Особенности коммерческого представительства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 13.04.2018

Статья просмотрена: 3824 раза

Библиографическое описание:

Попова, К. С. Особенности коммерческого представительства в России / К. С. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49413/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время предпринимательская деятельность невозможна без представительства. Актуальность такого положения представителей продиктована тем, что в условиях рыночной экономики невозможно предпринимателю самому лично участвовать одновременно во всех процессах взаимодействия производства товаров и услуг и их продажей потребителю. Получать постоянную прибыль от продажи своих товаров и услуг предприниматель сможет только при хорошо организованной сети продаж его товаров и услуг. Отсюда следует, что первостепенное значение имеет не производство товаров и услуг, а их успешная реализация [4, c. 48–54].

Поставив на первое место реализацию товаров и услуг, предприниматель должен организовать такую систему представительства, которая будет иметь минимальные организационные расходы. И только представители высокого класса способны достичь этой цели. Представители такого высокого класса и составляют коммерческое представительство.

Главный признак коммерческого представительства — это правовой статус представляемого. Представляемым может быть только коммерсант в лице индивидуального предпринимателя или коммерческая организация, т. е. юридическое лицо. Это нам диктует п. 1 ст. 184 Гражданского Кодекса Российской Федерации, далее ГК РФ [5]. Отсюда следует, что если «представляемый» не является коммерсантом, то речь идет об обычном гражданском представительстве [6, c. 21–31].

Второй важный признак коммерческого представительства — это проведение коммерческим представителем юридических действий в форме договоров, которые по своему характеру являются торговыми сделками [11, c. 47].

Понятие торговой сделки или коммерческой сделки странами англо-американской правовой системы не признается. Такое понятие существует в странах романо-германской правовой семьи. В странах романо-германской правовой семьи такое понятие торговой или коммерческой сделки может иметь как объективный, так и субъективный характер [6, c. 21–31].

Объективный характер торговой сделки принят, например, во Франции. Во Франции признают коммерческую сущность сделки, независимо от субъектов сделки. В Германии и Японии действует субъективный характер торговых сделок, т. е. субъективный характер сделки вытекает из того, что такая сделка производится коммерсантами.

Но ни одна из этих стран строго не придерживается этих принципов. Например, в § 1 Германского Торгового Уложения, далее ГТУ, имеется перечисление основных типов сделок, которые предусмотрены по сущности, а не по тому, какие субъекты их производят. Следовательно, сделка будет носить объективный характер [6, c. 21–31].

В дореволюционной России не было системы торгового права, но Г. Ф. Шершеневич проанализировал торговые положения Устава Судопроизводства Торгового и пришел к выводу, что сделки имеют субъективный характер: «Следовательно, действие торгового права у нас должно распространяться не на единичные сделки, а только на сделки, производимые в виде промысла» [11, c. 48].

В действующем Гражданском Кодексе Российской Федерации нет перечня торговых (коммерческих) сделок. Анализ положений ст. 184 ГК РФ выявляет у сделок субъективный характер. Так как договоры, заключенные коммерсантами в коммерческой деятельности, носят субъективный характер. Следовательно, для того, чтобы сделать вывод, имеет ли место коммерческое представительство, необходимо выяснить цель и характер (сущность) сделки. Если произведенная сделка и созданные сделкой права и обязанности имеют коммерческий характер, то и представительство, которое имеется при такой сделке, является коммерческим. И наоборот, если сделка не имеет никакой связи с коммерческой деятельностью, то и представительство не является коммерческим [6, c. 21–31].

Ю. Б. Носкова дает отличное от других понятие коммерческому представительству и определяет для коммерческого представительства специальные нормы. Она делит нормы по представительству на общие и специальные. К общим нормам она относит:

– положения, регулирующие правовую природу представительства;

– основания появления представительства;

– основополагающие принципы.

Специальные нормы она делит на два типа: общегражданские и коммерческие [8, c. 12].

Коммерческое представительство является типом общегражданского добровольного представительства. Так как коммерческое представительство является типом общегражданского добровольного представительства, оно обладает всеми общими признаками представительства, но также имеет и свои особенные признаки, которые и относят его в отдельный правовой институт [7, c. 356]:

– Основой коммерческого представительства служит договор. В исключительных случаях основой коммерческого представительства может быть и доверенность. Некоммерческое (общегражданское) представительство почти во всех случаях появляется на основании доверенности и только в немногочисленных случаях появляется из договора;

– Коммерческое представительство обладает своим субъектным составом. Обе стороны, при этом, должны быть профессиональные предприниматели. В общегражданском представительстве обе стороны, ровно также, как и одну могут представлять физические лица.

Коммерческий представитель работу по представительству производит постоянно, и так как он является предпринимателем, он должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве предпринимателя. Только при государственной регистрации предпринимателя можно судить о профессиональной деятельности коммерческого представителя в качестве предпринимателя.

Коммерческий представитель является профессиональным предпринимателем, производит сделки самостоятельно, особенно в той сфере, где он обладает специальными знаниями и навыками, нужной информацией и деловыми связями [7, c. 356]. Исключение могут составлять отдельные категории сделок или конкретное имущество, где представителями могут быть лица, обладающие специальным статусом или они должны иметь лицензию на проведение представительских действий [9].

– Сделки, произведенные коммерческим представителем, являются предпринимательскими сделками. Целью предпринимательских сделок является получение прибыли. Целью общегражданского представительства является разрешение личных, семейных и бытовых проблем граждан;

– Коммерческие представители имеют полномочия только на заключение договоров. Они не имеют права производить фактические действия, например, вести переговоры относительно сделок, которые просматриваются в будущем времени;

– Коммерческий представитель имеет более широкие права и обязанности, чем гражданский представитель. Доказательством этого служит то, что он может быть одновременно представителем той и другой стороны в сделке, п. 2 ст. 184 ГК РФ. Гражданское представительство не обладает такими правами;

– Коммерческий представитель несет ответственность за порученное ему дело и поэтому, он должен заботиться о деле, как о своем деле предпринимателя, п. 3 ст. 401 ГК РФ;

– Коммерческий представитель имеет право на вознаграждение. В случае, когда он представляет обе стороны в сделке, он имеет право на вознаграждение от сторон в равных долях, также стороны должны возместить ему расходы тоже в равных долях;

– Коммерческий представитель свою деятельность производит только при наличии договора, разработанного в письменной форме. Договор должен содержать полномочия представителя. Требование о полномочиях в договоре является одним из главных требований. Если такое требование в договоре не выполнено, полномочия должны быть подтверждены доверенностью, п. 3 ст. 184 ГК РФ;

– Коммерческий представитель не должен нарушать Федеральный закон о «Коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ. Другими словами, после выполнения порученного дела коммерческий представитель не должен разглашать сведения о произведенных им сделках;

– Коммерческий представитель вправе удерживать у себя вещи представляемого согласно ст. 359 ГК РФ до обеспечения своих требований по договору, в частности, до получения им вознаграждения;

– Так как коммерческий представитель является профессиональным предпринимателем (юридическое лицо в области коммерческой деятельности), он имеет право отходить от указаний доверителя, не запрашивая доверителя об этом, если такое обстоятельство позволяет в конечном счете, получить больше прибыли. Только коммерческий представитель обязан в разумный срок сообщить об этом доверителю, об этом говорит п. 3 ст. 973 ГК РФ [7, c. 356];

– При гражданском представительстве допускается доверительный характер между сторонами. Коммерческий представитель производит сделки в интересах не только доверителя, но и в своих интересах, так как целью коммерческого представительства является получение прибыли. Поэтому коммерческий представитель не допускает доверительных отношений между сторонами. В связи с этим, закон диктует правило, если коммерческий представитель намерен отказаться от поручения, он должен за 30 дней предупредить доверителя. В договоре поручения может быть предусмотрен более длительный срок уведомления доверителя, об этом говорит п. 3 ст. 977 ГК РФ. При гражданском представительстве доверитель имеет право отменить поручение, а представитель отказаться от поручения в любое время, об этом говорит п. 2 ст. 977 ГК РФ.

Из перечисленных выше особенностей коммерческого представительства в нормах гражданского права следуют и особенности коммерческого представительства в процессуальной деятельности, так как коммерческая деятельность не может проходить без экономических споров.

Экономические споры в предпринимательской деятельности разрешают арбитражные суды, которые действуют на основании Федерального Закона от 24 июля 2002 года «О введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» № 95-ФЗ.

До революции 1917 года в России существовали так называемые торговые суды, которые рассматривали:

– торговые дела;

– вексельные дела;

– дела о банкротстве в торговле [2, c. 173].

В советское время арбитражный процесс в основном выполнял управленческие функции, так как в советское время вся собственность была государственной. В настоящее время доли государственной собственности становится все меньше и меньше, а, следовательно, и арбитражные суды стали заменять собой государственный и ведомственный арбитраж.

Другими словами, гражданские дела, в которых участвуют граждане, и они не связаны с экономикой, разрешают суды общей юрисдикции. Разрешение споров, возникающих в предпринимательской деятельности, производят арбитражные суды, которые постановлением Пленума Верховного Арбитражного Суда, далее ВАС, от 28 октября 1994 года названы специальными судами. Цель арбитражных судов — разрешить споры в экономической деятельности предприятий (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей [3, c. 43].

Дела юридических лиц в арбитражном процессе ведут органы юридических лиц, которые действуют согласно федеральным законам, правовым акта или учредительным документам юридических лиц. Например, от имени ликвидируемого юридического лица в арбитражном процессе выступает представитель ликвидационной комиссии.

Также, как и в гражданском процессе, в арбитражном процессе граждане имеют право вести свои дела лично или через представителя. «Представляемый» имеет право участвовать в процессе вместе с представителем. В арбитражном процессе юридическое лицо имеет право иметь двух и более представителей. Указания на обязательное участие представителя в арбитражном процессе в АПК РФ не имеется.

Представительство в арбитражном процессе — это деятельность представителя, которую он проводит от имени «представляемого» с целью получения положительного решения по возникшему спору. Представитель оказывает помощь в процессе представляемому по защите его прав, предотвращает их нарушение, оказывает содействие суду по делам, которые имеют к нему прямое отношение.

Представители в арбитражном процессе — это лица, которые действуют в арбитражном суде, не выходя за границы имеющихся у них полномочий:

– представителем в арбитражном процессе должно быть дееспособное лицо, полномочия которого должны быть оформлены в установленном законом порядке;

– руководители представительств и филиалов участвуют в арбитражном процессе по доверенности, оформленной согласно п. 3 ст. 55 АПК РФ;

– федеральные министры, руководители федеральных органов исполнительной власти, представляя интересы правительства, имеют право участвовать в процессе без доверенности [10];

– согласно ст. 60 АПК РФ, лица, не имеющие полной дееспособности или находящиеся под опекой, под попечительством не должны участвовать в процессе в качестве представителя. Представителями в арбитражном процессе не могут быть судьи, прокуроры, следователи. Исключение составляют случаи, когда они сами являются законными представителями;

– представителями в арбитражном процессе могут быть только физические лица — граждане. Юридические лица не являются представителями в процессе [1, c. 172];

– иметь представителя в арбитражном процессе могут только стороны и третьи лица. Стороны имеют право ставить условия по предмету спора, третьи лица не обладают такими правами;

– для выполнения порученного дела, представитель в арбитражном процессе вступает в процессуальные отношения с арбитражным судом, которые регулируются нормами арбитражного процессуального права и имеют процессуальный характер;

– отношения представителя и представляемого регулируются нормами материального права, например, гражданского. Сущность таких отношений — гражданско-правовая. Примером гражданско-правовых отношений являются отношения, вытекающие из договора поручения, и такие отношения регулируются гражданским законодательством.

Таким образом, представительство в арбитражном процессе отличается от представительства в гражданском праве: по целям и характеру отношений между представителем и представляемым; по субъектному составу представительства; основаниям появления; правовым последствиям, которые вытекают из выполненного поручения по проведению юридических действий.

Перечисленные отличия и особенности представительства в гражданском праве и в арбитражном процессе позволяют выделить эти представительства в отдельные и самостоятельные правовые институты.

Литература:

  1. Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / под ред. проф. М. К. Треушникова. М.: «Издательский дом Городец», 2007. 672 с.
  2. Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса. Краснодар, 2003. 572 с.
  3. Вестник ВАС РФ,1995. № 2. С. 43.
  4. Гетти Джон Пол. Начала эффективного управления производством: Перевод с английского. М.: Форум, 2004.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный Закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 07.05.2013 г. № 100-ФЗ).
  6. Гришин С. М. Понятие и основания возникновения коммерческого представительства // Вестник Российского университета дружбы народов», 2009. № 4. С. 21–31.
  7. Егорова М. А. Коммерческое право: Учебник для вузов. М.: Статут, 2013. 640 с.
  8. Носкова Ю. Б. Представительство в российском гражданском праве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 28 c.
  9. Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерские и опционные сделки в биржевой торговле, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации 9 октября 1995 г. № 981.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».
  11. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М.: Спарк, 1994. 335 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческий представитель, арбитражный процесс, коммерческое представительство, ГК РФ, сделка, представитель, субъективный характер, коммерческая деятельность, лицо, Российская Федерация.


Задать вопрос