Нередко участники внешнеэкономической деятельностью становятся субъектами спорных правоотношений, контрсубъектами которых являются таможенные органы и (или) их должностные лица. Это споры, обусловленные корректировкой таможенной стоимости товаров, классификацией товаров, применением льгот или тарифных преференций по уплате таможенных платеж и др.
В целом обозначенную категорию споров можно охарактеризовать как чрезвычайно сложную.
Прежде всего, это связано с несовершенством таможенного законодательства, наличием в нем противоречий и пробелов, низкой степенью внимания научного сообщества к толкованию его норм.
Далее следует отметить неравенство субъектов отношений постольку, таможенные органы и (или) их должностные лица относятся к органам государственной власти и государственными служащими соответственно. В силу закона они наделены определенными властными полномочиями, а там, где есть публичная власть, есть и коррупция. Так, в 2016 году по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов возбуждено 409 уголовных дел. Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 230 уголовных дел: 185 — в отношении 109 должностных лиц таможенных органов и 45 — в отношении 53 взяткодателей. В течение 2016 года получены сведения о рассмотрении судами 113 уголовных дел, по которым осуждены 70 должностных лиц таможенных органов [7].
Немаловажную роль играет и «цена вопроса», так как перемещение грузов через границу, как правило, осуществляется оптом, на суммы в сотни тысяч долларов. По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2016 году составил 471,2 млрд. долларов США, в том числе экспорт — 287,6 млрд. долларов США, импорт — 183,6 млрд. долларов. По итогам 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд. рублей, в том числе: НДС — 1 762,8 млрд. рублей; ввозные таможенные пошлины — 489,8 млрд. рублей 484,2 млрд. рублей; вывозные таможенные пошлины — 2 054,1 млрд. рублей; акцизы при ввозе товаров — 58,8 млрд. рублей; таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, — 5,6 млрд. рублей; таможенные сборы — 16,9 млрд. рублей; иные платежи — 18,9 млрд. рублей [7].
Наконец, по фактам нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования при перемещении товаров через государственную границу, таможенные органы и их должностные лица вправе привлекать нарушителей к административной ответственности, а уклонение от уплаты таможенных платежей, может повлечь самую строгую ответственность — уголовную.
По итогам 2016 года арбитражными судами Российской Федерации были рассмотрены около 20 тыс. дел на общую сумму более 31,1 млрд. рублей. При этом, 60 % из них вынесены не в пользу таможенных органов [7]. В этой связи судебное разбирательство можно признать весьма эффективным способом решения таможенных споров.
Заметим, что положительным моментом является тот факт, что такая категория споров не предусматривает обязательного соблюдения досудебного урегулирования споров. Более того, если спор подан на рассмотрение одновременно и в ведомственном (административном) и в судебном порядке, его разрешение отдано законом к компетенции арбитражного суда.
Кто же вправе обратиться за защитой прав в арбитражный суд с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица?
Согласно п. 1 ст.36 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» это любое лицо, по мнению которого, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность [1].
Вместе с тем, указанное мнение должно быть основано на законе. Суд откажет в удовлетворении заявленных требований если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица не нарушает права свободы или законные интересы заявителя, последнему не созданы препятствия к их реализации либо не возложена на него какая-либо обязанность в нарушении закона (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2015 N 303-КГ15–10944 по делу N А51–27977/2014 [5], Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2016 N Ф07–3933/2016 по делу N А56–34945/2015 [6]).
Порядок обжалования действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц регулируется специальными кодифицированными актами, в зависимости от конкретной категории таможенного спора и субъектного состава: КоАП РФ [4], КАС РФ [3], АПК РФ [2].
Таким образом, решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в судебном порядке могут обжаловать юридические и физические лица, и это связано с осуществлением ими внешнеэкономической деятельности. Необходимым условием обеспечения надлежащей судебной защиты данных лиц, является соответствие жалоб требованиям таможенного законодательства и реальность фактов нарушения прав, свобод или законных интересов заявителей, либо создания препятствия к их реализации, либо незаконного возложения на них какой-либо обязанности.
Литература:
- Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/011fbe60eab83f92b7599959079b5770e522434c/ (дата обращения: 10.02.2018г.)
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286546&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3923047515035063#0005877655442745766 (дата обращения: 10.02.2018г.)
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС КонсультантПлюс. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286548&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9609443831433264#02697249620784645 (дата обращения: 10.02.2018г.)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СПС КонсультантПлюс. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287247&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.07877968435502702#015135803729667052 (дата обращения: 10.02.2018г.)
- Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2015 N 303-КГ15–10944 по делу N А51–27977/2014 // СПС КонсультантПлюс. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=438565#00691428785274888 (дата обращения: 10.02.2018г.)
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2016 N Ф07–3933/2016 по делу N А56–34945/2015 // СПС КонсультантПлюс. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ASZ;n=181431#03631838593023451 (дата обращения: 10.02.2018г.)
- Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии «Таможенная служба Российской Федерации в 2016 году» // Официальный сайт ФТС России. Электронный ресурс: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 10.02.2018г.)