениваются в 4708,0 млн. тонн. Подтвержденные запасы составляют 604,3млн.тонн., содержание железа в промышленных рудах составляет 18- 22 % [2].
В настоящее время появились новые технологии и современное прогрессивное оборудование, которые позволяют обогащать руды с низкими содержанием железа и получать концентрат с содержанием железа до 66,4 %, из которого можно получать высококачественную сталь, или экспортировать его за рубеж.
Узбекский металлургический комбинат в городе Бекабаде Ташкентской области был построен в 1944г. для переработки железосодержащих отходов и лома, получаемого из среднеазиатских республик. Сейчас работает на собственном сырье.
Производимая на АО «Узметкомбинат» металлопродукция в основном удовлетворяет потребности продукции Республики всего на 35 %, а остальная часть (65 %) импортируется из стран СНГ: России, Казахстана, Украины [3].
Для устойчивого развития металлургической отрасли необходимо решить следующие задачи:
– повышение уровня сырьевой обеспеченности отрасли за счет вовлечения в оборот новых видов сырья новых месторождений и расширения импортных поставок металлома;
– увеличение объёма производства готового металлопроката;
– расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет увеличение объёмов производства меди, медных сплавов, фольги и других видов продукции.
Решению этих задач будет способствовать диверсификация производства, которая применительно к чёрной металлургии предполагает реализацию мер по совершенствованию продуктовой структуры производства на основе увеличения степени переработки сырья, развития инфраструктуры, преодоления монополизации производства и совершенствования управленческой стратегии.
Для организации производства высококачественной первичной стали из рудного сырья ключевая роль отводиться инновациям, инновационной деятельности и инновационной экономике. Проблемы инновации, рассматриваемые в качестве основного фактора развития отечественной экономики, не новы. Сущность инновационного процесса рассматривается как совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, процессов, связанных с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также с потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологии, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые потребности.
Для выполнения вышеперечисленных задач по развитию черной металлургии Республики Узбекистан нужны ощутимые инвестиции, которые можно получить путём реструктуризации АО «Узметкомбинат» в холдинговую компанию ХК «Узметкомбинат».
Развитие предприятий по нашему мнению, должно идти в первую очередь путём создания холдинговой компании, реконструкции действующих и создания новых предприятий и подразделений, расширения ассортимента и улучшения качества продукции, укрепления прямых связей с другими предприятиями и торгующими организациями.
Для достижения этой цели, целесообразно:
- Дополнительные капитальные вложения и инвестиции направлять на создание новых реструктурированных предприятий.
- Расширить сырьевую базу предприятия за счёт увеличения общего объёма производства и выпуска экспортоориентированной продукции.
- Выпуск дополнительных акций. Внешними источниками финансирования могут быть инвестиции иностранных инвесторов, выпуск корпоративных облигаций, кредитные линии международных финансовых институтов, средства внебюджетных фондов. Источниками финансовых институтов являются кредиты коммерческих банков, инвестиции финансовых институтов, поставка оборудования на лизинговой основе, факторинговые сделки. Государственными источниками финансирования могут быть государственные инвестиционные программы, налоговые льготы, финансовые преференции для стратегически важных АО, фонд доходов от разгосударствления и приватизации.
Схема реструктуризации АО «Узметкомбинат» в холдинговую компанию, представленная на рис.1 позволяет, по мнению автора, довести объёмы выпуска сталелитейной продукции до объёмов, полностью обеспечивающих потребности национальной экономики в чёрных металлах, исключить их ввоз в республику и расширить потенциал.
Для успешной реализации методов управления финансовой деятельности акционерного общества доверительным управляющим необходимо соблюдать принципы корпоративного менеджмента.
В отношении финансового аспекта данной процедуры, действующая нормативно-правовая база должна быть нацелена на создание условий, обеспечивающих соблюдение принципа разделения полномочий в процессе стратегического планирования и оперативного управления их хозяйственной деятельностью между высшими и исполнительными органами управления акционерного общества.
Особое место в ней должно отводиться организации четкого контроля за ритмичностью движения финансовых потоков, эффективного мониторинга за расходованием получаемой прибыли, а также проведение взвешенной дивидендной политики [4].
Под «эффективным управлением» специалистами понимается участие государства в использовании потенциала госпакета акций (долей) в уставном фонде хозяйственных обществ ценой максимальной экономии всех видов ресурсов и отстаивания интересов государства.
Рис. 1. Организационная реструктуризация АО «Узметкомбинат».
Центральным направлением деятельности государственных поверенных в стратегически важных приватизированных акционерных предприятиях Узбекистана должна стать работа по формированию и реализации эффективной дивидендной политики, призванной балансировать интересы всех членов корпоративного сообщества.
В большинстве акционерных обществ чистый доход распределяется по решению общего собрания акционеров таким образом, что 50 % его уходит на выплату дивидендов акционерам. Часть дохода расходуется на отчисления в различные фонды предприятия (в том числе часть идёт в резервный фонд) и только небольшая часть чистой прибыли идёт на реструктуризацию и другие формы инновационного развития производства.
Конечным результатом эффективности проводимой финансовой деятельности акционерного общества является дивидендная политика, участие государственных поверенных, доверительных управляющих и управляющих компаний в её реализации, (рис.2)
Важным резервом повышения эффективной работы государственных поверенных в условиях рыночной экономики Узбекистана должно стать правильное использование таких общепризнанных в мировой практике управления финансовой деятельности приватизированного предприятия (ПП) принципов, как:
– принцип минимальной достаточности, означающий, что в процессе управления ими государство не пытается извлечь только экономическую эффективность;
– принцип эффективности управления, заключающийся в достижении целей оптимального участия государства в уставном капитале хозяйственных обществ ценой максимальной экономии всех видов ресурсов;
– принцип высокого профессионализма управления, означающий, что к использованию госпакетами акций должны привлекаться высококвалифицированные и опытные специалисты;
– принцип эффективного взаимодействия государственных органов с физическими и юридическими лицами, привлекаемыми для использования потенциала госпакетами акций [5].
Опираясь на рассматриваемые принципы, уполномоченные представители государства должны принимать самое активное участие в формировании гибкой финансовой политики акционерного общества, отстаивая интересы государства и увязывая их с интересами членов акционерных сообществ. Проводя курс на взвешенную дивидендную политику, они должны добиваться того, чтобы значительная часть чистой прибыли всё же оставалась в обороте стратегически важных приватизированных предприятий и направлялась не на потребление (в виде дивидендов), а на их инновационное развитие.
Рис. 2. Схема совершенствования корпоративного менеджмента акционерного общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная на основе тщательной диагностики конкурентоспособная стратегия развития акционерного общества с госпакетом акций, нацеленная на реструктуризацию всех аспектов деятельности приватизированных предприятий, а также эффективная, работа уполномоченных представителей государства по её внедрению в жизнь, должна повысить эффективность финансовой деятельности приватизированных предприятий, составляющих стержень реального сектора экономики Узбекистана.
Обеспеченность потребностей республики сталелитейной продукцией, исключая её импорт, является приоритетной общегосударственной задачей современного этапа развития экономики страны.
Литература:
- htpp://www.infogeo..ru
- Ахмедов Н. А., Завъялов Г. Е., Землянов А. А. и др. Рудные месторождения Узбекистана. Т., ГидроИнГео, 2001г.
- Хашимова С. Н. Развитие черной металлургии Узбекистана в условиях модернизации национальной экономики. Автореферат. Т., 2011г. Ташкент., 2011г.
- Гулямов С. C. Некоторые проблемы участия государства в корпоративном управлении в приватизированных предприятиях. // Проблемы внедрения лучшей практики корпоративного управления в Узбекистане. Материалы международной научно-практической конференции. Т., 2006г.
- Якубов Н. М. Принципы корпоративного менеджмента в акционерных компаниях.// Иктисодиёт ва таълим. Т, 2014г., № 2.